Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»
учебно-методический материал

Кургинян Эмма Амаяковна

В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

При этом уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье является важной частью социально-коммуникативного развития ребенка, основой его духовно – нравственного становления.

Взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Для этого необходима систематическая воспитательная работа.

В данной методической разработке представлен примерный план работы и некоторые практические материалы в помощь воспитателю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kurginyan.docx107.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Краснодар «Центр – детский сад №232»

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста

 «Воспитываем у детей семейные ценности»  

Автор – составитель: Кургинян Эмма Амаяковна,  воспитатель

Картинки по запросу картинка семьи рисунок

Пояснительная записка

В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

При этом уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье является важной частью социально-коммуникативного развития ребенка, основой его духовно – нравственного становления.

Взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Для этого необходима систематическая воспитательная работа.

В данной методической разработке представлен примерный план работы и некоторые практические материалы в помощь воспитателю.

Ресурсы

Категория

Наименование

Материально - технические

ресурсы

Атрибуты для сюжетно ролевой  игры «Семья», «Больница», «Магазин».

Интерактивная доска, ноутбук.

Создание фотоальбома «Моя семья»

Создание альбома из рисунков детей «Мой дом»

Методические ресурсы

 Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.

А.В.Козлова «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.

 Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

Информационные ресурсы

Интернет – ресурсы

Советские мультфильмы для детей «Моя семья» https://www.youtube.com/watch?v=LnLOWVtr3BU

Мультфильм «Мама для мамонтенка» https://www.youtube.com/watch?v=sVYMsNay8G0

Моя семья. Развивающее видео для детей  https://www.youtube.com/watch?v=i36cZiBDW90

«Я и моя семья» https://www.youtube.com/watch?v=ZovIaFel0fg

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Месяц

Содержание

Сентябрь

  • - Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
  • - Составление бесед с детьми на тему «Моя семья»
  • - Подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»,
  • В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк,  
  • татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
  • «Гуси-лебеди»;
  • - Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка»,
  •  З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»;
  • - составление  ИОС и развлечений с детьми  и родителями на тему «Моя семья»

Октябрь  

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

- Игровая образовательная ситуация: «Состав семьи»

- Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» 

- Рисование на тему «С кем я живу»,

- Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья»,

- Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры

- Коллективный труд в группе «Мы помощники». 

  • - Сюжетно-ролевые игры “Семья” ( I-II этапы.)
  • - Рассматривание  картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», «Моя семья»;

- Игровая образовательная ситуация: «Работа моих родителей»,  

- Беседа «Выходной день с мамой и папой»,

- Рисование на тему: «Выходные в семье»,

  • - Сюжетно-ролевые игры “Семья” (I этап)
  • - Чтение произведения В. Осеева «Волшебное слово»,
  • - «Моя семья». Развивающее видео для детей.

- Рассматривание картин З. Серебряковой «За завтраком»

- Игровая образовательная ситуация: «Моя семья - моя радость»,

- Беседа: «Любимый отдых членов семьи»

- Лепка «Испечём торт для мамы»,

- Составление рассказов на тему: «С кем я живу»

  • - Сюжетно-ролевые игры “Семья”  (III этап)
  • - Рассматривание картин З. Серебряковой «Дочка Катя с куклами»

- Игровая образовательная ситуация: «Коли семья вместе, то и душа на месте»

- Заучивание пословиц семье. 

- Составление рассказов на тему «Семейные праздники».

- Создание альбомов: «Моя семья»,

- Чтение произведения Е. Пермяк « Мамина работа»

- Рассматривание картин З. Серебряковой  «Моя семья»

-Беседа «Имена, отчества, фамилии и их значение»

- Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;

-Коллективный труд в группе «День добрых дел». 

-Оформление выставки: «Моя семья»,

-Межсемейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья »

Март

-Беседа «Имена, отчества, фамилии и их значение»

- Просмотр мультфильма «Моя семья».

- Лото «Моя семья», “Кто ты для… ”,

-Коллективный труд в группе «День добрых дел». 

  • - Творческая работа  «Подарок для мамы или бабушки».

Апрель

- Составление рассказа по схеме на тему «Моя семья»

- Наблюдение за старшими детьми (рассказать о своих братьях и сестрах)
-Творческое рассказывание на тему «Как я помогаю дома»

- Драматизация сказки «Репка»

Май

Подведение итогов работы, интервьюирование детей, анкетирование родителей

Консультация для родителей:

«Роль семьи в воспитании ребенка»

 

Есть такое крылатое выражение «Все начинается с детства». И это действительно так. Ведь все, что закладывается ребенку с самого раннего возраста, он проносит через всю жизнь. На семью, родителей приходится самое ответственное и трудное время – первые годы жизни ребенка. В этот период родители больше обеспокоены развитием и удовлетворением его материальных потребностей и иногда забывают о развитии и правильном удовлетворении его духовных потребностей. А для успешного обучения ребенка в школе, дальнейшего продолжения образования и самообразования необходимы развитые еще в дошкольном возрасте духовные потребности. Условия, в которых ребенок растет и воспитывается, имеют огромное значение. Роль семьи, родителей в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста огромна.

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей, не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

   Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой и упускать процесс воспитания в этом возрасте ни в коем случае нельзя.


  Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) 


  В современное время очень часто встречаются неполные семьи, или семьи, где родители находятся в постоянном конфликте друг с другом.

В этой ситуации существуют различные подходы к воспитанию детей. 

   Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. 
  
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. 
Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). 

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. 


      В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 
-  Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 
-  Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

- Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

- Безусловная любовь.  Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.

   -Обусловленная любовь. Возможно, родители любят его за послушание, хорошие оценки, но когда ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то он как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует эмоциональной безопасности.
 .

Типы семейных взаимоотношений

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Выделяется  4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. 

   Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 

 Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 

   Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей.

Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Невмешательство

Такая система взаимоотношений в семье строится на признании целесообразности независимого существования как взрослых, так и детей. В семье, где «каждый за себя», ребенок, по сути, полностью предоставлен самому себе.

Недолюбленные в детстве, не получившие нужной «дозы» родительской заботы, выросшие сын или дочь ощущают себя слишком одинокими, становятся недоверчивыми, зачастую оказываются излишне подозрительными и мнительными. В будущем таким личностям крайне трудно доверять что-либо другим людям, и они все стараются делать сами.

Сотрудничество

Данный способ построения отношений в семье, основным принципом которого является объединение под флагом общих целей и задач, подкрепляется совместной деятельностью и взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе – в эмоциональной. Центр воспитания в данном случае приходится на слово «мы». Ребенок имеет достаточный простор для самостоятельности, но рядом с ним всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить.

Членов таких семей роднят неразрывные узы: общие ценности, традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Однако, увы, на практике в семьях, как правило, не существует единого, «чистого» стиля, а сталкиваются различные подходы, создавая болезненную напряженность и неблагоприятно влияя на развитие личности.

                                                  3 стиля семейного воспитания: 
- демократический 
- авторитарный 
- попустительский 
  
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

   При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. 

   При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. 
  Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. 


  Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях. 


 

                          4 способа поддержки  конфликтных ситуаций:

1.Уход от проблемы (чисто деловое общение).

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего).

Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 
3. Победа любой ценой (Взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 
  После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. 
  Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

1. Принимать активное  участие  в  жизни семьи; 

2. Всегда  находить время, чтобы  поговорить с ребенком; 
3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 

5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
6. Уважать право ребенка на собственное мнение; 
7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 

8. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.


НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Инсценировка «Наша семья» (по сказке Ц. Петрова «Дружная семья»)

Ведущий: На опушке леса стоял маленький домик-рукавичка, и там жили… Как вы думаете, ребята, кто? (Ответ: пальчики). Правильно, там живут пальчики:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – я.

Все они вместе – дружная семья (поднимает кисть руки).

Ведущий повторяет эту потешку еще раз и выясняет с детьми, какой пальчик мама, папа, дедушка, бабушка и я.

Ведущий: Рано утром встала мама (показывает вместе с детьми большой палец) и говорит: «Надо печку топить, кашу варить, семью кормить. Пошлю-ка я папу – Среднего пальчика за дровами в лес. Он самый большой из всех нас и самый сильный. Папа – Средний пальчик, в лес иди и домой дров принеси!»

Папа – Средний пальчик: Конечно схожу, дров принесу, ведь я самый сильный и высокий.

Ведущий: Побежал папа – Средний пальчик в лес, а там сухих деревьев  много-много.

Папа – Средний пальчик: Сейчас дрова соберу, быстро печку истоплю.

Ведущий: Нагнулся папа – Средний пальчик за дровами, а поднять-то их не может

Папа – Средний пальчик: Позову-ка дедушку – Безымянного пальчика. Он мне поможет поднять шишку. Дедушка – Безымянный пальчик, иди, собрать дрова помоги!

Ведущий: Пришел на помощь дедушка – Безымянный пальчик.

Папа – Средний пальчик:

Дедушка – Безымянчик!

Будь как герой:

Помоги мне дрова отнести домой!

Ведущий: Долго они пытались собрать дрова, да поднять не смогли

Дедушка – Безымянный пальчик: Позови-ка бабушку – Указательный пальчик. Бабушка! Бабушка, иди, собрать дрова помоги.

Ведущий: Пришла бабушка – Указательный пальчик, нагнулись они втроем. Долго поднимали поленья, а поднять-то не могли

Бабушка – Указательный пальчик: Ты, мой внук, Мизинчик малый, дай совет, с этими дровами сладу нет.

Ведущий:

Прибежал Мизинчик-внук,

Хоть и мал он, да удал,

Лишь на дрова он взглянул,

Сразу деду подмигнул:

Для умелой руки –

Это, мол, пустяки!

Бабушка – Указательный пальчик: Ты у нас совсем в отца, нет проворней молодца.

Ведущий: Стали они вчетвером поднимать поленья, долго-долго поднимали, целых десять раз подряд, но так и не принесли их в дом.

Пальчик – Мизинчик: Давайте позовем маму – Большой пальчик, она все умеет делать. Мама-мамочка, приди, дрова поднять нам помоги!

Мама – Большой пальчик:

Ну-ка, семья, смело

Берись за дело!

Папа, возьмись за этот край,

Бабушка, отсюда нажимай,

Ты, сынок, отсюда,

дедушка – оттуда…

А я сейчас возьму

и всем вам  помогу.

Раз, два, три, приподнимай!

Ведущий:

Все они вместе

Дрова несут,

Все они вместе

Песню поют.

Что такое в жизни значит

Дружная семья,

Подсказала вам, ребята,

Сказочка моя!

Ведущий: Ребята! У каждого человека есть мама, папа, бабушка, дедушка. У многих людей есть дети, братья, сестры. Все они вместе составляют семью. Как важно, чтобы все в семье жили дружно, друг другу помогали. Поодиночке очень сложно справляться с различными трудностями. Если вместе мы дружны, значит, вместе мы сильны!

Этическая беседа. «Моя мама»

Задача. Дать детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Ход беседы.

1. Чтение рассказа М. Зощенко «Показательный ребенок».

«Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа  и была бабушка. И вдобавок в их квартире жили кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут».

 2. Вопросы к беседе. Подвести детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек.

  • Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада)? (Домой).
  • Кто каждое утро будет вас, помогает собираться в детский сад?
  • Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?
  • Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?
  • Кто вам покупает все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки…)

3. Рассказать о том, что о маме написано много стихотворений, существует не мало пословиц. Предложить послушать некоторые из этих произведений:

Мама

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

Я. Аким

Моя мама

Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее, мама –

Солнышко мое.

Я. Аким

4. Предложить детям (с помощью педагога) объяснить пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».

5. Дидактическая игра «Скажи ласково».

За что вы любите своих мам? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы вместе играем, гуляем, и т.д.).

А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля…).

6. Чтение рассказа одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):

Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому  она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.

7. После беседы предложить детям нарисовать маму, подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

Дидактические игры

1. Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? ( Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

2. Игра «Отгадай загадку»

1. Целует, обнимает,

К сердцу прижимает.

Одежду покупает,

Готовит и стирает.

Все она умеет,

Всех она жалеет.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же это? (мамочка моя).

2. Кто в семье высокий, смелый,

Самый умный и умелый? (папа)

3. Мамина мама с нами живет.

Маму она дочкой зовет.

Как угадай, зову ее я?

Это любимая… (бабушка) моя!

4. Старый он и седой,

С белой он бородой.

Папу сыном зовет, когда в гости придет.

Угадай, как зовут

Его внуки всегда?

Угадал? Подсказать тебе, да?

Это любимый, родной

Старенький… (дедушка) мой!

ДЕТСКИЕ СТИХИ

Семья

Олег Бундур

Мама с папою под ручку,

А со мной идет за ручку.

На руках у папы брат —

Сам он топать маловат.

А прохожие проходят,

А прохожие глядят.

И про нас они, похоже,

Меж собою говорят:

— Сразу видно, что семья! —

Папа, мама, брат и я!

Семья

Тамара Крячко

Мама, папочка и я,

Получается семья.

А родится братик,

Думаю - поладим мы.

В крайнем случае - сестрица,

тоже для семьи сгодится.

Семья

Ольга Высотская

Семья это радость, тепло и уют,

Семья – это дом, где тебя всегда ждут!

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе – семья.

Наша дружная семья

 Идея Векшегонова

Маму очень я люблю.

Папу тоже я люблю.

Мама мне печет коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я –

Наша дружная семья!

Я и бабушку люблю,

Я и дедушку люблю.

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

Мама, папа, дед и я,

Да и бабушка моя –

Наша дружная семья!

И сестрёнку я люблю,

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я,

Баба, брат, сестра моя –

Наша дружная семья!

Колыбельная для мамы

И. Черницкая

Мама долго хлопотала:

Все дела, дела, дела…

Мама за день так устала,

На диване прилегла.

Я ее не буду трогать,

Только возле постою.

Пусть поспит она немного –

Я ей песенку спою.

К маме стану я поближе –

Очень я ее люблю!

Жалко только, что не слышит

Мама песенку мою.

Нету песенки чудесней.

Может, петь погромче мне,

Чтобы маме эту песню

Слышно было и во сне?..

Лучше мамы нет.

Н.Злобина

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама – самый лучший друг.

Лучше мамы – нету!

Мамочка

У. Раджаб

Кто пришел ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал:»Вставать пора?»

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю - в пиалу налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплел?

Мамочка.

Целый дом один подмел?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

Своя погода

Овсей Дриз

Сыро, хмуро

За окном,

Дождик моросит,

Низко

Небо серое

Над крышами висит.

А в доме

Чистота, уют:

У нас своя

Погода тут.

Улыбнется мама

Ясно и тепло –

Вот уж вам и солнышко

В комнате

Взошло!

Вот бы как мама

Михаил Садовский

Поёт моя мама

Всегда за работой,

А я ей всегда

Помогаю с охотой!

Мечтаю

На маму похожим

Я стать.

Я гладить учусь

И варить,

И стирать,

И пыль вытираю,

И пол подметаю…

Мечтаю.

Мечтаю.

Мечтаю,

Мечтаю…

Мечтаю,

Как мама,

Всё делать уметь,

И, может,

Как мама,

Я выучусь петь.

Липучка-почемучка

 Татьяна Бокова

 Мама любит и жалеет.

 Мама понимает.

 Мама всё моя умеет,

 Всё на свете знает!

 - Почему кусают осы?

 Спрашиваю прямо.

 И на ВСЕ мои вопросы

 отвечает мама.

 Скажет мне, откуда с неба

 Снег зимой берётся.

 Почему буханка хлеба

 Из муки печётся?

 Почему собака лает?

 Что во сне приснится?

 Почему сосулька тает

 И дрожат ресницы?

 Почему на небе тучка,

 А в лесу - лужайка?

 Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,

 А ОНА - ВСЕЗНАЙКА!

Мамины профессии

 Настя Доброта

Тёплые вещи быстро и тихо

Шьёт для детишек мама-портниха.

Доит корову с утра спозаранку

В чистом загоне мама-доярка.

Зубки больные без всяких уколов

Вылечит мама – врач-стоматолог.

В детском саду очень много занятий.

Мама там няня и воспитатель.

В школе не меньше занятий. Смотрите:

Ставит оценки мама-учитель.

Из корешочка растить не устанет

Чудо-растение мама-ботаник.

Пишет в газеты статьи и записки

Мама-писатель и журналистка.

Вкусной колбаски достала с витрины

Мама, она – продавец магазина.

Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама-кондитер.

Из самолёта прыгает с риском

Смелая мама-парашютистка.

Папа

 Лика Разумова

Мой папа красивый

И сильный, как слон.

Любимый, внимательный,

Ласковый он.

Я жду с нетерпением

Папу с работы.

Всегда мне в портфеле

Приносит он что-то.

Мой папа находчивый,

Умный и смелый.

Ему по плечу

Даже сложное дело.

Еще он - шалун,

Озорник и проказник.

С ним каждый мой день

Превращается в праздник.

Мой папа веселый,

Но строгий и честный.

С ним книжки читать

И играть интересно.

И скучно без папы

На санках кататься.

Никто не умеет

Так громко смеяться.

Мой папа - волшебник.

Он самый хороший.

Он вмиг превращается

В то, что попросишь.

Он может стать клоуном,

Тигром, жирафом.

Но лучше всего

Он умеет быть папой.

Его обниму я

И тихо шепну:

- Мой папочка, я тебя

Крепко люблю!

Ты самый заботливый,

Самый родной,

Ты добрый, ты лучший

И ты только мой!

Папа

Тамара Прокофьева

У папы работа!

У папы забота!

И некогда с нами

ему поиграть.

А мы его любим!

А мы его ждём!

Но если наш папа

берёт выходной,

Как здорово с ним,

Он такой заводной

Самый лучший!

Ольга Чусовитина

 Может он в футбол играть,

 Может книжку мне читать,

 Может суп мне разогреть,

 Может мультик посмотреть,

 Может поиграть он в шашки,

 Может даже вымыть чашки,

 Может рисовать машинки,

 Может собирать картинки,

 Может прокатить меня

 Вместо быстрого коня.

 Может рыбу он ловить,

 Кран на кухне починить.

 Для меня всегда герой –

 Самый лучший папа мой!

Папа

Татьяна. Бокова

У меня есть папа!

Спросите, какой он?

Самый СИЛЬНЫЙ папа,

Самый ХРАБРЫЙ воин!

Добрый. Умный самый.

Как не похвалиться.

Папой только с мамой

Можно поделиться.

У меня есть папа!

Всё равно, какой он!

Лучший в мире папа,

Потому что МОЙ ОН!

Лучший повар

Олег Бундур

Мама готовит – со мной говорит

И сразу на стол накрывает,

И ничего у неё не горит,

И ничего не сбегает.

Папа готовит – молчит и сопит,

И пальцы себе обжигает,

И что-то всегда у него  то горит,

То из кастрюли сбегает.

Когда же он блюдо на стол подаёт,

Мама ему то и дело:

- Мясо – само так и прыгает в рот!

Вкусней ничего не ела.

И папа ходит довольный, как слон!

Кто лучший повар? – Конечно же он!

Без папы скучаю

Олег Бундур

Если  б  мой  папа  был  капитаном,

Плавал  бы  он  по  морям – океанам,

А  я  бы

Без  папы

Скучал…

Если  б  мой  папа  водил  самолёты,

Дальние  он  совершал  перелёты,

А  я  бы

Без  папы

Скучал…

Если  б  мой  папа  был  машинистом,

Если  бы  папа  был  альпинистом,

Если  б  в  ракете  космической  мчал –

Я  бы,

Тогда  бы

Без  папы,

Скучал!

Но  папа  мой  здесь, на  соседнем  заводе,

Каждое  утро  машину  заводит,

И  я  его  вечером  дома  встречаю,

Встречаю, встречаю,

А  всё  же  скучаю!

Я всегда его люблю

Олег Бундур

Люблю  я  папу  всякого,

Люблю  я  одинаково,

Когда  поёт,

Когда  грустит,

Когда  он  что-то

Мастерит,

Когда  читает

И  молчит,

И  даже, если  накричит,

Я  не  заплачу,

Я  стерплю,

Я  всё  равно  его  люблю!

Обновки

Олег Бундур

Мама в белой курточке,

Мама в белой шапочке,

Папа ей: — Снегурочка!

Папа нежно: — Лапочка!

Папа ходит около,

Вьётся он лианою,

Папа смотрит соколом

И гордится мамою!

Папины профессии

Настя Доброта

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа-шофёр.

По синему небу летит самолёт.

Им управляет папа-пилот.

Дружно шагает с военными в ряд

В серой шинели папа-солдат.

Кто в многоборье у нас рекордсмен?

Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»

Уголь рубить не устал в недрах гор

Чёрный от сажи папа-шахтёр.

Плавится сталь, из котла валит пар –

Папа — рабочий, он — сталевар.

Вылечит тысячи сломанных рук

В детской больнице папа-хирург.

Кран установит, прочистит засор

Папа-сантехник, или монтёр.

Кто выступает на сцене на бис?

Это известный папа-артист.

«В мире ненужной профессии нет!» -

Учит нас с детства папа-поэт.

Забота

Елена Благинина

Если внyки веселы, -

Бабyшка подавно:

- Ишь, pаспелись, как щеглы,

До чего же славно!

Если внyки есть хотят, -

Бабyшке отpада:

- Пyсть сидят, пyсть едят,

Подpастать им надо!

Если внyки вышли в сад, -

Бабyшка в тpевоге:

- Hy как дождь либо гpад,

Ведь пpомочат ноги!

Если внyки спать легли, -

Бабyшка не дышит:

- Баю-баю, люли,

Тише, тише, тише!..

... Чистота, тишина,

Теплота, дpемота.

Вот какая она -

Бабyшка-забота!

Hy а вы? Каковы?

Как там с бабyшкой вы?

Бабушкины руки

Л. Квитка

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней,

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Бабушка

Елена Григорьева

 У мамы - работа,

 У папы - работа.

 У них для меня

 Остается суббота.

 А бабушка дома - всегда.

 Она не ругает меня никогда!

 Усадит, накормит:

 "Да ты не спеши!

 Ну что там стряслось у тебя,

 расскажи?"

 Я говорю, а бабушка

 не перебивает.

 По крупинкам гречку

 сидит перебирает...

 Нам хорошо вот так вдвоем,

 и дом без бабушки - не дом.

Мой дедуля

А. Чурбанова

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

С дедом

Татьяна Лаврова

Деда очень уважаю –

Я рубанком с ним строгаю.

Мы с ножовкой, молотком

Строим с ним скворечник – дом

Для синичек и скворцов,

Дачных маленьких жильцов.

Мы покрасили скамейку,

Починили душ и лейку,

Ставни к окнам смастерили,

Полку новую прибили.

На сарае от воров

Укрепили мы засов,

Грядки бабушке вскопали.

Мы нисколько не устали.

Дед сказал мне: «Ну, дела!

Внучка в дедушку пошла!»

Вот так защитник!

А. Барто

Я свою сестрёнку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью.

Брат

Олег Бундур

Как  хорошо  слова  звучат:

Братишка, братик, брат,

Когда  с  тобою  рядом  брат,

Ну, как  не  будешь  рад?

Когда  есть  брат,

То  во  сто  крат

Быстрей  отыщешь  клад,

В  игре  один  солдат  -  солдат,

А  два  -  уже  отряд!

Когда  есть  брат,

Пусть  сыплет  град,

Пусть  тысяча  преград,

Ты  не  попятишься  назад,

Тебе  поможет  брат.

Как  хорошо, когда  есть  брат,

Хоть  маленький, один.

И  папа  с  мамой  говорят:

- Ну, так  и  быть, пусть  будет  брат,

Он  так  необходим!

Стихи сестре

Ты — умница, красавица,

Приветлива, добра,

Мне очень-очень нравится,

Что ты — моя сестра!

И от тебя не утаю:

Я больше всех тебя люблю!

Короткие стихи про сестру

Мы с сестрёнкой неразлучны

Мы не знаем слово скучно

Не хочу держать в секрете

Лучше нет сестры на свете.

Смешные стихи про сестру

У сестрички две косички,

И на каждой мотылёк.

В белых бантиках сестричка

Ходит в школу на урок.

Счёта я ещё не знаю,

Не читаю, не пишу.

Но в «урок» уже играю –

Даже бантики ношу!

Воскресенье

Олег Бундур

Воскресенье - вот везенье!

 Воскресенья так нужны!

 Потому что в воскресенье

 Мама делает блины.

 Папа к чаю чашки моет.

 Вытираем их вдвоем,

 А потом мы всей семьею

 Чай с блинами долго пьем.

 А в окошко льется песня,

 Я и сам запеть готов,

 Хорошо, когда мы вместе,

 Даже если нет блинов.

Про любовь

Олег Бундур

 Мама на папу глядит,

 Улыбается,

 Папа на маму глядит,

 Улыбается,

 А день самый будний,

 Не воскресение,

 И за окошком – не солнце,

 А вьюга,

 Просто такое у них

 Настроение,

 Просто они

 Очень любят друг друга.

 От этой любви

 И легко, и светло.

 Мне с папой и мамой

 Так повезло!

Папу с мамой берегу

Олег Бундур

 Папа жалуется:

 – Что-то

 Утомляюсь от работы…

 Мама тоже:

 – Устаю,

 На ногах едва стою…

 Я беру у папы веник –

 Я ведь тоже не бездельник,

 После ужина посуду

 Сам помою, не забуду, –

 Папу с мамой берегу,

 Я же сильный,

 Я смогу!

Н. Грозовский

Мамин тpyд я беpегy,

Помогаю, чем могy.

Hынче мама на обед

Hаготовила котлет

И сказала: "Слyшай,

Выpyчи, покyшай!"

Я поел немного,

Разве не подмога?

Уют

Олег Бундур

Что такое уют,

Так заполнивший дом? –

Это когда поют

Песенку перед сном.

Что такое уют? –

Это пирог, молоко,

Это когда встают

Радостно и легко.

Что такое уют? –

Это рассеянный свет,

Это когда устают.

Если кого нет.

Что такое уют? –

Это когда семья,

Это когда живут

Папа, мама и я.

Глава семьи

Н. Павлинов

Хоть и мал ещё я ростом

И идёт мне пятый год,

Но зато уже так много

У меня сейчас забот.

Мне сегодня папу с мамой

Надо в парке прогулять,

Взрослым людям тоже нужно

Свежим воздухом дышать.

В зоопарк свожу их завтра,

Пусть посмотрят на зверей,

Может быть, щенка мне купят

После этого быстрей.

А ещё мы вместе сходим

В планетарий и кино,

Да и в цирке мы, пожалуй,

Уже не были давно.

На каток сводить их нужно,

В Аквапарк и Луна-парк,

Также в кукольный театр

И на выставку собак.

Развивается духовно

И физически семья.

Повезло родителям,

Что у них есть Я!

Анкета по теме: «Моя семья».

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты.

1.Продолжите предложение: Семья – это _______________________________________ _____________________

2.Знает ли Ваш ребёнок, что такое семья? _______________________________________

3.Знает ли Ваш ребёнок, кто является членами семьи, их имена, отчества, фамилии? _____________________________________________________________________

4. Продолжите предложение: Семейные традиции – это____________________

_____________________________________________________________________

5.Есть ли в Вашей семье семейные традиции, какие?________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Продолжите предложение: Семейные ценности – это _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?__________

_____________________________________________________________________

8. Есть ли у Вас семейные реликвии? Какие?______________________________
_____________________________________________________________________

9. Где и когда семья собирается вместе?__________________________________

_____________________________________________________________________

10. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи? ___________________

_____________________________________________________________________

11.Знает ли Ваш ребёнок профессии своих родителей, бабушек, дедушек?____

_____________________________________________________________________

12.Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребёнка, какая?

_____________________________________________________________________

13. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?________________________

_____________________________________________________________________

14. Сколько поколений знаете? Сможете ли составить генеалогическое древо?__
________________________________________________________________________________
15. Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?_________________________________________________________

16. Считаете ли вы тему «Моя семья» актуальной для изучения в детском саду?

_____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»

Анкетирование проводится воспитателем. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе в спокойной и доброжелательной обстановке.

  1. С кем ты живёшь?
  2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)
  3. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)
  4. Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)
  5. Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)
  6. Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)
  7. Кто из членов семьи чаще играет с тобой?
  8. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)
  9. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)
  10. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
  11. Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?
  12. Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)
  13. Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)
  14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)
  15. Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)

Анализ результатов анкетирования

Если в ответах ребёнка преобладают варианты – нет, редко – то в семье возможно предположить реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по "Социально-личностному развитию детей" средней группы

Основным приоритетом выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и за...

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Занятие по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.  Задачи: 1. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе....

Методические рекомендации по использованию игр по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста

Данные методические рекомендации разработаны с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностикой в средней группе МБДОУ №27 и предназначены для работы пед...

Технология: «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора»

Приоритетным направлением государственной образовательной политики  является духовно-нравственное развитие детей, основой которого выступает сохранение и развитие традиционной народной культуры. ...