Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов
статья по развитию речи (средняя группа)

Арина Алексеевна Дороничева

Самой первой ступенью образования в нашей стране является дошкольное обучение. Оно подготавливает каждого ребенка к следующему этапу образования – школьному обучению. Речь идет не о традиционной подготовке к школе путем обучения грамоте, письму, чтению, счету, а о речевом развитии детей в рамках преемственности Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с требованиями стандарта образовательная область «Речевое развитие» включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте».

Обогащение активного словаря является одним из приоритетных направлений развития устного вида речевой деятельности в дошкольном образовании. Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Разработчиками основ методики развития активного словаря дошкольников являются М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина.  Над решением проблем содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно работали А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др. Этими авторами определены цели и задачи развития словаря детей, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей. Особенность работы с детьми по обогащению словаря заключается в том, что она связана со всеми видами деятельности. Основная работа по обогащению словаря в детском саду проводится во время речевых упражнений.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Стихотворная форма речи сопровождает человека с первых лет его жизни. Велика ее роль и в обогащении словаря детей среднего дошкольного возраста и связана, в первую очередь, с расширением и углублением значения слов окружающего мира ребенка.  

Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста оказывает положительное влияние на обогащение словаря у детей. При ее использовании расширяются и углубляются знания об окружающем мире. В речи ребенка появляется точность и выразительность. Стихи помогают выражать впечатления и переживания.

Для использования при работе с детьми интересны такие современные петербуржские поэты, как Лариса Александрова-Гончар, Николай Бутенко, Гурия Османова, Людмила Николай Рачков, Олег Сердобольский, Сергей Смольянинов, Людмила Колобаева, Елена Суланга,  Марина Тахистова, Людмила Фадеева, Наталия Хрущёва, Михаил Яснов. Это очень талантливые авторы, способные затронуть сердца читателей, найти неординарные рифмы и сказать о главном в стихотворных строках. 

Актуальность темы исследования - проблема формирования богатства речи у детей, которая занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Объектом исследования является процесс обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что технология с использованием стихотворений современных петербургских поэтов будет способствовать обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

•         педагог использует стихотворения, учитывающие возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста;

•         определяется перечень слов, подлежащих усвоению словаря;

•         стихотворения используются не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни детей;

•         обеспечивается взаимосвязь воспитателя и родителей по проблемам исследования.

Цель исследования:

теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Задачи:

1.  Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

 2. Выявить уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

3.Разработать и апробировать технологию использования стихотворений современных петербургских поэтов, направленную на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста

4.Определить эффективность проделанной работы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Самой первой ступенью образования в нашей стране является дошкольное обучение. Оно подготавливает каждого ребенка к следующему этапу образования – школьному обучению. Речь идет не о традиционной подготовке к школе путем обучения грамоте, письму, чтению, счету, а о речевом развитии детей в рамках преемственности Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с требованиями стандарта образовательная область «Речевое развитие» включает:

 владение речью как средством общения и культуры;

 обогащение активного словаря;

 развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 развитие речевого творчества;

 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте».

Обогащение активного словаря является одним из приоритетных направлений развития устного вида речевой деятельности в дошкольном образовании. Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Разработчиками основ методики развития активного словаря дошкольников являются М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина.  Над решением проблем содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно работали А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др. Этими авторами определены цели и задачи развития словаря детей, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей. Особенность работы с детьми по обогащению словаря заключается в том, что она связана со всеми видами деятельности. Основная работа по обогащению словаря в детском саду проводится во время речевых упражнений.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Стихотворная форма речи сопровождает человека с первых лет его жизни. Велика ее роль и в обогащении словаря детей среднего дошкольного возраста и связана, в первую очередь, с расширением и углублением значения слов окружающего мира ребенка.  

Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста оказывает положительное влияние на обогащение словаря у детей. При ее использовании расширяются и углубляются знания об окружающем мире. В речи ребенка появляется точность и выразительность. Стихи помогают выражать впечатления и переживания.

Для использования при работе с детьми интересны такие современные петербуржские поэты, как Лариса Александрова-Гончар, Николай Бутенко, Гурия Османова, Людмила Николай Рачков, Олег Сердобольский, Сергей Смольянинов, Людмила Колобаева, Елена Суланга,  Марина Тахистова, Людмила Фадеева, Наталия Хрущёва, Михаил Яснов. Это очень талантливые авторы, способные затронуть сердца читателей, найти неординарные рифмы и сказать о главном в стихотворных строках.  

Актуальность темы исследования - проблема формирования богатства речи у детей, которая занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Объектом исследования является процесс обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что технология с использованием стихотворений современных петербургских поэтов будет способствовать обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

•        педагог использует стихотворения, учитывающие возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста;

•        определяется перечень слов, подлежащих усвоению словаря;

•        стихотворения используются не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни детей;

•        обеспечивается взаимосвязь воспитателя и родителей по проблемам исследования.

Цель исследования:

теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Задачи:

1.  Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

 2. Выявить уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

3.Разработать и апробировать технологию использования стихотворений современных петербургских поэтов, направленную на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста

4.Определить эффективность проделанной работы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...

Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...

Технология: «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора»

Приоритетным направлением государственной образовательной политики  является духовно-нравственное развитие детей, основой которого выступает сохранение и развитие традиционной народной культуры. ...

Методическая разработка. Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Одна из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования («Речевое развитие») включает в себя обогащение активного словаря детей. С...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ИКТ - технологии

Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....