Конспект НОД по речевому развитию с включением дидактической игры по содержанию художественного произведения в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная область: Речевое развитие
Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Возрастная группа: 5-6 лет
Цель занятия: завершение ознакомления детей старшей группы с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» с последующим раскрытием идеи произведения (будь добр и добро вернется) в процессе беседы с детьми по содержанию с закреплением знаний о героях сказки через дидактическую игру «Найди героя сказки».
Задачи занятия:
- образовательные: продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Царевна-лягушка», правильно воспринимать художественное произведение, выделяя идею сказки (будь добр и добро вернется); уточнить характеристику главного героя Ивана-царевича (добрый, смелый, любит животных, жалеет их); закрепить знания детей о героях сказки, использую дидактическую игру.
- развивающие: развивать диалогическую форму речи при обсуждении отрывка сказки; обогащать словарный запас («Гой еси», «наутек», «неминучая»); развивать логическое мышление.
- воспитательные: воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Словарная работа: «Гой еси», «наутек», «неминучая».
Планируемые результаты занятия: дети старшей группы познакомились с русской народной сказкой «Царевна-лягушка», смогли понять главную идею произведения (быть добрым и добро вернется); закрепили знания о героях сказки через дидактическую игру «Найди героя сказки».
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок.
Материалы и оборудование: русская народная сказка «Царевна-лягушка» в обработке А. Афанасьева (с сокращениями), иллюстрации к русской народной сказки «Царевна-лягушка», предметные картинки, лукошко, шкатулка, платок, ноутбук, мольберт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход НОД:
Этапы НОД | Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей) |
1.Организационно-мотивационный этап | - Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!» - Я приглашаю вас в увлекательный мир сказки. - Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Ответы детей) Да, сказки бывают разные – авторские и народные. Авторские – придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад и рассказал их такими словами, которые живут только в русских народных сказках. |
2.Основной этап | |
2.1 Этап постановки проблемы | (Музыка) Много сказок есть на свете, Сказку эту любят дети. А вот как ее узнать? Нужно сказку угадать. Все подсказки здесь, в лукошке. Потрудитесь-ка немножко! (Достаю картинку и прикрепляю на магнитную доску) - Дети, в какую сказку мы попали? (Царевна-лягушка) Почему вы так решили? - Вы правы, мы снова в гостях у Царевны-лягушки. (Достаю книгу) (Музыка волшебства) - Кажется, начинаются чудеса! Посмотрите, на столе появилась шкатулка. Как вы думает, что в ней? (Показываю шкатулку, в которой лежат сюжетные картинки) - В ней лежат картинки из русской народной сказки «Царевна-лягушка». Давайте вспомним события сказки, о которых уже говорилось и расставим все картинки на свои места. (Дети рассказывают сказку и раскладывают на столе картинки, соответствующие сюжету). - Все верно, царь решил женить сыновей и велел им стрелять из лука, женой Ивана-царевича стала лягушка. После свадьбы невестки выполняли задания царя: пекли хлеб и ткали ковер. На пир к царю лягушка приехала в облике Василисы Премудрой, а Иван-царевич тайно сжег ее лягушачью кожу. Из-за этого Василиса превратилась в белую лебедь и улетела к Кощею Бессмертному. - Молодцы, вы правильно разложили картинки, а теперь давайте отдохнем. Физминутка «Две лягушки» Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны) Две зеленые лягушки. (Полуприседания вправо-влево) Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку) Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево) Утром рано умывались, Полотенцем растирались. (Выполнять движения в соответствии с текстом) Ножками топали, Ручками хлопали. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. |
2.2 Этап ознакомления с материалом | - Мы с вами немного отдохнули. Сейчас продолжим чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно. (Читаю отрывок сказки «Царевна-лягушка») - Вы заметили, какие необычные слова встретились в нашей сказке? - Какими словами Баба-яга встретила Ивана? Что она ему сказала? «Гой еси». Как думаете, что они означают? (Будь жив или будь здоров) - Как выбежал заяц из сундука? «Наутек» - значит очень быстро. - Что означает выражение беда «неминучая»? Беда, которая обязательно произойдет. - Мы с вами разобрали все непонятные слова, а теперь вновь обратимся к сказке. |
2.3 Этап практического решения проблемы | - Давайте вспомним, кого первым встретил Иван-царевич на своем пути? (Старый старичок) - Как он помог ему? (Дал волшебный клубок) - Кто встретился Иван-царевичу, пока он шел за клубком? (Медведь, селезень, заяц, щука) - Как он с ними поступил? (Пожалел, не стал убивать) - Верно, он их пожалел. Давайте еще раз прочитаем отрывок, в котором об этом говорится. Я начну, а вы продолжите. (Прием «Закончи предложение») - Куда привел Ивана волшебный клубок? (К Бабе-яге) - Правильно, посмотрите. (Показ иллюстрации) - Чем помогла ему Баба-яга? (Рассказала где искать смерть Кощея) - Где находилась смерть Кощея Бессмертного? (На конце иглы) - Давайте еще раз прочитаем, как об этом написано в книге. (Повторное чтение) - Добыл ли Иван смерть Кощея? (Да) - Как он это сделал? (Помогли звери) - Какой Иван-царевич? (Он добрый, смелый, любит животных, жалеет их) - Чем заканчивается сказка? (Иван-царевич спас Василису, и стали они жить-поживать и беды не знать) (Показ иллюстрации) - А сейчас я предлагаю проверить, как вы запомнили героев этой сказки. (Презентация дидактической игры) - Мы с вами поиграем в игру «Найди героя сказки». Посмотрите на экран. На нем будут появляться картинки с персонажами разных сказок. Вам среди них нужно найти и назвать героев нашей сказки. - Здорово! Вы угадали всех героев сказки «Царевна-лягушка». |
3.Заключительный этап | - Вам понравилась русская народная сказка «Царевна-лягушка»? - Кто из героев вам больше понравился? - Мне тоже очень понравилась сказка «Царевна-лягушка». Больше всего понравился Иван-царевич, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Премудрую и навсегда избавить ее от злых чар Кощея Бессмертного. - Чему учит нас эта сказка? (Доброте, справедливости, взаимопомощи) - Если вы будете добрыми, то добро к вам обязательно вернется. - Давайте аккуратно поставим книгу на полку, а в следующий раз мы с вами познакомимся с новой сказкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "Ознакомление с родным городом".Составление рассказана тему «Петербургская семья» (старшая группа с элементами ОНР)
Составление рассказана тему «Петербургская семья» (старшая группа с элементами ОНР)...
КОНСПЕКТ ООД ОО «Речевое развитие» Тема: «Витамины в саду и на грядке» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Расширить знания детей об овощах и фруктах, способствовать развитию связной речи с помощью игровой деятельности и ИКТ...
Конспект НОД по речевому развитию по теме «Зимующие птицы» с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.
Цель: Развитие связной речи, расширение и активизация словаря детей по теме....
Конспект занятия по речевому развитию разучивание стихотворения Сурикова В.И «Вот моя деревня…» В старшей группе
Конспект занятия по речевому развитию разучивание стихотворения Сурикова В.И«Вот моя деревня…»В старшей группе...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) с включением дидактической игры по содержанию русской народной сказки «Сивка-Бурка»
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Задачи:Обучающие• учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;• расширять словарный запас де...
Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Дидактические игры «Поручения. Лошадки».
Цель: формировать умение детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх &nda...
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры на ИКТ оборудование.
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с включением дидактической игры на ИКТ оборудование....