Речевое развитие при помощи сказки
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Барабанова Анна Андреяновна

Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации занятий.

Задачи:

  • Знакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм, с принципами композиции;
  • Способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности;
  • Учить соотносить тему и название литературных произведений;
  • Использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний;
  • Учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов повествования;
  • Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
  • Перспективный план педагогического проекта по развитию речи для подготовительной группы “Брусничка”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pur.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 4» г.о. Самара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Речевое развитие при помощи сказки»

                                          Автор:

Барабанова Анна Андреяновна,

                                                              воспитатель

        

Самара, 2020

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

"ПО СЛЕДАМ СКАЗКИ"

Вид проекта: творческий, долговременный.

Сроки проведения: 1 октября – 30 января

Участники: дети, воспитатели.

Актуальность.

Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный цикл занятий способствует развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению небольших ре продуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации занятий.

Задачи:

  • Знакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм, с принципами композиции;
  • Способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности;
  • Учить соотносить тему и название литературных произведений;
  • Использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний;
  • Учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов повествования;
  • Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
  • Перспективный план педагогического проекта по развитию речи для подготовительной группы “Сказочники”.

План образовательной деятельности:

Месяц

Занятия

Цель

Материал

Октябрь

1) Пересказывание сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”.

Учить пересказу с опорой на воображаемый план.

Иллюстрации к сказке.

Приложение 1

2) Игра-драматизация сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”.

Учить детей выразительному исполнению взятой на себя роли, составлять схемы описания героев.

Маски, карточки.

Приложение 2

Ноябрь

1) Составление рассказов по пословице “По работе и награда”.

Учить составлять структурно правильно оформленный рассказ.

Картинки к высказываниям, фонограмма с народной музыкой.

Приложение 3

2) Придумывание загадок о литературном герое.

Учить при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных.

Карточки-заместители, игрушка-козёл.

Приложение 4

Декабрь

1) Составление юмористической сказки по серии сюжетных картин.

Развивать умение придумывать разные варианты юмористической концовки сказки.

Четыре сюжетные картины к сказке.

Приложение 5

2) Сочинение частушек.

Познакомить детей с жанровыми особенностями частушек.

Фонограмма народной музыки, муз-ое сопровождение.

Январь

1) Игра-фантазирование, придумывание сказки “Хитрая лиса”. “Салат” из сказок.

Познакомить с новым приёмом создания сказки “салата из сказок”.

Фигуры для театра.

2) Составление рассказа “У меня пропал щенок”.

Учить составлять рассказ по предложенному плану.

Четыре картинки с изображением щенков

Приложение 6

Февраль

 

1) Игра-драматизация украинской народной сказки “Колосок”.

Выразительно исполнять взятые на себя роли.

Маски героев сказки, фонограмма народной музыки.

2) Составление рассказа по серии сюжетных картин “Ленивая Галина и трудолюбивая Марина”.

Развивать умение связного построения рассказа при заданном начале и конце.

Четыре сюжетные картинки.

Приложение 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»...

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно - речевому развитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»

Интегрированное  занятие в средней группе по познавательно - речевомуразвитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,художественн...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. В образовательной области речевое развитие. "На помощь птичке".

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмиГруппы второго раннего возраста ( 2 – 3 года ) в образовательной области речевое развитие. «На помощь птичке»....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Конспект НОД по интегрированному познавательно-речевому развитию, с помощью интерактивной доски «В гостях у бабушки Матрёны»

Конспект НОД по интегрированному познавательно-речевому развитию, с помощью интерактивной доски «В гостях у бабушки Матрёны»...

Речевое развитие с помощью логосказки. (практикум для родителей)

Дети с ТНР имеющие недоразвитие фонематического слуха, не способны полноценно воспринимать и понимать речь окружающих. Слова, содержащие смешиваемые звуки, превращаются для детей в единый поток нечетк...