Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
«Развитие певческих навыков
у детей старшего дошкольного возраста
через использование
здоровьесберегающих технологий»
методическое пособие
Киселевой К.В.,
музыкальный руководитель.,
первая квалификационная категория
г. Советский
Содержание
1.Введение
• Актуальность темы.
• Цель
• Задачи
• Предполагаемый результат
• Новизна
2. Научное обоснование темы
•Значение направления работы в развитии детей дошкольного возраста.
3. Организация работы с детьми по теме: «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
4.Список использованных источников
5. Приложение
1. Перспективный план работы
2. Диагностика
3. Комплексы самомассажа, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастик.
- Введение.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Пение – это основное средство музыкального воспитания.
Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерёв, И.П. Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевки, игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплению здоровья и являются одним из средств физического развития ребенка.
В ходе педагогической деятельности столкнулась с проблемой низкого уровня развития певческих способностей дошкольников: дети не умеют правильно брать дыхание, не умеют правильно им пользовать во время пения, часто поют не естественным голосом, напрягая голосовые связки, не чётко пропевают слова.
Это определило тему моей углублённой работы: «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
Целью которой является - развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий, включенных в процесс работы над песней, обеспечивающих каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.
Задачи:
- Формировать умение выразительно исполнять песни, без напряжения и крика, звонким, лёгким, подвижным звуком, приучать петь напевно, не скандировать;
- Развивать умение правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;
- Развивать отчетливую дикцию.
- Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей;
- Развивать музыкальный слух (различать интонационно точное и неточное пение, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок), использую здоровьесберегающие технологии;
- Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий;
В своей работе руководствуюсь принципами обучения пению:
- доступность,
- постепенность,
- последовательность и систематичность,
- наглядность,
- сознательность,
- прочность.
На каждой НОД по музыке использую здоровьесберегающие технологии:
- дыхательную гимнастику,
- игровой самомассаж,
- артикуляционную гимнастику,
- пальчиковую гимнастику,
- попевки, распевки в зависимости от задач, решаемых на занятии.
Новизна разработана система использования дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, игрового самомассажа в непосредственно образовательной деятельности по музыке с детьми старшего дошкольного возраста.
Предполагаю, что использование здоровьесберегающих технологий позволит получить положительные результаты в развитии певческих навыков дошкольников:
- Разовьется выразительное пение,
- Сформируется умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
2. Научное обоснование темы. Значение направления работы в развитии детей дошкольного возраста.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий
Валеологические песенки- распевки
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливаю голос к пению. Например:
Доброе утро!
Доброе утро!
Улыбнись скорее! Поворачивают друг к другу
И сегодня весь день Разводят руки в стороны
Будет веселее. Хлопают в ладоши
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх
Как в саду цветочки! «фонарики»
Разотрем ладошки Движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем Потирают ладошки
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, Разводят руки в стороны
Будьте все здоровы!
Цель распевания- подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.
Задачи: предупреждать заболевание верхних дыхательных путей, укреплять голосовые связки детей, подготовить их пению.
Валеологические песни- распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Короткие песенки- упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков.
Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарата к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.
Дыхательная гимнастика
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. В своей работе я использую упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, Б.С. Толкачёва которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, петь песни - приходится выдыхать воздух чаще.
Основные задачи дыхательных упражнений в непосредственно образовательной деятельности область «Музыка»:
- Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох- длинный выдох).
- Тренировать силу вдоха и выдоха.
- Развивать продолжительный вдох.
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увлечение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть - под музыку.
При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнения вместе со мной, контролируя каждого ребенка.
Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающие воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Игровой самомассаж
Тысячи лет назад тибетские ученые врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.
Использование игрового массажа М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.
Цель-обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влияет на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник и.т. д.
Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру( от кистей рук к плечу и т. д.)
- Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.
- Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания. Большой палец рук связан с легкими и печенью; указательный- с пищеварительным трактом; средний- с сердцем, кровообращением; безымянный- с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец- с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.
- Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль.( данное упражнение не рекомендуется выполнять детям с повышенным внутричерепным давлением, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы головного мозга).
- Самомассаж ушей выполняется разогретыми трениями ладонями и пальчиками- потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки и .т.д.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка качественных движений органов артикуляции.
Задачи артикуляционной гимнастики:
- Формировать артикуляцию различных звуков;
- Закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах.
- Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ.
- Увеличить объем слуховой памяти и внимания
- Учить выделять сильные доли в цепочке слогов.
- Совершенствовать дикцию;
- Развивать чувства ритма;
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, развивать мимику, а так же выразительную дикцию.
Артикуляционную гимнастику я провожу по системе В.В.Коноваленко. Эти упражнения развивают певческий голос, способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
- Работа с языком ( покусывать кончик языка, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку)
- Работа с губами ( покусывать зубами верхнюю и нижнею губу, оттопыривать нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу.
Упражнения на артикуляцию проводятся в игровой форме, что усиливает интерес к упражнениям.
Артикуляционная гимнастика по продолжительности составляет 2- 3 минуты перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, спина прямая, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, и если есть возможность, свое лицо в зеркале.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры - развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благотворно воздействуют на все внутренние органы.
В непосредственно образовательной области область «Музыка» я использую пальчиковые игры В. В. Коноваленко. Они развивают двигательные качества, развивают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно- ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми- все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организация работы с детьми по теме «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий».
Этапы работы:
I этап – организационный – (2016-2017 г.)
Работу по данной теме начала с изучения методической литературы по формированию у дошкольников певческих навыков, по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыке.
Подобрала наглядные дидактические пособия, музыкальный репертуар.
Подобрала диагностический инструментарий.
Провела первичную диагностику по сформированности у детей певческих навыков.
Разработала перспективный план использованания на непосредственно образовательной деятельности по музыке комплексов дыхательной гимнастики, игрового самомассажа, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, попевок, распевок.
II этап – внедрение - (2017-2023 гг.)
- На каждой НОД по музыке включала комплексы дыхательной гимнастики, игрового самомассажа, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, попевок, распевок.
III этап – результативный
В конце учебного года отслеживаю результаты развития певческих навыков у детей.
Каждую НОД по музыке начинаю с песенки-распевки, в разучивание текстов песни использую игровой массаж и пальчиковую гимнастику, перед пением песен включаю дыхательную и артикуляционную гимнастику. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения.
При выборе репертуара обращала внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы.
Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
Использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга;
Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения.
В своей работе я использую приемы:
– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.
– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные.
– Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие).
Особое внимание уделяю работе с родителями: Провожу индивидуальные беседы, праздники и развлечения, привлекаю родителей к участию в различных совместных мероприятиях.
Разработала консультации, рекомендации: по охране детского голоса.
По результатам диагностики сделала вывод:
- Дети стали эмоциональны и раскованны на занятиях, праздниках и развлечениях.
- У детей сформировались певческие навыки: они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.
- В сопровождении фортепиано дети чисто интонируют, развита дикция, артикуляция.
- Умеют понимать содержание текста и эмоционально передавать свое отношение к песне.
- Научились петь различно, начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко пропевать окончания слов, легко определяют звуковысотное положение мелодии.
- Голоса детей приобрели естественно звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание, появилась заинтересованность к индивидуальному исполнению.
Так же результатом является участие детей в конкурсах, концертах, с сольными номерами на утренниках.
Мои воспитанники активные участники и призеры творческих конкурсов. Наблюдая за результатами своей работы, анализируя их, пришла к выводу, что дети стали лучше петь, они с большим удовольствием и желанием занимаются, им очень нравится выступать на праздниках, участвовать в конкурсах. Здоровьесберегающие технологии в систематическом использовании, формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.
4.Литература
- Абелян Л. «Забавное сольфеджио» (учебное пособие для детей дошкольного возраста), С. П., 1992.
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера,
2008г.
- Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г.
- Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
- Кисилёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.:Аркти, 2005г.
- Кокина Н.А. Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ.// Справочник музыкального руководителя.2012.№0.
- Метлов Н.А. ''Музыка детям'' :Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М., ''Просвещение'', 1985 г.
- Михайлова М.А. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.
- Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
- Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009
- Радынова О.П. « Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'', М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992
- М.Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Айрис-Пресс, 2008 г.
- Б.С. Толкачёв «Дыхательная гимнастика». 2009 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
План работы с детьми 5-6 лет
по развитию певческих навыков через использование здоровьесберегающих технологий
Месяц | Тема. | Содержание | Литература |
Сентябрь | «Осень» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Кукушка» - обр. И. Арсеева. Работать над формированием гласной (у).Учить чисто инторировать. «Дождик» - Е. Тиличеевой. Учить чисто интонировать вниз. Пением передавать характер музыки. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Разминка». Учить брать дыхание носом. | М.Н. Щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Улыбка – трубочка». Совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вперёд – назад. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Упражнения самомассажа: «Мытье головы». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «В лесу». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Грибы». Учить детей различать звуки по высоте. | |||
Октябрь | «Осень» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Качели» - муз.Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой. Расширять диапозон до м7. Учить чисто интонировать мелодию при поступенном движении и скачках, правильно передавать ритмический рисунок. «Котя, котенька – коток» - р.н.песня. обр. Н.Метлова. Учить работать правильным дыханием, артикуляцией. Учить чисто интонировать б2 и скачки на ч5 вниз и вверх. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Насос». Тренировать силу вдоха и выдоха. | М.Н. Щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Сытый хомячок». Учить поочерёдно надувать щёки. | |||
Упражнения самомассажа: «Глазки отдыхают». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Крепкое рукопожатие». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Муз – дид. игра: «Звоночки». Учить различать силу звучания. | |||
Ноябрь | «Кошки и мышки» | Упражнение для развития слуха и голоса: «У кота – воркота» - р.н. попевка. Обр.Г.Левдокимова. Учить петь нежно, мягко. Валеологическая песенка – распевка «Доброе, утро!». Учить петь распевку с самомассажем. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. Сайт Maaam.ru |
Дыхательная гимнастика: «У кого дольше колышется ленточка». Формировать правильное дыхание (короткий вдох – длинный выдох). | М.Н. Щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Часики (маятник)». Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ . Активизация движений кончика языка. | |||
Упражнения самомассажа: «Ушки». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте, пальчики». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Играем пальчиками и развиваем речь». Цвынтарный.В.В.СПб «Лань». 1998 г. | ||
Муз – дид. игра: «Кошки – мышки». Учить детей различать громкие и тихие звуки. | |||
Декабрь | «Зима» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Лесенка» - Е. Тиличеевой. Учить точно интонировать постепенное движение вверх и вниз по пяти ступеням лада. «На лыжах» - Е.Тиличеевой. Учить петь на одном звуке. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Задуй свечку». Тренировать силу вдоха и выдоха. | М.Н. щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Трусливый птенчик». Совершенствовать подвижность движений нижней челюсти. | |||
Упражнения самомассажа: «Весёлые носики». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Кулак – кольцо», «Кулак – ладонь». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Муз – дид. игра: «Долгие и короткие звуки». Учить различать длительность звуков. | |||
Январь | «Зима» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Часы» - муз. Е.Тиличеевой. сл.Л.Дымовой. Учить чисто интонировать мелодию на одном звуке и скачки на ч5. Работа над дикцией и певческим дыханием. «Наш дом» - муз. Е.Тиличеевой. сл. Л.Дымовой. Формирование гласных. Развивать умение передавать в пении характер попевки, менять темп исполнения. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Полное дыхание». Учить энергично выдыхать с открытым ртом. | М.Н. Щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Позеваем». Тренировать мышцы глотки и мягкого нёба. | |||
Упражнения самомассажа: «Расслабленное лицо». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Зима». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Три медведя». Учить детей различать высоту звуков. | |||
Февраль | «Зима» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Бай – качи» - р.н.песня. обр. В.Кикты. Закреплять умение петь напевно, естественно, без напряжения, следить за чистотой интонирования и чётким произношением текста. «Скок, скок, поскок» - р.н.попевка. обр. Г.Левдокимова. Учить исполнять песню в характере с соблюдением нюансов legato и non legato, Чисто интонировать поступенное движение вниз. | «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Ёжик». Учить поворотам головы вправо-влево в темпе движения, одновременно с каждым вздохом. | М.Н. щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 | ||
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик – бублик. Улыбка хоботок». Совершенствовать подвижность губ. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Упражнения самомассажа: «Гибкая шея, свободные плечи». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Напёрсток». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Барабаны». Учить детей различать силу звука. | |||
Март | «Весна» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Петушок» - р.н.песня. обр. Е.Тиличеевой. Учить чисто интонировать скачки на ч4 вниз. Работа над артикуляцией. «Эхо» - муз. Е.Тиличеевой.сл. Л.Дымовой. Учить петь тихим и громким звуком. | «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Маятник». Учить активно вдыхать через нос, и медленно выдыхать через рот. | М.Н. щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Рыбки разговаривают». Совершенствовать подвижность губ. | |||
Упражнения самомассажа: «Тёплые ручки». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Перчатка». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Матрёшки пляшут». Учить детей различать звуки по высоте. | |||
Апрель | «Весна» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Высокая лестница» - И.Арсеева. Учить чисто интонировать поступенное движение с низу вверх и сверху вниз по семи ступеням лада, петь в умеренном темпе чётко пропевая каждый слог. «Песенка – приветствие» - О.Нехорошкиной. Учить петь сверху вниз. | «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. Журнал «Музыкальный руководитель» |
Дыхательная гимнастика: «Ушки». Учить выполнять сильные вдохи через нос, покачивая головой вправо, влево. | М.Н. щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Иголочка (Стрелочка, Жало)». Совершенствовать подвижность губ и щёк. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Упражнения самомассажа: «Сова». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Кулак – ладонь – ребро». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Муз – дид. игра: «Море и ручеёк». Учить детей различать темп музыки. | |||
Май | «В зоопарке» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Сорока» - р.н.попевка. обр.И.Арсеева. Учить петь выделяя сильную долю, чисто интонировать движение мелодии на б2 вниз. «Считалочка» - муз. Е.Тиличеева, сл.И.Арсеева. Учить петь на одном звуке, правильно брать дыхание. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Наклоны в сторону». Развивать продолжительный вдох. | М.Н. щетинин «Стрельниковская дых.гим для детей» Айрис-Пресс, 2008 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: Тренировка мышц глотки и мягкого нёба. ( 1.Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. 2. Надувать щёки с зажатым носом. 3. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и – а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой). Тренировать мышцы глотки и мягкого нёба. | http://www.solnet.ee/parents/log_49.html | ||
Упражнения самомассажа: «Рыбки». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «У жирафов». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Собери букет». Учить детей различать длительность звуков. |
План работы с детьми 6–7 лет
по развитию певческих навыков через использование здоровьесберегающих технологий
Месяц | Тема. | Содержание | Литература |
Сентябрь | «Осень» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Кукушка» - обр. И. Арсеева. Продолжать работать над формированием гласной (у).Продолжать учить чисто интонировать м3. «Дождик» - Е. Тиличеевой. Продолжать пением передавать характер музыки. Работа над артикуляцией. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Качалка». Учить брать дыхание носом. | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Улыбка – трубочка». Совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вперёд – назад. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Упражнения самомассажа: «Мытье головы». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «В лесу». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Грибы». Продолжать учить детей различать звуки по высоте. | |||
Октябрь | «Осень» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Качели» - муз.Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой. Продолжать учить чисто интонировать мелодию при поступенном движении и скачках. Работа над дыханием, дикцией, ударением на сильные доли. «Котя, котенька – коток» - р.н.песня. обр. Н.Метлова. Продолжать учить чисто интонировать б2 и скачки на ч5 вниз и вверх. Отрабатывать чёткую дикцию. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Зайчик». Учить произносить слово «Фр» на выдохе. | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Сытый хомячок». Учить поочерёдно надувать щёки. | |||
Упражнения самомассажа: «Глазки отдыхают». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Крепкое рукопожатие». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Муз – дид. игра: «Звоночки». Продолжать учить различать силу звучания | |||
Ноябрь | «Кошки и мышки» | Упражнение для развития слуха и голоса: «У кота – воркота» - р.н. попевка. Обр.Г.Левдокимова. Развивать правильный глубокий вдох и постепенный выдох. Валеологическая песенка – распевка «Доброе, утро!». Продолжать учить петь распевку с самомассажем. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. Сайт Maaam.ru |
Дыхательная гимнастика: «Как гуси шипят». Формировать правильное дыхание (короткий вдох – длинный выдох на звук «ш»). | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Часики (маятник)». Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ . Активизация движений кончика языка. | |||
Упражнения самомассажа: «Ушки». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте, пальчики». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Играем пальчиками и развиваем речь». Цвынтарный.В.В.СПб «Лань». 1998 г. | ||
Муз – дид. игра: «Кошки – мышки». Продолжать учить детей различать громкие и тихие звуки. | |||
Декабрь | «Зима» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Лесенка» - Е. Тиличеевой. Продолжать учить чисто интонировать поступенное движение с низу вверх и сверху вниз по пяти ступеням лада. «На лыжах» - Е.Тиличеевой. Продолжать учить петь на одном звуке. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Прыжки». Тренировать силу и выдоха на слог «Ха» | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Трусливый птенчик». Совершенствовать подвижность движений нижней челюсти. | |||
Упражнения самомассажа: «Весёлые носики». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Кулак – кольцо», «Кулак – ладонь». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Муз – дид. игра: «Долгие и короткие звуки». Продолжать учить различать длительность звуков. | |||
Январь | «Зима» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Часы» - муз.Е.Тиличеевой. сл.Л.Дымовой. Работа над дикцией и певческим дыханием. «Наш дом» - муз. Е.Тиличеевой. сл. Л.Дымовой. Продолжать формирование гласных. Продолжать развивать умение передавать в пении характер попевки, менять темп исполнения. Работа над артикуляцией и интонацией. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Снеговик веселится». Учить энергично выдыхать с открытым ртом на слог «Ха». | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Позеваем». Тренировать мышцы глотки и мягкого нёба. | |||
Упражнения самомассажа: «Расслабленное лицо». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Зима». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Три медведя». Продолжать учить детей различать высоту звуков. | |||
Февраль | «Зима» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Бай – качи» - р.н.песня. обр. В.Кикты. Продолжать закреплять умение петь напевно, естественно, без напряжения, следить за чистотой интонирования и чётким произношением текста. «Скок, скок, поскок» - р.н.попевка. обр. Г.Левдокимова. Продолжать учить исполнять песню в характере с соблюдением нюансов legato и non legato, чисто интонировать поступенное движение вниз. | «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Конькобежец». Учить полуоборотам туловища вправо-влево, одновременно с каждым вздохом. | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик – бублик. Улыбка хоботок». Совершенствовать подвижность губ. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Упражнения самомассажа: «Гибкая шея, свободные плечи». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Напёрсток». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Барабаны». Продолжать учить детей различать силу звука. | |||
Март | «Весна» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Петушок» - р.н.песня. обр. Е.Тиличеевой. Учить различать короткие и длинные звуки. «Эхо» - муз. Е.Тиличеевой.сл. Л.Дымовой. Продолжать учить петь тихим и громким звуком. | «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. «Музыка в детском саду» подг.к школе группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Погрейся». Учить активно вдыхать через нос, и выдыхать через рот на слово «Ух!». | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Рыбки разговаривают». Совершенствовать подвижность губ. | |||
Упражнения самомассажа: «Тёплые ручки». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Перчатка». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Матрёшки пляшут». Продолжать учить детей различать звуки по высоте. | |||
Апрель | «Весна» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Высокая лестница» - И.Арсеева. Продолжать учить чисто интонировать поступенное движение с низу вверх и сверху вниз по семи ступеням лада, петь в умеренном темпе чётко пропевая каждый слог. «Песенка – приветствие» - О.Нехорошкиной. Продолжать учить петь сверху вниз. Учить петь распевку в характере. | «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. Журнал «Музыкальный руководитель» |
Дыхательная гимнастика: «Заблудился». Учить активно вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: «Иголочка (Стрелочка, Жало)». Совершенствовать подвижность губ и щёк. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Упражнения самомассажа: «Сова». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «Кулак – ладонь – ребро». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 | ||
Муз – дид. игра: «Море и ручеёк». Продолжать учить детей различать темп музыки. | |||
Май | «В зоопарке» | Упражнение для развития слуха и голоса: «Сорока» - р.н.попевка. обр.И.Арсеева. Продолжать учить петь выделяя сильную долю, чисто интонировать движение мелодии на б2 вниз. «Считалочка» - муз. Е.Тиличеева, сл.И.Арсеева. Продолжать учить петь на одном звуке, правильно брать дыхание. | «Музыка в детском саду» старшая группа; Составители Н. Ветлугина, И.Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка» 1986 г. «Музыкальный букварь» - Н.Ветлугина. Москва «Музыка» 1988 г. |
Дыхательная гимнастика: «Вырасти большим». Развивать продолжительный вдох. Учить на выдох медленно произнести слово «Ух». | «Дыхательная гимнастика» Б.С. Толкачёв. 2009 г. | ||
Артикуляционная гимнастика: Тренировка мышц глотки и мягкого нёба. ( 1.Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. 2. Надувать щёки с зажатым носом. 3. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и – а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой). Тренировать мышцы глотки и мягкого нёба. | http://www.solnet.ee/parents/log_49.html | ||
Упражнения самомассажа: «Рыбки». Учить правильно выполнять массаж. Учить не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. | |||
Пальчиковая гимнастика: «У жирафов». Развивать мелкую моторику. Тренировать движения пальцев. | |||
Муз – дид. игра: «Собери букет». Продолжать учить детей различать длительность звуков. |
Педагогическое обследование
развитияпевческих навыков детей 5-6 лет
Диагностическое обследование проводится по пособию Верещагиной Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям). Старшая группа. – Спб: Детство – Пресс, 2011. Диагностика проводится 2 раза в год, в начале года в сентябре, и в конце учебного года в мае.
Критерии | Методика проведения |
Может петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента. | В начале года предлагаю спеть знакомую попевку «Кукушка» - обр. И. Арсеева. В конце года предлагаю спеть попевку «Сорока» - обр. И. Арсеева. |
Умеет брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова своевременно начинать и заканчивать песню. | В начале года предлагаю спеть знакомую распевку «Дождик» - Е.Тиличеевой. В конце года предлагаю спеть попевку «Считалочка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. И.Арсеева. |
Умеет эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. | В начале года предлагаю спеть попевку «Кукушка» - обр. И. Арсеева. В конце года предлагаю «Сорока» - обр. И. Арсеева. Эмоционально передать характер попевок. Петь в разных динамических оттенках (тихо, громко). |
Умеет петь сольно с музыкальным сопровождением и без него. | В начале года предлагаю спеть «Сорока» - обр. И. Арсеева. В конце года предлагаю спеть «Песенку – приветствие» - О.Нехорошкиной. Петь песню с музыкальным сопровождением и без него. |
Оценка уровня овладения певческими навыками и умениями:
1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
5 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Подсчитанные баллы делятся на количество критерий.
1 - 2.2б – низкий уровень развития.
2.3 – 3.7б – средний уровень развития.
3.8 – 5 б – высокий уровень развития.
Педагогическое обследование
развития певческих навыков детей 6-7 лет
Диагностическое обследование проводится по пособию Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. – Издательство «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ»; М. 2011. Диагностика проводится 2 раза в год, в начале года в сентябре, и в конце учебного года в мае.
Критерии | Методика проведения | Баллы |
Может петь попевку в удобном диапазоне, исполнять её выразительно, правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). | В начале года предлагаю спеть знакомую попевку «Кукушка» - обр. И. Арсеева. В конце года предлагаю спеть попевку «Сорока» - обр. И. Арсеева. Петь попевку разных темпах, динамических оттенках. | 3б – может свободно; 2б – иногда испытывает трудности; 1б – часто затрудняется в пении; 0б – часто отказывается петь. |
Умеет брать дыхание перед началом песни, и удерживать его до конца музыкальной фразы. | В начале года предлагаю спеть знакомую распевку «Дождик» - Е.Тиличеевой. В конце года предлагаю спеть попевку «Считалочка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. И.Арсеева. | 3б – может свободно; 2б – иногда испытывает трудности; 1б – часто затрудняется; 0б – часто отказывается выполнять задание. |
Может петь индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. | В начале года предлагаю спеть попевку «Кукушка» - обр. И. Арсеева. В конце года предлагаю спеть «Песенку – приветствие». Сначало с музыкальным сопровождением, потом без музыкального сопровождения. | 3б – может свободно; 2б – иногда испытывает трудности; 1б – часто затрудняется в пении; 0б – часто отказывается петь индивидуально и коллективно. |
Может петь малознакомую попевку (после нескольких её прослушиваний) с музыкальным сопровождением. | В начале года предлагаю прослушать и спеть попевку «Три синички» - р.н. песня. Обр. М. Шкодова. В конце года предлагаю прослушать и спеть «Пляшут зайцы» - Н.Френкель. Прослушать несколько раз и спеть с музыкальным сопровождением. | 3б – может свободно; 2б – иногда испытывает трудности; 1б – часто затрудняется в пении; 0б – часто отказывается петь. |
Умеет петь в ансамбле, слышит не только себя, но и рядом поющего. | В начале года предлагаю спеть попевку «Петушок» - р.н. песня. обр. Е.Тиличеевой. Петь в ансамбле. | 3б – может свободно; 2б – иногда испытывает трудности; 1б – часто затрудняется 0б – часто отказывается петь. |
Оценка уровня овладения певческими навыками и умениями:
1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
5 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Подсчитанные баллы делятся на количество критерий.
1 - 2.2б – низкий уровень развития.
2.3 – 3.7б – средний уровень развития.
3.8 – 5б – высокий уровень развития.
Комплекс упражнений самомассажа для детей 5 – 7 лет
Месяц | № | Упражнение | Содержание |
Сентябрь | №1 | «Мытье головы» | А)Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее. Б) Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. |
Октябрь | №2 | «Глазки отдыхают» | Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам. |
Ноябрь | №3 | «Ушки» | Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. |
Декабрь | №4 | «Весёлые носики» | Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон. |
Январь | №5 | «Расслабленное лицо» | Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам. |
Февраль | №6 | «Гибкая шея, свободные плечи» | Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями. А)Правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо. Б) Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно. |
Март | №7 | «Тёплые ручки» | Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление движению и одновременно массируя. Затем руки меняются. Растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам. |
Апрель | №8 | «Сова» | Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох. Левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой. |
Май | №9 | «Рыбки» | Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед. |
Комплекс дыхательной гимнастики для детей 5 – 7 лет по методике А.Н. Стрельниковой
Месяц | № | Дыхательное упражнение | Содержание |
Сентябрь | №1 | «Разминка» | И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10 раз. |
Октябрь | №2 | «Насос» | И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох при выпрямлении и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С - с - с». руки скользят вдоль туловища. Повторить 6-8 раз на выдохе. |
Ноябрь | №3 | Упражнения на удлинение выдоха. «У кого дольше колышется ленточка» | Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон. Повторить 8– 10 раз |
Декабрь | №4 | «Задуй свечку» | Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. Повторить 8 -10 раз. |
Январь | №5 | «Полное дыхание» | Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться. Повторить 5-7 раз. |
Февраль | №6 | Упражнение на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. «Ёжик» | Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым вздохом носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 5 -7 раз. |
Март | №7 | «Маятник» | И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10 раз. |
Апрель | №8 | Упражнение на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. «Ушки» | Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 5-7 раз |
Май | №9 | Упражнения на удлинение выдоха. «Наклоны в сторону» | («Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п. Повторить 8 -10 раз. |
1 год
Комплекс дыхательной гимнастики для детей 5 – 7 лет по методике Б.С. Толкачёва
2 год
Месяц | Дыхательное упражнение | Содержание | |
Сентябрь | №1 | «Качалка» | И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз. |
Октябрь | №2 | «Зайчик» | И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр! ». Повторить медленно 5-7 раз. |
Ноябрь | №3 | «Как гуси шипят» | И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза. |
Декабрь | №4 | «Прыжки» | Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой. Повторить 2 -3 раза. |
Январь | №5 | «Снеговик веселится» | И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз. |
Февраль | №6 | «Конькобежец» | И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз. |
Март | №7 | «Погрейся» | И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз. |
Апрель | №8 | «Заблудился» | И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз. |
Май | №9 | «Вырасти большим» | И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз. |
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для детей 5 -7 лет
Месяц | № | Артикуляционное упражнение | Содержание |
Сентябрь | №1 | Упражнение для развития подвижности губ «Улыбка – трубочка» | Втянуть вперёд губы трубочкой затем растянуть губы в улыбке. Повторить 5 – 7 раз. |
Октябрь | №2 | Упражнение для губ и щёк «Сытый хомячок» | Надуть обе щёки, потом надувать щёки поочерёдно. Повторить 5 – 7 раз. |
Ноябрь | №3 | Упражнения для языка «Часики (маятник)» | Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Повторить 5 – 7 раз. |
Декабрь | №4 | Упражнение для развития подвижности нижней челюсти «Трусливый птенчик» | Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. Повторить 5 – 7 раз. |
Январь | №5 | Тренировка мышц глотки и мягкого нёба «Позеваем» | Позёвывать с открытым и закрытым ртом. Позёвывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. Повторить 5 – 7 раз. |
Февраль | №6 | Упражнение для губ «Заборчик – бублик. Улыбка хоботок» | «Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. «Бублик» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны. «Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. |
Март | №7 | Упражнение для развития подвижности губ «Рыбки разговаривают» | 1.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 2. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх – вниз. 3. Щёки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнении, раздавался характерный звук «поцелуя». Повторить 5 – 7 раз. |
Апрель | №8 | Упражнение для губ и щёк «Иголочка (Стрелочка, Жало)» | Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Повторить 5 – 7 раз. |
Май | №9 | Тренировка мышц глотки и мягкого нёба | 1.Произвольно покашливать . Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. 2. Надувать щёки с зажатым носом. 3. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и – а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой. Повторить 5 – 7 раз. |
Комплекс пальчиковой гимнастики для детей 5- 7 лет
Месяц | № | пальчиковая гимнастика | Содержание |
Сентябрь
| №1 | «В лесу» Меж еловых мягких лап Дождик кап-кап-кап! Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашёл его, друзья? Это я, я, я! | Сжимают и разжимают пальцы. Стучат указательным пальцем по ладони. Трут кулачок о кулачок. Хватательные движения справа и слева. Трут ладонь о ладонь. Постепенно поднимают руки. Протягивают руки вперёд. Три раза ударяют себя в грудь. |
Октябрь
| №2 | «Пальчики здороваются» «Крепкое рукопожатие» | соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с |
Ноябрь
| №3 | «Здравствуйте, пальчики» Здравствуйте, братишки, Здравствуйте, братишки Как поживаете? Хорошо поживаем! Давайте поздороваемся, Давайте поздороваемся. Здравствуйте (3р) Давайте поцелуемся, Давайте поцелуемся. Чмок (5р) Давайте обнимемся, Давайте обнимемся. Крепко братья обнялись, А потом поссорились! А давайте их помирим! | Сжать и разжать пальцы правой руки Сжать и разжать пальцы левой руки Движения повторяются Здороваться Сжать и разжать пальцы правой руки Сжать и разжать пальцы левой руки Поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев Сжать и разжать пальцы правой, левой руки. Затем крепко «сцепить» пальцы Хлопок в ладоши, спрятать руки за спину Гимнастика повторяется, в конце пальчики «целуются» соприкасаются поочерёдно кончиками пальцев. |
Декабрь №4 | №4 |
«Кулак – кольцо» «Кулак – ладонь» | Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется. |
Январь №5 | №5 | «Зима» Снег ложится на дома, Улицы и крыши. Тихо к нам идёт зима, Мы её не слышим… | Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Руки «домиком». Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Рука за ухом. |
Февраль №6 | №6 | «Напёрсток» Вышивает, шьёт иголка, Пальцу больно, пальцу колко. А напёрсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! Говорит иголке: «Шей, А колоться ты не смей!» | Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. Делают движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток. «шьют» Грозят указательным пальцем левой руки. |
Март №7 | №7 | «Перчатка» Весёлая мышка Перчатку нашла, Гнездо в ней устроив, Мышат позвала. Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила (отшлёпала) всех И отправила спать. | Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Складываем ладоши "ковшом". Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест). Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные скользящим движением от мизинца к указательному. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). |
Апрель
| №8 |
«Кулак – ладонь – ребро» | Поочередная смена положения рук. Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется. |
Май
| №9 | « У жирафов» У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде. На лбу, на ушах, На шее, на локтях, На носах, на животах, На коленях и носках. | Хлопаем по всему телу ладонями. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. Поэтом...
«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»
В статье «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение» описаны теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошк...
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»...
«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»
Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий
Методическая рекомендация для музыкальных руководителей, педагогов и родителей...