Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Цель: речевое развитиедетей второй младшей группев интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений.
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать знания детей о вежливых словах, понятиях – доброта, дружба.
- Познакомить детей со «Сказкой о доброте» Чугуновой Л.А., вежливыми словами.
Развивающие:
- Учить использовать в речи вежливые слова.
- Учить детей отвечать на вопросы фразой из двух – трех слов.
Воспитательные:
- Способствовать духовно-нравственному развитию детей, воспитывать доброжелательное, вежливое отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: игрушка-Зайчик, сундучок, игрушка-морковка, произведениеЧугуновой Л.А. (в обр. Гельметиновой Е.С.) «Сказки о доброте», картинки из серии «Друзья» – друзья вместе кушают, друзья играют, помогают младшим, кормят птиц, пускают кораблики.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида городского округа Стрежевой»
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова»
Автор: Ахиартдинова Лиана Фирдависовна, воспитатель.
г. Стрежевой, 2020 год
Пояснительная записка
Актуальность
Речь не дается человеку от рождения, а приобретается.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения связной речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Обучение дошкольников родному языку является одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Наряду с другими образовательными областями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена область - речевое развитие. Это обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Духовно-нравственное воспитание детей, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Этот возраст выбран не случайно: именно этот период жизни ребенка наиболее сенситивен для начала развития личности человека, ее становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Представленный конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группыв интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» составлен с учетом основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад №9 «Журавушка», Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.и включен в содержание образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Представленный конспект занятия является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности – учет предыдущих совместных действий воспитателя и детей.
- Принцип активности - поддержка мотивации и интереса детей на протяжении всего занятий.
- Принцип доступности - соответствие возрастным особенностям.
- Принцип психологической комфортности – создание доброжелательной атмосферы, принятие любых вариантов детских ответов.
Новизной занятия является применение игровых и здоровьесберегающих технологий, интеграция словесного, игровогометодов.
Занятие проводится с подгруппой детей. Для привлечения внимания детей к деятельности использован игровой прием – приход Зайки. Постановка проблемной ситуации и вопросы к детям позволяют заинтересовать детей и включить их в активную речевую деятельность, обогащают знания детей о том какие вежливые слова нужно говорить.
Поэтапно происходит смена видов деятельности – речевой, двигательной, игровой.Речевому развитию детей способствует словарная работа, вопросы к детям, ответы детей полным предложением, выполнение физминутки.
Для реализации задач используются методы и приемы, способствующие активизации разных видов деятельности, развитию самостоятельности и индивидуальности детей.
- словесный (чтение «Сказки о доброте», беседа, объяснение, вопросы, ответы, словесная игра «Вежливые слова»);
- игровой (сюрпризный момент – приход героя, игровые ситуации, дидактическая игра с картинками «Что делают друзья?»);
- наглядный (рассматривание картинок)
- двигательный (физминутка, динамика поз);
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Материалы и оборудование: игрушка-Зайчик, сундучок, игрушка-морковка, произведениеЧугуновой Л.А. (в обр. Гельметиновой Е.С.) «Сказки о доброте», картинки из серии «Друзья» – друзья вместе кушают, друзья играют, помогают младшим, кормят птиц, пускают кораблики.)
Цель: речевое развитиедетей второй младшей группев интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений.
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать знания детей о вежливых словах, понятиях – доброта, дружба.
- Познакомить детей со «Сказкой о доброте» Чугуновой Л.А., вежливыми словами.
Развивающие:
- Учить использовать в речи вежливые слова.
- Учить детей отвечать на вопросы фразой из двух – трех слов.
Воспитательные:
- Способствовать духовно-нравственному развитию детей, воспитывать доброжелательное, вежливое отношение друг к другу.
Ход занятия
Игровая ситуация – Зайка в гостях у ребят
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Когда я сегодня шла в детский сад, я встретила Зайку. Я рассказала ему, какие хорошие детки у нас в детском саду, и он захотел прийти с вами познакомиться. А вы хотите с познакомиться с Зайкой? Ответы детей.Сейчас я его позову.
Воспитатель заносит в группу игрушку - зайца.
Воспитатель: Есть такая примета всем с утра дарить добрые приветы. Давайте и мы так сделаем. Давайте поздороваемся с Зайкой и скажем «Доброе утро». Дети здороваются с Зайкой.
Зайка:Доброе утро, ребята, какие вы хорошие! Как приятно познакомиться с такими вежливыми и добрыми детьми!
Воспитатель: Спасибо, Зайка! Нам тоже очень приятно с тобой познакомиться. Знаете, ребята, а ведь Зайка не всегда был таким добрым, раньше он совсем не умел дружить и совсем не знал добрых слов. Хотите я расскажу вам сказку о том, как зайка научился вежливости?
Дети садятся на стульчики.
Чтение «Сказки о доброте» Чугуновой Л.А. (в обр. Гельметиновой Е.С.)
«В лесу в маленькой избушке, жил-был Зайка. Был этот Зайка большим драчуном и хулиганом. Он всегда с кем-нибудь дрался и часто обижал лесных зверей. Но однажды появился в лесу храбрый и очень добрый Мышонок.
Прекрасным солнечным днем повстречались они у речки на мостике.
- А ну-ка, отойди, малявка! – крикнул Зайчишка.
- Какой ты злой и невоспитанный, Зайка! Неужели ты совсем не знаешь добрых, вежливых слов? - удивился Мышонок.
- Что это за слова такие? - спросил Зайка.
- Пожалуйста, спасибо, доброе утро, будьте здоровы – ответил Мышонок. – Вот еще! Я и без них прекрасно обхожусь! – возмутился Зайка.
Затем Зайка оттолкнул Мышонка и пошел дальше. Но не успел Зайчишка сделать и шага, как дощечка из мостика выпала, и он плюхнулся в воду. Как же громко он закричал! Мышонку стало жалко Зайку, и он решил прийти на помощь.
Мышонок спас Зайчишку, ведь он был очень добрым. Зайчишка, нахмурив брови вылез из речки и не знал, что сказать. Он совсем не умел быть добрым. Мышонок взял Зайчишку за руку, и они вместе перешли мостик. Зайке стало очень стыдно за свое поведение, и он сказал:
- Спасибо тебе, Мышонок!
Так Зайка научился быть добрым и вежливым.»
Воспитатель: Зайка, как хорошо, что ты встретил этого доброго Мышонка. Ведь быть злым так плохо!
Зайка: Мышонок научил меня быть добрым. Теперь я никого не обижаю и всегда говорю вежливые, добрые слова.
Беседа о прочитанном
Воспитатель:Каким раньше был Зайка?Ответы детей.
- А каким был Мышонок? Ответы детей.
- Кого встретил Зайка на своем пути? Ответы детей.
- Что случилось с Зайкой? Ответы детей.
- Кто ему помог? Ответы детей.
- Ребята, а какие вежливые слова вы запомнили? Ответы детей.
- Что значит быть добрым?Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята Зайка научился быть добрым, потому что он встретил Мышонка. Он ему помог и научил вежливым словам.
Физкультминутка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали. Дети выполняют движения по тексту.
Словесная игра «Вежливые слова»
Зайка:Ребята, я принес для вас сундучок, она волшебный. Если мы соберем в этот сундучок вежливые слова, то в нем появится сюрприз.
Воспитатель: Как же здорово! Давайте каждый из нас положит в сундучок по одному вежливому слову.
Воспитатель выставляет на стол волшебный сундучок и предлагает каждому назвать любое вежливое слово.
Воспитатель: Какие молодцы, как много вежливых слов вы знаете! А сейчас давайте посмотрим, какой сюрприз подготовила для нас волшебный сундучок.
Воспитатель открывает волшебный сундучок и достает оттуда картинки.
Воспитатель: Что это ребята? Ответы детей. Правильно, это новая игра с картинками, давайте в нее поиграем.
Дидактическая игра с картинками «Что делают друзья?»
Воспитатель:Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе одну.
- Что делают друзья? Ответы детей.(Картинки – друзья вместе кушают, друзья играют, помогают младшим, кормят птиц, пускают кораблики.)
- Какие друзья?Ответы детей.
Зайка:Молодцы, ребята, как вы весело играете!
Воспитатель: Замечательную игру подарил нам Зайка. Давайте поблагодаримего добрым словом, скажем зайке «Спасибо».Дети благодарят Зайку.
Зайка: И вам спасибо, ребята! Мне очень понравилось у вас в гостях, ну а сейчас мне пора. В лесу еще так много зверей, которые не знают вежливых слов, надо и им помочь. До свидания!
Воспитатель: До свидания, Зайка, приходи к нам еще.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Что сегодня мы делали? Ответы детей.
- Кто приходил к нам гости сегодня? Ответы детей.
- Что случилось с зайкой? Ответы детей.
-Что вам понравилось? Ответы детей.
-Что для вас было трудно, интересно, легко? Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Мне понравилось, что вы помогли Зайке, знаете много вежливых слов, были дружные. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».
Список используемой литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольногообразования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В зимнем лесу».
Конспект занятия во второй младшей группе на тему "В зимнем лесу" можно использовать в ходе образовательной деятельности по речевому развитию....
Конспект занятия на речевое развитие во второй младшей группе на тему "Осенний листок".
Конспект занятия на речевое развитие во втрой младшей группе на тему "Осенний листок"...
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Составления загадок на тему «Зима»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕдетский сад № 6 Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе«Составле...
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему: "Военные профессии
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему: "Военные профессии...
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему«Зимующие птицы»
Трудно птицам зимовать,Надо птицам помогать!Распилить я попросилДосочку еловую,Вместе с папой смастерилПтичкину столовую....
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группе. "Чтение произведений о зиме с элементами экспериментирования"
Конспект зантия по речевому развитию детей во второй младшей группе.Тема: "Чтение произведений о зиме с элементами экспериментирования"....
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему «Дорожная безопасность»
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группена тему «Дорожная безопасность»Цель: активизировать словарный запас по теме неделиЗадачи: Образовательные: формировать у ...