Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty._razvivayushchie_igry_-_kopiya.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Приморского района г. Санкт – Петербург
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр».
Автор-разработчик: Захарова Ирина Александровна
Воспитатель подготовительной группы.
Опыт работы по организации активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр.
Автор-разработчик: Захарова Ирина Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №17 Приморского района
г.Санкт – Петербург
Возрастная адресованность: Старший дошкольный возраст.
Актуальность: Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, лучше подготовлены к школе. Наша задача – помочь детям сохранить и развить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. А этой пищей является игра. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребёнка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Игра стимулирует проявление творческих способностей, создаёт условия для его личностного развития. Такими играми являются развивающие игры В. Воскобовича.
1
Цель: Развитие познавательно – творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Педагогический замысел:
- Развитие социального и эмоционального интеллекта; становление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческих видах деятельности; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками: умение слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
- Формирование у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимость через разнообразные сенсорные свойства; развитие логического и пространственного мышления;
Развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о количестве, части и целом; совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.
- Обогащение и расширение словарного запаса; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучению грамоте.
- Развитие конструктивных умений.
- Развитие мелкой моторики обеих рук.
Новизна работы:
Для меня, как педагога и детей группы новизна игр В.Воскобовича заключается в том, что игры разработаны исходя из интересов детей, широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х. до 7 лет и старше, многофункциональность и универсальность. Играя только с одной игрой, ребёнок имеет возможность проявлять своё творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач, систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал. А так же многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в 2 которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками. Привлекают игры тем, что в весёлых и занимательных сказках введено много необычных героев: Знаменитый факир Филимон Коттерфильд, Малыш Гео, девочка Долька, гусеница Фифа, пчёлка Жужа, ворон Метр, Лапушок и другие.
Предметно - пространственная развивающая среда:
В уголок развивающих игр внесены следующие развивающие игры В.Воскобовича: «Прозрачный квадрат», «Чудо Цветик», «Квадрат Воскобовича», «Чудо Крестик 2», « Змейка», « Шнур – Затейник», «Геовизор», «Набор букв и знаков Ларчик». Альбомы со схемами рисунков, раздаточный и демонстрационный материал к играм.
Работа с родителями:
*Проводились беседы: «Что такое развивающие игры Воскобовича?»
*Привлекли родителей принять участие в изготовлении недостающих игр и раздаточного материала.
*Проводились индивидуальные беседы с родителями, в которых обсуждались успехи ребёнка, его интересы, проблемы и пути их совместного решения.
Педагогическое наблюдение:
Во время педагогического наблюдения использовала следующие методы и приёмы работы с детьми:
* Словесный: проводила беседы; задавала вопросы детям; проводила
игры - драматизации, словесные игры; составляли рассказы по сюжетным картинкам; чтение художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание стихов, пословиц.
*Наглядный: Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, проводились различные наблюдения, использовала различные пособия, показ приёмов действия с предметами. 3 *Практический: Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения,4 моделирование (знаки, схемы, символы).
По результатам педагогического наблюдения было составлено перспективное планирование с использованием развивающих игр В,Воскобовича.
Перспективный план
Февраль 1неделя
Возраст детей | Название развивающей игры | Задачи |
6 – 7 (лет) | «Чудо крестики 2» | Развитие творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета. формы, величины). Формировать умение составлять фигуры «Человечков», в которых части прорисованы. Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, памяти. |
6 – 7(лет) |
«Шнур – Затейник» | Развитие ориентировке в пространстве, мелкой моторики рук, внимания. Познакомить с основными приёмами работы со шнуром: обогнуть «кнопку», закрутить шнур вокруг «кнопки», продевать сквозь неё; формировать умение работать по схемам: вариант «Дорожки», упражнение «Сделай такой же узор». |
6 -7(лет) |
« Змейка» | Развитие сенсорных способностей: умение различать и называть геометрические фигуры; развивает внимание, память, умение сравнивать и анализировать, пространственное воображение. Познакомить с приёмами сложения «змейки»: сложить по вертикали, сложить по диагональным линиям, перекрутить, поставить части вертикально. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. |
6-7 (лет) | «Чудо Цветик» | Р Р Развитие внимание, мышление, память, речь, воображение; закреплять состав числа 10, соотношение части и целого; развивать творческие способности развитие логики, умение конструировать по заданной форме, составлять фигуры по схемам. |
Февраль 2неделя
Возраст детей | Название развивающей игры
|
Задачи |
6-7 (лет) | «Прозрачный квадрат» | Развитие логического мышления, пространственного воображения, умение составлять целое из частей. Составлять квадрат из отдельных частей, путём наложения друг на друга. Познакомить с правилами игры «Вертикальное домино». Воспитывать умение работать в коллективе. |
6-7 (лет) | «Квадрат Воскобовича» | Развивать умение различать геометрические формы: квадрат, треугольник, прямоугольник; тренировка внимания, сообразительности, развитие логического и абстрактного мышления; умение сравнивать и анализировать; развивать умение складывать предметы из разных по форме фигур, используя центр фигуры; закреплять умение ориентироваться на плоскости фигур, складывать по схеме. |
6-7 (лет) | «Чудо Крестики 2» | Развивать умение составлять по схематическим рисункам силуэты «Человечков», в которых части крестиков не показаны и силуэты «Птиц» - составных, в которых части крестиков прорисованы; совершенствовать интеллект( память, внимание, мышление, речь); развитие мелкой моторики рук, тактильных анализаторов. |
6-7 (лет) | «Змейка» | Развитие самостоятельности, целенаправленности; воспитывать умении работать в коллективе, ощущение своей значимости, чувства взаимовыручки. Развитие внимания, памяти, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение; развитие мелкой моторик, творческие способности. Формировать умение конструировать плоскостные фигуры, складывать их так, чтобы были похожи на рисунок по форме, затем – по форме и цвету: «грач», «золотая рыбка», «конфета», «мышка», «домик». |
Февраль 3 неделя
Возраст детей | Название развивающей игры | Задачи |
6-7 (лет) | «Шнур –Затейник» | Развитие интеллекта: внимания, мышления, памяти, воображения и мелкой моторики рук; умение ориентироваться в пространстве. Развивать умение работать по схема: «Дорожки» - игровые задания :«Продолжи узор»; «Стёжки-дорожки» - игровое задание : «Сделай такой же узор», «Продолжи узор». |
6-7 (лет) | «Чудо-Цветик» | Развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самостоятельности, целенаправленности; развитие внимания, мышления, памяти, речи, воображения. Развитие математических представлений. Совершенствовать умение конструировать по заданной форме, конструирование фигурок по схемам. |
6-7 (лет) | «Квадрат Воскобовича» | Развитие логико-математических способностей (самостоятельно складывать фигуры по схемам); закреплять навыки счёта; решение занимательных задач, развитие внимания, сообразительности, память пространственного и абстрактного мышления, умение сравнивать и анализировать. Развивать творческие способности, конструкторские умения, мелкую моторику рук, усидчивость. |
6-7(лет) | «Змейка» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры. Развивать интеллект: процессы внимания, памяти, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительности, пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Продолжать знакомить с приёмами сложения: поставить части вертикально, наложить друг на друга; продолжать развивать умении конструировать плоскостные фигуры: «флажок», «башмачок», «самолёт», «пирамида». Конструировать цветовые фигуры: «дорожки», «островки», «тропинки»- складывать фигуры так, чтобы они полностью соответствовали рисунку.
|
Февраль 4неделя
Возраст детей | Название развивающей игры | Задачи |
6-7 (лет) | «Чудо Крестики 2» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Продолжать развивать воображение, творческие и сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины. Совершенствовать интеллект: внимание, память, мышление, речь. Развитие мелкой моторики рук; тактильно-осязательных анализаторов; освоение количественного счёта, пространственных отношений. Развитие умений составлять предметный силуэт из частей крестиков и силуэты, в которых части крестиков не показаны. Складываем силуэты по темам (животные, растения, ракеты). |
6-7 (лет) | «Прозрачный квадрат» | Развивать умение работать в коллективе. Развивать логическое мышление, пространственное воображение; развивать творческие способности, умение составлять целое из частей, составлять фигуры по схемам: «парусник», «домик», «свеча», « стрелка». |
6-7 (лет) | «Чудо Цветик» | Развитие внимания, мышления. памяти, речи, воображения. Развитие математических представлений (соотношение целого и части). Продолжать развивать умение конструирование фигурок по схемам, творческое составление фигур. |
6-7(лет) | «Шнур-Затейник» | Совершенствование интеллекта: внимание, мышление, память. воображение. Способствовать математическому развитию ( с помощью шнура можно «написать» цифру и легко превратить её в другую, складывать и вычитать, решать примеры). Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук. |
Март 1неделя
Возраст детей | Название развивающей игры | Задачи |
6-7(лет) |
«Змейка» | Совершенствование умений различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры; развивать память, умения сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение, мелкую моторику рук, творческие способности. Продолжать знакомить с приёмами сложения: наложение друг на друга (плоскостной и объёмный вариант).Развивать умение складывать плоскостные фигуры: «кит», «бабочка», «пингвин», «лиса» и цветовые: «тропинки», «квадраты». Познакомить с приёмом складывания объёмной фигуры. |
6-7(лет) | «Квадрат Воскобоича» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Закрепление умений различать геометрические формы, их свойства и размеры; развитие умения сравнивать и анализировать; тренировка внимания, логики; развитие пространственного и абстрактного и мышления; развитие творческих способностей и конструкторских умений; расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление умения складывать фигуры по схемам; познакомить с приёмами складывания четырёхцветный квадрат, решать занимательные задачи. |
6-7(лет) | «Чудо Крестики 2» | Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; способствовать развитию воображения; творческих и сенсорных способностей ( восприятие цвета, формы, величины); совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи); тренировка мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов; освоению количественного счёта, пространственных отношений. Развитие умений складывать силуэты по темам (самолёты, драконы). |
6-7 (лет) | «Шнур-Затейник» | Развитие самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать ориентировку в пространстве; совершенствование интеллекта: внимание, мышление, память, воображение. Формировать умение с помощью шнура «вышивать» буквы, слова, менять в словах по одной букве, например, сон-сок, кот-кит, загадывать загадки: можно ли «превращать» волшебника в цветок(маг-мак), или быка в собаку(бык-дог). Развивать мелкую моторику рук. |
Март 2 неделя
Возраст детей | Название развивающей игры | Задачи |
6-7(лет) | «Прозрачный квадрат» | Развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение составлять целое из частей; закреплять умение составлять фигуры по схемам: «парусник», «лошадь», «пропеллер», «корова», «самолёт». Развитие творческих способностей. |
6-7(лет) | «Набор букв и знаков Ларчик» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления); закреплению образов букв, закреплению умения составлять буквы в слоги и слова; развивать мелкую моторику обеих рук. Познакомить с игрой « Найди одинаковые буквы»; развивать умение находить и показывать букву по образцу, находить одинаковые на ощупь. |
6-7(лет) | «Змейка» | Развитие интеллекта: внимания, памяти, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, воображение. Развитие творческих способностей. Закрепление приёмов сложения по вертикальным линиям, по диагональным линиям, перекручивание двумя способами, поставить части вертикально, наложить друг на друга ( плоскостной вариант и объёмный). Продолжать конструировать плоскостные фигуры: «улитка», «горы», «сапожок». Цветовые: «островки», «квадраты», преобразовывать плоскостные в объёмные.
|
6-7(лет) | «Чудо-Цветик» | Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие социального эмоционального интеллекта: внимание, мышление, память, речь, воображение. Развитие математических представлений ( счёт, соотношение целого и части). Развитие творческих способностей (умение осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить). |
Март 3 неделя
Возраст детей | Название развивающей игры | Задачи |
6-7(лет) | «Квадрат Воскобовича» | Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь; воспитывать интерес к играм. Формировать элементарные математические представления, умение группировать геометрические фигуры по размеру и цвету, сравнивать по длине и ширине; развивать пространственное и абстрактное мышление, память, внимание, усидчивость; развивать творческие способности и конструкторские умения; закреплять умение склад складывать 2х. и 4 х. цветного квадрата фигуры по схемам: «домик», «летучую мышь», «ёжика», «конверт», «туфельку». Обогащение словаря, развитие связной и диалогической речи. Развивать мелкую моторику рук. |
6-7(лет) | «Чудо Крестики 2» | Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи. Закрепление количественного счёта, пространственных отношений. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины. Закрепление умения складывать предметные силуэты из частей крестиков и силуэты, в которых крестики не показаны; складывание силуэтов по темам (посуда, одежда). |
6-7 (лет) | «Геовизор» | Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие познавательных интересов, любознательности; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности. Развитие владение речи, как средством общения; совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления. Способствовать развитию математических представлений о пространственных отношениях, количественном счёте, линиях симметрии, делению целого на равные и неравные части, умений решать логические математические задачи. Развитие творческих способностей (воспроизведение нетипичных изображений по точкам координатной сетки). Тренировка мелкой моторики пальцев и кисти рук, |
6-7(лет) | «Набор букв и знаков Ларчик» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Способствовать: развитию внимания, памяти, мышления; закреплению образов букв, умению проводить тактильный и оптический анализ букв; закреплению умения составлять буквы слоги и слова; развитию мелкой моторики обеих рук. Познакомить с играми: «Прятки» (предложить найти и назвать спрятавшуюся букву); «Пропавшая буква» (подобрать букву вместо цветного кружка); «Шифровки»(познакомить с особенностями звуко -буквенного анализа слова.
|
Март 4неделя
Возраст детей | Название развивающей игры | Задачи |
6-7 (лет) | «Шнур- Затейник» | Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие воображения и творческой активности; развитие ориентировки в пространстве, совершенствование интеллекта: внимания, мышления, памяти; развитие мелкой моторики рук, закрепление основных приёмов работы со шнуром; способствовать подготовки к обучению чтения: с помощью шнура на игровом поле можно «вышить» буквы и несложные слова; математическое развитие: развивать умение шнуром «написать»цифру и превратить в другую, складывать и вычитать, решать примеры; развивать умение выполнять под диктовку «графические диктанты». |
6-7(лет) | «Геовизор» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; способствовать: совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; развитию математических представлений о пространственных отношениях, количественном счёте, линиях симметрии, делению целого на равные и неравные части, умений решать логико-математические задачи; развитию творческих способностей- воспроизведение нетипичных изображений по точкам координатной сетки. Развитие мелкой моторики рук. Развитие умения рисовать под диктовку отрезками, рисование по образцу. |
6-7(лет) | «Чудо Крестики 2» | Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины. Способствовать совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи. Тренировка мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов. Закрепление количественного счёта, пространственных отношений. Закрепление умения складывать силуэты по схематическим рисункам по темам: «Рыцари и принцессы», «Быт». Развитие умения придумывать силуэты самостоятельно, складывать из частей крестиков, давать название. |
6-7(лет) | «Набор букв и знаков Ларчик» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта. Способствовать: развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления; закреплению образов букв, умению проводить тактильный и оптический анализ букв; закреплению умения составлять буквы в слоги и слова; развитие мелкой моторики обеих рук. Познакомить с играми: «Буквенные таблицы», «Буквы на дереве», «Глухой и звонкий». |
Вывод:
- Опыт работы с использованием развивающих игр показал, что у детей группы развились: эмоциональная отзывчивость, целенаправленность, самостоятельность; сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками, дети стал общительнее со взрослыми и сверстниками.
- Развилась понятливость, сформировались умения анализировать и сравнивать, концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций, доводить начатое дело до конца. Закрепился счёт, знание геометрических фигур, сформировалось умение составлять целое из частей, складывать силуэты, составлять фигуры по схемам.
- Развились творческие способности, пространственное воображение, логическое мышление, внимание; обогатился активный словарь, закрепились умения складывать буквы в слоги и слова.
- Развились конструктивно-модельные и изобретательские способности.
- Развилась мелкая моторика обеих рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Содержанием разработки является тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...
«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих
Консультация для родителей...
Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....
«Современные подходы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных дидактических авторских игр»
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных , поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и пот...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...