Конспект НОД по речевому развитию с включением дидактической игры по содержанию художественного произведения в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Игнатьева Любовь Александровна

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Возрастная группа: 5-6 лет

Цель занятия: завершение ознакомления детей старшей группы с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» с последующим раскрытием идеи произведения (будь добр и добро вернется) в процессе беседы с детьми по содержанию с закреплением знаний о героях сказки через дидактическую игру «Найди героя сказки».

Задачи занятия:

- образовательные: продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Царевна-лягушка», правильно воспринимать художественное произведение, выделяя идею сказки (будь добр и добро вернется); уточнить характеристику главного героя Ивана-царевича (добрый, смелый, любит животных, жалеет их); закрепить знания детей о героях сказки, использую дидактическую игру.

- развивающие: развивать диалогическую форму речи при обсуждении отрывка сказки; обогащать словарный запас («Гой еси», «наутек», «неминучая»); развивать логическое мышление.

- воспитательные: воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.

Словарная работа: «Гой еси», «наутек», «неминучая».

Планируемые результаты занятия: дети старшей группы познакомились с русской народной сказкой «Царевна-лягушка», смогли понять главную идею произведения (быть добрым и добро вернется); закрепили знания о героях сказки через дидактическую игру «Найди героя сказки».

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок.

Материалы и оборудование: русская народная сказка «Царевна-лягушка» в обработке А. Афанасьева (с сокращениями), иллюстрации к русской народной сказки «Царевна-лягушка», предметные картинки, лукошко, шкатулка, платок, ноутбук, мольберт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Ход НОД:

Этапы НОД

Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей)

1.Организационно-мотивационный этап

- Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

- Я приглашаю вас в увлекательный мир сказки.

- Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Ответы детей) Да, сказки бывают разные – авторские и народные. Авторские – придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад и рассказал их такими словами, которые живут только в русских народных сказках.

2.Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы

(Музыка)

Много сказок есть на свете,

Сказку эту любят дети.

А вот как ее узнать?

Нужно сказку угадать.

Все подсказки здесь, в лукошке.

Потрудитесь-ка немножко!

(Достаю картинку и прикрепляю на магнитную доску)

- Дети, в какую сказку мы попали? (Царевна-лягушка) Почему вы так решили?

- Вы правы, мы снова в гостях у Царевны-лягушки. (Достаю книгу)

(Музыка волшебства)

- Кажется, начинаются чудеса! Посмотрите, на столе появилась шкатулка. Как вы думает, что в ней? (Показываю шкатулку, в которой лежат сюжетные картинки)

- В ней лежат картинки из русской народной сказки «Царевна-лягушка». Давайте вспомним события сказки, о которых уже говорилось и расставим все картинки на свои места. (Дети рассказывают сказку и раскладывают на столе картинки, соответствующие сюжету).

- Все верно, царь решил женить сыновей и велел им стрелять из лука, женой Ивана-царевича стала лягушка. После свадьбы невестки выполняли задания царя: пекли хлеб и ткали ковер. На пир к царю лягушка приехала в облике Василисы Премудрой, а Иван-царевич тайно сжег ее лягушачью кожу. Из-за этого Василиса превратилась в белую лебедь и улетела к Кощею Бессмертному.

- Молодцы, вы правильно разложили картинки, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки. (Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались. (Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

2.2 Этап ознакомления с материалом

- Мы с вами немного отдохнули. Сейчас продолжим чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно. (Читаю отрывок сказки «Царевна-лягушка»)

- Вы заметили, какие необычные слова встретились в нашей сказке?

- Какими словами Баба-яга встретила Ивана? Что она ему сказала? «Гой еси». Как думаете, что они означают? (Будь жив или будь здоров)

- Как выбежал заяц из сундука? «Наутек» - значит очень быстро.

- Что означает выражение беда «неминучая»? Беда, которая обязательно произойдет.

- Мы с вами разобрали все непонятные слова, а теперь вновь обратимся к сказке.

2.3 Этап практического решения проблемы

- Давайте вспомним, кого первым встретил Иван-царевич на своем пути? (Старый старичок)

- Как он помог ему? (Дал волшебный клубок)

- Кто встретился Иван-царевичу, пока он шел за клубком? (Медведь, селезень, заяц, щука)

- Как он с ними поступил? (Пожалел, не стал убивать)

- Верно, он их пожалел. Давайте еще раз прочитаем отрывок, в котором об этом говорится. Я начну, а вы продолжите. (Прием «Закончи предложение»)

- Куда привел Ивана волшебный клубок? (К Бабе-яге)

- Правильно, посмотрите. (Показ иллюстрации)

- Чем помогла ему Баба-яга? (Рассказала где искать смерть Кощея)

- Где находилась смерть Кощея Бессмертного? (На конце иглы)

- Давайте еще раз прочитаем, как об этом написано в книге. (Повторное чтение)

- Добыл ли Иван смерть Кощея? (Да)

- Как он это сделал? (Помогли звери)

- Какой Иван-царевич? (Он добрый, смелый, любит животных, жалеет их)

- Чем заканчивается сказка? (Иван-царевич спас Василису, и стали они жить-поживать и беды не знать)

(Показ иллюстрации)

- А сейчас я предлагаю проверить, как вы запомнили героев этой сказки. (Презентация дидактической игры)

- Мы с вами поиграем в игру «Найди героя сказки». Посмотрите на экран. На нем будут появляться картинки с персонажами разных сказок. Вам среди них нужно найти и назвать героев нашей сказки.

- Здорово! Вы угадали всех героев сказки «Царевна-лягушка».

3.Заключительный этап

- Вам понравилась русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

- Кто из героев вам больше понравился?

- Мне тоже очень понравилась сказка «Царевна-лягушка». Больше всего понравился Иван-царевич, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Премудрую и навсегда избавить ее от злых чар Кощея Бессмертного.

- Чему учит нас эта сказка? (Доброте, справедливости, взаимопомощи)

- Если вы будете добрыми, то добро к вам обязательно вернется.

- Давайте аккуратно поставим книгу на полку, а в следующий раз мы с вами познакомимся с новой сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ООД ОО «Речевое развитие» Тема: «Витамины в саду и на грядке» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Расширить знания детей об овощах и фруктах, способствовать развитию связной речи с помощью игровой деятельности и ИКТ...

Конспект занятия по речевому развитию разучивание стихотворения Сурикова В.И «Вот моя деревня…» В старшей группе

Конспект занятия по речевому развитию разучивание стихотворения Сурикова В.И«Вот моя деревня…»В старшей группе...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) с включением дидактической игры по содержанию русской народной сказки «Сивка-Бурка»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Задачи:Обучающие• учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;• расширять словарный запас де...

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Дидактические игры «Поручения. Лошадки».

Цель: формировать умение детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх &nda...

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры на ИКТ оборудование.

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с включением дидактической игры на ИКТ оборудование....