Методическая разработка. Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Герасимова Анна Викторовна

Одна из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования («Речевое развитие») включает в себя обогащение активного словаря детей. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка. Тем не менее при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок дошкольного возраста зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.

Методическая разработка раскрывает  технологию  использования стихотворений современных петербургских поэтов в процессе  обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста. Раскрыты этапы технологии, ожидаемые результаты. Описано перспективное планирование. Материалы будут полезны дошкольным работникам, преподавателям и обучающимся по направлению "Дошкольное образование".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Одна из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования («Речевое развитие») включает в себя обогащение активного словаря детей. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка. Тем не менее при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок дошкольного возраста зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Стихотворная форма речи сопровождает человека с первых лет его жизни. Велика ее роль и в обогащении словаря детей среднего дошкольного возраста и связана, в первую очередь, с расширением и углублением значения слов окружающего мира ребенка.

Объектом исследования является процесс обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что технология с использованием стихотворений современных петербургских поэтов будет способствовать обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

  • педагог использует стихотворения, учитывающие возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста;
  • определяется перечень слов, подлежащих усвоению словаря;
  • стихотворения используются не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни детей;
  • обеспечивается взаимосвязь воспитателя и родителей по проблемам исследования.

Цель нашего исследования: проектирование технологии обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Задачи:

  1.  Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Описать предполагаемую организацию диагностического исследования по проблеме обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста посредством технологии использования стихотворений современных петербургских поэтов;
  3. Разработать проект технологии обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

С помощью различных исследований педагогов нам удалось установить, что словарная работа в средней группе связана, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания. Увеличиваются возможности для работы над смысловой стороной слова.

Речь детей среднего дошкольного возраста отличает подвижность и неустойчивость, значительные индивидуальные различия. Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. 

Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется пониманию значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря. Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. Педагогическая технология, включающая определенные методы, приемы и формы работы, отвечающие определенным психолого-педагогическим принципам, при этом выполняет функцию своеобразного внешнего сопровождения.

Так целью второго этапа работы был отбор диагностического материала и оборудования.

Задачи:

  1. описать диагностический инструментарий и выявить критерии оценивания

а) речевого развития детей среднего дошкольного возраста,

б) уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста;

  1. составить анкету для воспитателей по выявлению использования педагогических технологий и стихотворений петербургских поэтов;
  2. составить анкету для родителей для определения уровня их знаний о современных петербургских поэтах и организации домашнего чтения.

Исследовательская работа по выявлению уровня словарного запаса детей средней группы дошкольного возраста средствами художественной литературы планировалось проводить в ГБДОУ № 61 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга. Для этого нами были отобраны следующие методики по диагностике речевого развития:

1. Методика по диагностике речевого развития дошкольников под редакцией О.С. Ушаковой. Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике воспитатель должен пользоваться данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделяют три уровня развития речи. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходили под первую рубрику, он получал три балла; если ответы соответствовали второй рубрике  два балла; если они оценивались, как ответы, представленные под рубрикой три, ребенок получал один балл.

2. Методика предъявления заданий Сомкова О.Н., Бадакова З.В., Яблоновская И.В.. Методика служит для выявления уровня развития словаря детей, уровня развития грамматически правильной речи. Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. На основании результатов диагностики выделяют три уровня развития речи. Оценка ответов ребёнка производится следующим образом: 3 балла - правильно выполняет все задания; 2 балла - правильно выполняет 3 задания из 5-ти; 1 балл -правильно выполняет 1-2 задания; 0 баллов - не выполняет ни одного задания или во всех допускает ошибки.

Целью нашего проекта было проектирование технологии обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Задачи:

  1. Обосновать условия реализации технологии;
  2. Разработать перспективное планирование работы с детьми в условиях педагогической технологии;
  3. Рассмотреть этапы технологии;
  4. Дать рекомендации педагогам по организации технологии обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов;
  5. Описать ожидаемые результаты развивающей работы.

Нами была создан перспективный план работы по обогащению активного словаря с использованием стихотворений современных петербургских поэтов на четыре недели. Опираясь на план работы воспитателя мы выделили главнее темы каждой недели и на их основе определили работу на каждой из недель. Разработанная нами технология имеет 5 этапов. Была проанализирована рабочая программа воспитателя средней группы комбинированной направленности по реализации ООП ДО. После анализа была составлена таблица «Этапы реализации технологии обогащения лексического запаса детей средней группы»,которая отражает дальнейшее направление работы. Мы опирались на темы недели, которые выделили ранее.

На первом диагностическом этапе проводится определение  уровня словарного запаса детей путём проведения диагностик, проводится анкетирование родителей для определения  уровня знаний о современных петербургских поэтах и об организации домашнего чтения.

Анализ результатов может быть представлен в виде рисунков (диаграмм), в которых в процентном соотношении отражают полученные результаты.

На втором этапе ознакомления воспитатель знакомит с новыми словами, встреченными в тексте и их понятийным содержанием (значением).

На третьем этапе осмысления осуществляется работа с новыми словами в режимных моментах и в ходе организации непрерывной образовательной деятельности. Применяются различные формы, методы и приёмы работы с детьми.

На четвёртом этапе применения воспитатель путём проведения непрерывной образовательной деятельности осуществляет овладение смысловой стороной новых слов.

На пятом заключительном этапе воспитатель повторно проводит диагностики первого этапа и организует сравнительный анализ полученных результатов диагностик.

Ожидаемые результаты развивающей работы

У педагога:

- повысится уровень теоретических и практических знаний;

- овладеет инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (мнемотехника, как инструментарий технологии);

- совершенствование умения активизировать и применять полученные знания на практике;

- сотрудничество с родителями в ходе приобщения детей к современной поэзии.

У детей:

- значительно обогатится словарный запас; повысится уровень запоминания;

- некоторые дети проявят самостоятельность при выполнении заданий;

-сформируются навыки связной речи, адекватные возрасту;

-повысится уровень компетенции в области развития у детей основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.

У родителей:

- родители воспитанников ознакомятся с рядом детских современных петербургских поэтов, воспитывают интерес и любовь к книге у своих детей.

Знакомство со стихами является прекрасной тренировкой для мозга. Дети дошкольного возраста вслушиваются в стихотворные тексты, благодаря чему узнают, что слова могут обладать одинаковым звучанием, но иметь абсолютно разное значение. Стихотворения современных петербургских поэтов - действенная прививка от однообразия. Среди наших современников немало талантливых авторов, которые способны затронуть сердца читателей, найти неординарные рифмы и сказать о главном в стихотворных строках.

В процессе работы был произведен анализ психологической и методической литературы по данной теме, была дана характеристика понятиям словарь, активный словарь, пассивный словарь, технология. Были изучены возможности обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста. Технология  объединила в себе интеграцию различных образовательных областей, в ней реализованы различные формы, методы и приёмы.

Разработанный нами проект технологии будет являться актуальным для развития детей среднего дошкольного возраста. Работа со стихотворениями современных петербургских поэтов активизирует и пополнит словарь дошкольника, разовьет мышление, сделает речь выразительной, грамотной, будет способствовать воспитанию читательского интереса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образовнания / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ.ред. В.И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с. - (Сер.Бакалавриат)
  3. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать  по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О.Н.; ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО № ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.- 160 с. (Методический комплект программы «Детство».)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. «Уровни развития речи детей среднего возраста»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

-Ребенок малоактивен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;

- Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации;

- Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует;

- Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики;

- Ребенок подбирает одно определение к существительному и не всегда верно;

- Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки;

- Неверно образует новые слова.

-Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

- Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков;

- Не ко всем предъявленным словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не всегда верно;

- Подбирает 1 – 2 определения к существительному;

- Детенышей животных называет по аналогии: лиса – лисята, корова – коровята;

- Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов.

-Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета;

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка;

- Умение дифференцировать звуки (различать на слухи при произношении) ;

- Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания;

- Ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т.д.), легко подбирает определения к существительным (более трех к каждому слову);

- Правильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных и приставочные глаголы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2. Перспективный план развивающей работы

№ недели

Тема недели

Цель

Методические средства (игры, упражнения, задания и пр.)

Поэт

Стихотворение

Новые лексические единицы (слова)

Методы, приемы, формы

1

Игрушки

Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением;

Диагностики для определения  уровня словарного запаса детей «Методика по диагностике речевого развития дошкольников под редакцией О.С. Ушаковой», «Методика предъявления заданий Сомкова О.Н., Бадакова З.В., Яблоновская И.В.»;
Дидактическое упражнение «Произнеси по-разному», «Кто больше слов скажет», «Определи тон»;
Анкетирование родителей «Домашнее чтение»;
Рекомендации для родителей «Читаем дома»

С. Смольянинов

«Игрушка сломалась!»

Зарыдать, притихла, бормочут

1. Показ с называнием.

2. Вопросы.

3. Рассматривание иллюстраций по теме стихотворения

2

Профессии

Продолжение обучения детей пониманию содержания стихотворений. Помощь в осмыслении значения образных выражений в тексте; активизировать эмоционально-оценочную лексику

Упражнение на выделение пауз «Бубен»;

Упражнения для развития

речевого дыхания

«Воздушный Шарик»;
Картотека упражнений для развития речевого дыхания;
НОД «Все профессии важны»

Л.Фадеева

«Беседа»

Беседа, известно,  разобраться, пошептать, логопед

1. Чтение воспитателем стихотворения. 2. Проговаривание фраз детьми.

3. Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию стихотворения.

4.Объяснение педагогом значений слов.

5.Индивидуальное и хоровое проговаривание фраз детьми.

3

Дикие животные

Расширение активного словарь детей качественными прилагательными;

Дидактическая игра «Назови лишнее слово»,

«Сравни»;
НОД по рисованию «Ёжик»;
Картотека дидактических упражнений по формированию интонационной выразительности речи

М. Яснов

«Колючая сказка»

Колючий, кочки, участь, колкость, стёганый, вязаные, удружите

1.Чтение произведения воспитателем. 2. Подбор слов для характеристики ежа. 3. Акцентирование внимание на словах, несущих основную смысловую нагрузку. 4. Лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов

4

Птицы

Продолжение  знакомства  детей  с  творчеством  современных петербургских поэтов,  формирование   интереса  к  книге  и  книжной  иллюстрации

Дидактическая игра «Найди по описанию», «Узнай птицу по силуэту»;
НОД по интонационной выразительности речи «Мышкины уроки»;

Картотека загадок «Птицы»;
Вечер поэзии «Современные Петербургские поэты»;
Диагностики для определения  уровня словарного запаса детей «Методика по диагностике речевого развития дошкольников под редакцией О.С. Ушаковой», «Методика предъявления заданий Сомкова О.Н., Бадакова З.В., Яблоновская И.В.»; Сравнительный анализ полученных результатов диагностик

С. Махотин

«Плохая привычка»

Вздыхая, привычка, фанера, ржаную

1. Отгадывание детьми загадок.

2. Объяснение педагогом значений слов. 3. Проговаривание слов детьми.

4. Подбор слов детьми для характеристики птиц

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 3. «Этапы реализации технологии обогащения лексического запаса детей средней группы»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Предполагаемый результат

1. Диагностический этап

Цель: определение  уровня словарного запаса детей; определение уровня знаний родителей о современных петербургских поэтах, об организации домашнего чтения

Выясняет путём проведения диагностик уровень словарного запаса детей;
Проводит анкетирование родителей

Отвечает на предложенные воспитателем вопросы

Воспитатель выделяет три уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий);
Выявляет результаты анкетирования родителей

2. Этап ознакомления

Цель: знакомство с новыми словами и их понятийным содержанием (значением)

Фиксирует внимание детей на введение в лексический словарь новых слов (сюрпризный момент).

Получает новые впечатления.

Дети активизируют свое внимание

Выставление рекомендаций для родителей «Домашнее чтение»;

Проведение вечера поэзии «Современные Петербургские поэты»;  

Познакомить родителей с современными Петербургскими поэтами и их произведениями

Объясняет детям значение (понятийное содержание)  новых слов

Включается в деятельность по знакомству со словами-доминантами (рассматривание предмета, картинки, слушание объяснения)

Дети знакомятся с новыми словами-доминантами

Побуждает детей задавать уточняющие вопросы.

Задает уточняющие вопросы.

Дети знакомятся со значением слов-доминант

3. Этап ориентации – осмысления

Цель: знакомство с личностным смыслом слова

Знакомит детей со смысловым значением слов;

Применяет различные методы, формы и приёмы работы с детьми

Активизирует необходимые знания для создания системы смысловых связей в конкретном контексте.

Дети овладевают значением (понятийным содержанием) новых слов

4. Этап применения

Цель: овладение смысловой стороной новых слов

Предлагает детям объяснить смысл слов в соответствии с контекстом художественного слова;

Применяет различные методы, формы и приёмы работы с детьми

Размышляет, рассуждает, предлагает варианты объяснения смысла слов в соответствии с контекстом художественного слова.

Дети овладевают умением использовать слово в соответствии с контекстом художественного слова;

Происходит обогащение лексики ребенка (расширение его лексического запаса)

5. Заключительный этап

Цель: проведение сравнительного анализа результатов диагностик

Повторно проводит диагностики первого этапа на определение уровня словарного запаса детей;

 Проводит сравнительный анализ результатов диагностик

Отвечает на предложенные воспитателем вопросы

 В результате проведенной   работы количество детей, имеющих высокий уровень речевого развития, увеличилось, а имеющих низкий уровень уменьшилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста в области "Познание" с использованием здоровье сберегающих технологий по теме "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия на осеннюю тему в группе среднего дошкольного возраста.Цель : формирование познавательного развития у детей дошкольного возраста Задачи :  - Закрепить знания детей о характе...

Методическая разработка совместной организованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по сказкам Корнея Чуковского с использованием ЭОР. «В гости к дедушке Корнею»

Задачи:- создать эмоционально-положительную обстановку, привлечь детей к участию в творческих видах деятельности;- формировать эмоциональную культуру через театрализованную деятельность;- формировать ...

Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"

Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»

В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные пр...

Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов

Самой первой ступенью образования в нашей стране является дошкольное обучение. Оно подготавливает каждого ребенка к следующему этапу образования – школьному обучению. Речь идет не о традиционной...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...