Самообразование "Развитие речевой активности детей раннего возраста по средствам дидактических игр"
материал по развитию речи (младшая группа)

Материал может быть полезен воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou.docx54.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЕВОЙ ДЕТСКИЙ САД

Самообразование по теме: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством дидактических игр» 

 

        

2020-2021 уч. год

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.

1.1.  Формирование   дидактической игры у детей раннего возраста.

1.2.Основные виды дидактических игр.

1.3.Структура дидактической игры.

Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.

2.1.Диагностический этап.

2.2.Перспективное планирование по развитию речи.

2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.

2.4 Работа с родителями.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.   

Введение

    В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить ряд разнообразных  действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и  открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. 

       В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием    человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. 

       Воспитатель в детском саду заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи. 

    Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

    Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой  форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.  

    Родителей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что  необходимо знать при общении  с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы  в будущем он мог точно и  ясно излагать свои мысли, суждения? 

    Эта проблема и легла в основу моей работы: «Развитие речи детей раннего  возраста посредством дидактической  игры». Изучая данную проблему, я пришла к выводу: развитие речи детей посредством дидактической игры  является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т.д.)

    Основной целью  моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.

    Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Разработать содержание работы.
  3. Составить перспективный план на учебный год.
  4. Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
  5. Обогатить предметно-развивающую среду.

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством  дидактической игры у детей раннего  возраста.

1.1Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.

Игра - ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и  реальных действиях.  

С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д. 

    Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. 

     Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). 

   Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.  

    Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.  

     Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре

«Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий  рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», « Катя обедает», «Купание Кати».  Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм. 

   Таким образом, можно сделать вывод-формирование дидактической игры у детей раннего  возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей  с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

1.2.Основные виды дидактических игр.

      В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в  играх усложняются: ребята упражняются  в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что  очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. 

      В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят. 

    В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

    Настольно-печатные игры.

    Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

    Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

    Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. 

         Словесные игры.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания о  них, так как в этих играх требуется  использовать приобретённые ранее  знания в новых связях, в новых  обстоятельствах.

    В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в  пространстве.

1.3.Структура дидактической игры.

    Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

    Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г.6мес.-2лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе. На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьемсобака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.

    На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на второмрубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьемстол, стул, тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо: на четвёртомсуп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.

    Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно- образовательным процессом.

    Дидактическая задача. Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

    Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

    Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая  задача, правила, игровые  действия.

Глава 2. Практическое обоснование  формирования методики развития речи, посредством  дидактической игры у детей раннего  возраста.

2.1. Диагностический  этап.           

    В 2020 учебном году мной была принята группа детей, в возрасте 1,5- 2,2 года. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, я делали это постепенно, в несколько этапов. С этой целью я изучила возрастные особенности детей раннего возраста (А.Г.Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет»). На первом этапе была проведена работа заведующей с родителями. На втором этапе, провела беседу с родителями, узнала индивидуальные особенности их ребёнка. Эта работа проводилась ещё до прихода ребёнка в детский сад. Мною было предложено анкетирование, с целью лучше узнать ребёнка, как организован режим дома, какая любимая игрушка и т.д. Родителям предложила осмотреть групповую комнату, показала шкафчики, туалетную комнату, отметила, что у каждого ребёнка своё полотенце и свой горшочек. Рассказала о режиме дня в детском саду, посоветовала стараться соблюдать его и дома. 

    Группа состоит из 10 детей. Детей принимали постепенно, был установлен гибкий режим. В первые дни ребёнок приходил на два часа. Основными методами в этот период была ласка, доброжелательное отношение, одобрение. Каждое утро, выходя навстречу родителям, здоровалась, расспрашивала, как чувствует себя ребёнок, как спал, и т.д. Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, старалась создать в группе уютный интерьер, подобрала достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, постоянно играла с детьми; в группе и на прогулке. Всё это дало положительные результаты. Адаптация прошла спокойно, почти у всех. 

   В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, констатировала, что многие дети говорят только отдельные слова (мама, дай, пить, и т.д.), некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома девочка рассказывала маме, в какие игры она играла. Почти все дети уже владели навыками самообслуживания: умели держать ложку, чашку. 

   На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т.д.) Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте. 

  Свободная игра позволяет установить  контакт с ребёнком, особенно, когда  он боится обследования. 

   Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка, в начале года я провела диагностику речевой сферы детей. Я проводила следующий  тест: показывала ребёнку несколько  простых предметов (машинку, куклу, мяч), и спрашивала: «Что это?»

Диагностические данные обследования приведены мною в гистограмме (см. Приложение№ 1-4)   

2.2. Перспективное планирование по развитию речи.  

Месяц

Тема

Сентябрь

  1. 1. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.
  1. 2. Диагностика детей по развитию речи.
  1. 3. Игры -занятия в адаптационный период.

Цель: Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов;

развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.

Д/И «Что как плавает?» Приложение 1

 Д/И «Постираем кукле платье» Приложение 2

Октябрь

Занятия с сюжетными игрушками.

Занятие с куклой.

«Кукла Катя поёт и пляшет». Приложение 3

Д/и «Волшебный мешочек» (мячики) Приложение 4

Консультация для родителей «Игры для развития детей от года до трех лет»

Ноябрь

Занятие по развитию речи в первой младшей группе Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Приложение 5

Д/И «Спрячем мышку» Приложение 6

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Декабрь

Игровая ситуация «Что нам заинька принёс?»

Приложение 7

Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли» Приложение 8

Январь

Д/И «Разноцветная посуда»

Д/И «Подбери заплатку к одежде»

Февраль

Диагностика детей по развитию речи

Д/И «Подбери колеса к машине»

Д/И «Подбери пару варежек»

Консультация для родителей «Поговорим об агрессии»

Март

Д/И «Цветные корзинки»

Консультация для родителей «Речевое

Апрель

Д/И «Ловись рыбка».

Д/И «Достань шарик» (игры с водой)

  1. Консультация для родителей 
  2. «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Май

Диагностика детей по развитию речи

Д/И Сборные матрёшки.

2.4. Обоснование эффективности проведённой 

работы  по развитию речи.

     После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. 

   В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. 

      Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз. 

    К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры. 

     Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», «найди домик», различными мозаиками. 

   После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки.

   Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т.д.), 

   В своей работе «Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:

1.Развитие понимания речи;

2.Закреплять умение детей по указанию взрослого  подбирать знакомые предметы  по цвету, по форме, величине.

3.Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.)

4.Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.

5.Развитие активной речи;

6.Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.

7.Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.

8.Формирование   умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

9.Способствовать развитию потребности детей в  общении посредством речи. 

     Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.  

   Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Игра с прищепками»;

2.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: «Спрячь мышку», «Цветные корзинки», «Подбери пару варежек», «Подбери заплатку к одежде»

3.Игры для ознакомления с окружающим миром: «Разноцветная посуда».

         Автор одной из первых отечественных педагогических систем, Е.И. Тихеева, сказала: «Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

2.4. Работа с родителями.

   К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.

Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он  их порвёт», что им хватает игр  и занятий в детском саду. 

   В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки. 

  Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром,  или вечером), во время бесед  с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать  предметами -  чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: «Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей».  

   На родительском собрании мною были рекомендованы игры «Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д. 

Проводила консультации для родителей:

  1. «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
  2. Поговорим об агрессии.
  3. Развитие речи у детей раннего возраста

 Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т.д.

Заключение.    

Мною было замечено, что дети уже в феврале месяце стали гораздо лучше разговаривать, предложение состоит из двух- трёх слов, дети активно произносят новые  слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т.д.)  

  Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию  по развитию речи, стали более  активными.

Диагностика, проведённая в начале года и в феврале учебного года по развитию речи:

 начало года: высокий уровень-; средний уровень- 4 детей; ниже среднего-11 детей.

Работу по развитию речи посредством дидактической игры я продолжаю, в дальнейшем будет проведена диагностика в конце учебного года, в мае.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно   условия для игр:

1.Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки,  игры.

2.Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.

3.Обеспечить  место для игр.

4.Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно  складывать их по окончанию  деятельности. 

   

Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Приложение 1

Дидактическая игра «Что как плавает»

Задача: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Словарь: пластмассовый.

Материал: таз с водой, пластмассовый кораблик, резиновая уточка, камешек, кусочек тряпочки, пластмассовое колечко.

Ход деятельности

Воспитатель просит детей подойти и посмотреть, кто к ним пришел в гости, и показывает киску.

Воспитатель: "Ребята, а как разговаривает киска? Киска сегодня к нам пришла посмотреть интересную игру." Затем, воспитатель просит посмотреть, что стоит на столе. Дети отвечают: "Тазик. "

Воспитатель: "А что у нас в тазу, давайте посмотрим. "Дети: "Водичка!" Воспитатель: "А какая там водичка?" Дети дают разные ответы.

Воспитатель: "Что надо сделать, чтобы узнать какая в тазу водичка?" Дети: "Потрогать " Дети: "Теплая".

Воспитатель: "Еще водичка чистая и прозрачная". После того, как дети потрогали воду, вытирают руки полотенцами.

Воспитатель показывает тарелку, на которой лежат разные предметы.

Воспитатель: "Ребята, посмотрите и назовите мне предметы, которые лежат на тарелочке". Воспитатель вместе с детьми называет все предметы (Пластмассовый кораблик, уточка, камешек, тряпочка, колечко).

Воспитатель: "Ребята, сейчас мы с вами будем по очереди опускать эти предметы в воду ".

Воспитатель просит детей (5 человек) взять по одному предмету и по очереди опускать их в воду.

Воспитатель: "Ребята, что случилось с корабликом? " Дети: "Он плывет. " Второй ребенок опускает в воду камешек.

Воспитатель: "Ребята, что с камешком случилось?" Дети отвечают: "Утонул. "Затем третий ребенок опускает в воду уточку и все дети проговаривают, что она плавает. Четвертый ребенок опускает в воду тряпочку и все дети наблюдают и проговаривают, что она утонула. Пятый ребенок опускает в воду колечко, дети смотрят и говорят, что оно плавает. Во время игры воспитатель обязательно просит детей называть предметы и помогает комментировать их.

Рефлексия:

Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами узнали, что одни предметы плавают, а другие не плавают. А ты киска запомнила?" Дети прощаются с киской.

Приложение 2

Дидактическая игра-имитация в первой младшей группе

«Постираем кукле платье».

Вид деятельности: интегрированная (коммуникативная, трудовая)

Форма проведения: малогрупповая (3-4 ребёнка)

Образовательные области: «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Социализация»

Цель: Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

по теме «Одежда».

Задачи:

«Развитие речи»

- формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- обогащать и активизировать словарь: платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать - прополоскать, сушить- высушить, чистая одежда;

- формировать умение отвечать развёрнутыми предложениями;

-воспитывать бережное отношение к продуктам деятельности;

- формировать интерес к труду взрослых и к стремлению всегда им

помогать.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам и своей одежде;

«Познание»

- формировать представление о действиях и предметах, необходимых для стирки;

Оборудование:

- мыло, 3 таза, тёплая вода, кукольная одежда (платье, носочки, шляпа,

верёвка для просушивания одежды, салфетки или полотенца для рук.

Словарная работа: платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать - прополоскать, сушить - высушить, чистая одежда.

Активизация: Активизация и расширение представлений об одежде и способах ухода за ней.

Обогащение словаря: уточнять и расширять словарь по теме «Одежда» (платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать - прополоскать, сушить - высушить, чистая одежда) .

Ход игры

Воспитатель: Ребята, наша куколка Катя гуляла и испачкалась, запачкались платье, кофточка, носочки.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы кукла была чисто одета?

Ребенок: Выстирать грязную одежду.

Воспитатель: Что нужно, чтобы постирать одежду?

Ребенок: Нам необходима вода, таз, мыло.

Дети усаживаются вокруг небольшого столика, на котором воспитатель будет показывать трудовые действия.

Воспитатель приносит в комнату таз с тёплой водой.

Воспитатель: Можно ли сразу начинать стирать грязную одежду?

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Одежда находится на кукле.

Воспитатель: Значит, что нам нужно сделать?

Ребенок: Снять всю грязную одежду.

Воспитатель: Молодцы! Я буду снимать грязную одежду с куклы и вы тоже снимайте одежду со своих кукол.

Дети следят за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, снимают одежду со своих кукол.

Воспитатель: Одежду сняли, что делаем дальше?

Ребенок: Платье нужно замочить в воде.

Воспитатель: Замачиваем платье в тазике с тёплой водой.

Воспитатель начинает стирать, спрашивая:

Воспитатель: Что я сейчас делаю?

Ребенок: Стираете.

Воспитатель: Правильно. Я взяла мыло и намыливаю мокрое платье. Повторите «намыливаю». Намыливаю так, чтобы образовалась пена и начинаю стирать. Что я сейчас делаю?

Ребенок: Стираете.

Воспитатель: А это что? (Показывает на носочки, шляпку, кофточку).

Ребенок: Носочки, кофточка, шляпка.

Воспитатель: И носочки, и кофточку, и шляпку тоже постираем – всё будет чистое.

Дети, каждый в своем тазике, стирает одежду. Повторяют каждое действие воспитателя с одеждой.

Физкультминутка:

Это платье для Наташки

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

(Дети выполняют четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. «Рисуют» на животике два кармашка. Прикладывают обе ладошки к животику).

Воспитатель: Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать?

Ребенок: Прополоскать в чистой воде.

Воспитатель наливает в тазики тёплой воды и начинает полоскать бельё. Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали?

Ребенок: Полоскали одежду.

Воспитатель: Вот теперь вся одежда чистая! Можно надевать одежду на куклу?

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Одежда мокрая.

Воспитатель: Что мы должны сделать, чтобы она стала сухой?

Ребенок: Высушить.

Воспитатель: Как?

Ребенок: Повесить.

Воспитатель: Правильно. Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла.

Воспитатель ещё раз показывает предметы и просит их назвать.

Дети встают и подходят к веревке по очереди, называя при этом какую вещь они держат в руках. После этого вытирают руки о салфетки.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Вы помогли куклам. А чем вы помогли?

Ребенок: Постирали, прополоскали и повесили сушить одежду, чтоб она стала чистой и сухой.

Воспитатель: Что бы вы посоветовали нашим куклам?

Ребенок: Не марать свою одежду. Быть аккуратными.

Приложение 3

Занятие с куклой

«Кукла Катя поёт и пляшет»

Основная  дидактическая задача:

•развивать  речевой слух, понимание речи окружающих и собственную активную речь.

•учить  детей звукосочетанию «ля-ля», развивать  способность подражания звукосочетаниям  и простым словам.

Материал: кукла, нарядно одетая.

Ход деятельности

Перед началом занятия воспитатель  ставит в кукольный уголок куклу  Катю.

В.: Дети давайте с вами попляшем, ножками  потопаем… (разминка «мы топаем ногами»). А теперь немного отдохнём на стульчиках, (приглашает сесть на поставленные полукругом стульчики)

В.: « Кто же к нам сейчас придёт? К нам придёт Катя. Посмотрите, ребятки, кто в уголке стоит? Это Катя. Позовём  её все вместе: Катя! Катя» Затем  обращается к каждому ребёнку  отдельно и побуждает его произносить  слово «Катя». После этого берёт  на руки куклу и спрашивает: «Катя, ты слышала, как тебя дети звали? Они  говорили: «Катя! Катя!» А теперь поздоровайся со всеми детками». Кукла  подаёт каждому ребёнку руку, здоровается, воспитатель побуждает детей  отвечать на приветствие куклы словом или действием.

В.: « Катя, а ты петь умеешь? Спой нам  песенку». Воспитатель ставит куклу прямо и начинает петь: «Ля-ля, ля-ля, ля-ля», слегка раскачивая ее вправо и влево в такт мелодии. (протяжно и негромким словом) Звукосочетание «ля-ля» повторяется несколько раз. Воспитательница приглашает каждого  ребёнка петь. После чего одобряет пение всех: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя тоже хорошо пела. Катя, а плясать ты умеешь? Посмотрите, Наташа, Андрюша, как пляшет Катя. Трам-там-там. Трам-там-там» Воспитательница берёт куклу за ручки, та в такт бодрой, быстрой, отрывистой мелодии топает ножками по столу, при этом энергично делает взмахи руками, затем поднимает их вверх и производит круговые движения. Воспитательница побуждает детей петь всем вместе, хвалит их: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя хорошо плясала. Устала Катя. Спасибо, Катя, ты хорошо пела и плясала. Приходи к нам ещё. До свидания, Катя! Наташа, Лена, Серёжа, помашите Кате ручкой и скажите: до свидания, Катя». 

             В конце занятия воспитательница раздаёт всем куклы для самостоятельной игры и побуждает их одновременно с действиями произносить звукосочетания.

Приложение 4

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача:

• Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила. Требуется отгадать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка можно достать только после того, как дети расскажут о нём.

Игровые действияощупывание предмета, чтение загадок о предмете.

Ход игры

В.: дети, давайте с вами поиграем в интересную игру! (дети садятся полукругом); перед вами находятся следующие предметы: шарики и кубики.

Шарик круглый, его можно катать, посмотрите, как я с ним играю...

А это кубик, если несколько кубиков сложить друг на друга, что получится? Правильно, получилась башня. Итак, шарики можно катать, а из кубиков строить башню.

Ксюша, скажи, пожалуйста, что можно построить при помощи кубиков?

Егорка, а как можно поиграть с шариками?

В.: Сейчас мы с вами поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Поля, посмотри на все предметы, которые лежат на столе.

Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек, что там лежит?  (правильно, кубик). Ты правильно назвала предмет. А теперь, Поля выбери, кто пойдёт ко мне дальше отгадывать, какую игрушку я положила в мешочек. 

Игра проигрывается несколько раз.

Физкультминутка «Мы топаем ногами».

В.: Дети, вам понравилось играть? (ответы детей) Мне тоже очень понравилось, вы были активными, и все справились с заданием. А теперь можно построить башню и поиграть с шариками.

Приложение 5

Занятие по развитию речи в первой младшей группе.

«Кукла Катя и её подружки»

Основная дидактическая задача

•Ознакомить детей с предметами четырёх цветов.

•Обратить их внимание на цветовые свойства игрушек.

•Учить выполнять задание с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.

•Продолжить обучение словам «цвет», «такой же», «не такой», «разные».

Материал: куклы, одетые в наряды четырёх цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный.

Ход деятельности

Педагог вносит в группу куклу в красном костюмчике.

В.: (от имени куклы) «Здравствуйте дети!»

Дети здороваются с куклой.

В.: Ребята, это кукла Катя, у неё вся одежда красного цвета: шапочка красная, кофточка красная, штанишки красные, носочки красные. Но она пришла не одна, с ней её подружки - Зина, Света и Женя. Посмотрите, все куколки одеты одинаково: шапочки, кофточки, штанишки, носочки. Но одежда у них разного цвета. Кукла Зина одета в зелёную одежду. Какого цвета у Зины шапочка? (дети отвечают, зелёная)

В.: У куклы Светы синяя шапочка, синяя кофточка, синие штанишки синие носочки. Какого цвета у Светы кофточка?

Дети: Синяя.

В.: У куклы Жени жёлтая шапочка, жёлтая кофточка, жёлтые штанишки и жёлтые носочки. Какого цвета у Жени штанишки?

Дети: Желтые.

В.: Ребята, видите, куклы принесли с собой корзинку с мячиками разного цвета. Кукла Катя, в красной шапочке любит играть с красным мячиком. Кукла Зина, в зелёной кофточке, любит играть с зелёным мячиком. Кукла Света, в синей шапочке, играет с синим мячиком. Кукла Женя, в жёлтой шапочке, любит играть жёлтым мячиком.

Посмотрите, дети, остальные мячики в корзинке перемешались. Давайте поможем куклам ещё найти по мячику.

- Даша, у куклы Кати какого цвета шапочка? (девочка отвечает, что красного  цвета). Найди такого же цвета мячик. (Молодец, правильно) Скажи:» Катя, на красный мячик». (Даша повторяет)

Проигрываем с остальными детьми.

- Ребята, куклы благодарят вас. Вы помогли найти мячики.

А теперь мы тоже поиграем мячиками.

Проводится игра «Мой весёлый звонкий мяч». 

Приложение 6

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель: закреплять у детей представления о основных цветах.

Задачи:

1. Формировать умения различать и называть цвет.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Развивать логическое мышление.

Материал: Мышка, квадраты основных цветов, окошки с нарисованными мышками, игрушка кошка.

Ход игры:  

Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку!

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки.

(Мышь)

Воспитатель показывает игрушку мышку.

Воспитатель: А кого боится мышка? (кошку)

Воспитатель показывает игрушку кошку.

Воспитатель: А у нашей мышки есть подружки и живут они в разноцветных домиках. Мы с вами сейчас поможем мышкам спрятаться от кошки.

Воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой).

Воспитатель: - Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

Приложение 7

«Что нам заинька принёс?»

Цель: Связная речь: учить детей описывать предметы;

словарь и грамматика: упражнять в согласовании существительных,

прилагательных, местоимений в роде, числе; продолжать учить сравнению по величине (большой, маленький, по длине (длинный, короткий); закрепление знаний основных цветов, знание геометрических фигур.

Материалы: Игрушки: «Зайка», «Чудесный мешочек»,

фрукты: яблоко, банан, апельсин, набор геометрических фигур (овал,

круг, квадрат, шапочки-маски зайцев.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила маленького

зверька, а какого отгадайте сами.

Зимой беленький

Летом серенький

Никого не обижает

А сам всех боится.

- Кто же это?

- Заяц. (ответ детей)

- Конечно, это зайчик. Но к сожалению он не смог прийти к нам в гости потому, что очень торопился в лес к своим зайчатам. Но мы с вами сами можем поехать в гости к зайчику. Вы хотите?

- Да, конечно хотим. (ответы детей)

- А на чём же мы с вами к нему поедем? Кто помнит, на чём можно путешествовать? (ответы детей)

- На самолёте, автобусе, поезде, машине, электричке, велосипеде и пешком. В прошлый раз мы с вами путешествовали на автобусе. А сегодня мы поедем на электричке. Давайте сначала закроем двери в электричке, чтобы не было холодно. Приготовили ручки, соединяем ладошки вместе и говорим звук ш-ш-ш. Ну вот, двери закрыты, отправляемся в путь. Смотрите, вот по этой дороге мы поедем. Ребята, какая дорога длинная или короткая?

-Длинная. (ответ детей)

- Мы с вами поедем по длинной дороге. Готовы? Сигнал к отправлению

т-у-у-у-у и поехали чух-чух-чух. (движение детей под музыку). Остановка. А вот и лес. Здесь ещё много снега, хотя уже и наступила весна. Что можно сделать из снега?

- Снеговика, снежки. (ответы детей)

- Давайте с вами сделаем снежки. Возьмём снег и сделаем из них комочки. (дети берут листы бумаги и делают из них подобие снежков). Молодцы, вот сколько снежков налепили, теперь в них можно и поиграть. (дети бросают снежки друг другу, и подбрасывают вверх)

- Хорошо поиграли, давайте теперь сделаем из этих снежков

один большой сугроб. (дети собирают снежки в кучку)

- Ребята, кто знает что растёт в лесу?

- Деревья. (ответ детей)

- А какие бывают деревья?

- Высокие и низкие.

– Давайте покажем какие высокие деревья бывают. (дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх) А какие низкие? (дети приседают на корточки)

- Ребята, посмотрите вокруг, вы видите нашего зайчика?

- Нет.

– Вот и я не вижу. Посмотрите, что это? Это ведь сундук. Давайте посмотрим, что там лежит. (воспитатель открывает сундук). Это же ушки, как у зайчика. Давайте их скорее оденем. (дети одевают маски). Теперь вы настоящие зайчата. Покажите ваши ушки. А теперь лапки. И хвостик. Какие ушки у зайчика?

- Длинные.

– А хвостик?

- Короткий.

– Правильно, у зайчика длинные ушки, а хвостик короткий.

Давайте мы с вами поиграем, может зайчик сам к нам прибежит.

Физкультминутка, Зайка весело шагает”.

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает,

Зайка прыгает и скачет

По дорожке, словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал,

На носочки зайка встал

И в ладоши хлопать стал.

Раз нагнулся, два нагнулся,

До носочков дотянулся,

Повернулся вправо, влево,

Вот какой зайчонок смелый.

-Нет, не выбежал к нам зайчик. Смотрите, ребята, тут есть тропинки.

А сколько тропинок (ответы детей)

- Две.

– Наверно по одной из них побежал зайчик. Но по какой же нам

идти, надо разобраться. Что на одной дорожке?

- Следы.

– Правильно это следы, а на другой тропинке ничего нет. Значит нам надо идти по той тропинке где заячьи следы. Пойдёмте потихоньку. Смотрите, сугроб. Может быть там спрятался наш зайчонок. Давайте позовём его, только не громко, чтобы лиса нас не услышала. (дети кричат А-у-у-у)

- Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я заяц. А как можно меня ласково назвать? (ответы детей)

- Зайчик, зайчонок, зайка, заинька.

– Да, это всё я. Я смотрю вы нашли мой подарок, заячьи ушки?

В них вы очень похожи на меня. А я вам приготовил ещё один сюрприз. У меня есть чудесный мешочек, а в нём что-то лежит. Хотите

узнать что там?

- Хотим.

– Я вам буду загадывать, а вы отгадайте. Это такой фрукт. Он большой, круглый и оранжевый.

– Апельсин.

– Правильно, это апельсин. (достаёт апельсин)

Это тоже фрукт. Он узкий, длинный и жёлтый.

– Банан.

– Да, это банан. (достаёт банан)

А, сейчас ещё одна загадка. Оно маленькое, круглое и бывает зелёное, красное и жёлтое.

– Яблоко.

– И сейчас вы отгадали, конечно это- яблоко. Какие вы молодцы, всё знаете.

– Да, зайчик, ребята у нас умные. А теперь, зайчик, давай ребята

сами отгадают на ощупь, какой это фрукт? (Игра, Узнай на ощупь”)

Зайка, мы отгадали все твои загадки, а теперь попробуй отгадать нашу. У нас есть геометрические фигуры и некоторые из них напоминают фрукты, которые ты нам принёс. Найди пожалуйста эти фигуры. Ой, а я и не знаю, может мне ребята помогут?

- Конечно поможем. (дети помогают зайчику)

- Ребята, что-то мы загостились у зайки, нам пора обратно в детский сад. А давайте теперь мы, пригласим зайчика к нам в гости.

– Зайчик, ты поедешь с нами в гости?

- Хорошо я немножко у вас погощу и вернусь обратно в свой лес.

– Ну, а теперь поехали обратно. (дети паровозиком имитируют

возвращение в детский сад). А теперь можно построить для зайчика домик из конструктора, и пусть зайчик посмотрит наши любимые

игры и игрушки. Покажите ему пожалуйста.

Приложение 8

Игра-ситуация «Игрушки в гости к нам пришли»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.

Ход игры:

1. Организационный момент. Игровая ситуация.

Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Воспитатель вносит коробку с игрушками с прикрепленными к ручке коробки воздушные шары. Выставляю на стол игрушки.)

Ребята как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

2. Дидактическое упражнение «Познакомься и назови ласково».

Ребята, вы любите играть с игрушками? Давайте будем с ними знакомиться и ласково их называть.

Воспитатель показывает и спрашивает:

-Кто это? (Кукла-куколка, мишка - мишенька и т. д.). А как вы с куколкой играете? (Качать, кормить, одевать, расчесывать и т. д.). А чем можно угостить? Спросить ребенка кому что дать?

3. Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо».

Предложить детям рассказать о том, где они хранят игрушки (в группе и дома) и кто их убирает на место, как нужно обращаться с игрушками.

Прочитать рифмовку и продолжить фразу после многоточия.

Если ты сломал машинку,

Мишке лапу оторвал,

Если бросил ты игрушки и ногою их пинал.

Скажут дети:

-Плохо.

Ну, а если ты игрушки

Не бросаешь, не ломаешь

И на место убираешь-

Это очень. хорошо!

Давайте поиграем в игру «Плохо-хорошо»

Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть вам поступки а вы скажете хорошо это или плохо».

Рвать книжки… плохо.

Любить книжки. хорошо.

Пинать машинку. плохо.

Чинить машинку. хорошо.

Разбросать игрушки. плохо.

Собрать игрушки. хорошо.

Физкультминутка. Воспитатель показывает игрушку и говорит что она приглашает ребят покататься на поезде.

Дети становятся за воспитателем и имитируют движение паровоза, руками согнутыми в локтях. Звучит музыка «Паровоз».

Делаем круг по группе. Останавливаемся, и дети садятся на стульчики.

4. Дидактическое упражнение «Чего не стало и что изменилось? »

Ребята, игрушки хотят поиграть с вами в прятки.

Посмотрите на эти игрушки (4-5 шт.) и постарайтесь запомнить.

А теперь закройте глазки (Воспитатель убирает одну игрушку).

Откройте глазки, посмотрите и скажите. Какой игрушки не хватает. (Проводится 2-3 раза, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось?») .

5. Игра «Послушай и покажи». (Стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки»)

Ребята, а ведь мы еще знаем стихи про игрушки. Давайте внимательно послушаем стихотворение и найдем ту игрушку про которую говорится в нем. (1-2 стихотворения).

Вам понравились игрушки которые пришли к нам в гости из соседней группы? Вы все молодцы! Замечательно рассказывали стихи, были очень дружными, внимательно меня слушали.

А теперь давайте покажем нашим гостям-игрушкам как мы умеем танцевать.

Звучит музыка «У жирафа»

Диагностические данные показателей  по развитию речи детей 

группы раннего возраста сентябрь 2020

Список  детей

Повторять за взрослым небольшие  предложения

Ответить  на понятный вопрос взрослого

Сопровождать  речью игровые  и бытовые действия

Пользоваться  речью, как средством  общения со сверстниками

Слушать стихи, сказки, рассказы, при повторном  их чтении проговаривать  слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

+высокий уровень

-средний уровень

-ниже среднего уровня

Диагностические данные показателей  по развитию речи детей 

группы раннего возраста февраль 2021

Список  детей

Повторять за взрослым небольшие  предложения

Ответить  на понятный вопрос взрослого

Сопровождать  речью игровые  и бытовые действия

Пользоваться  речью, как средством  общения со сверстниками

Слушать стихи, сказки, рассказы, при повторном  их чтении проговаривать  слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

+высокий уровень

-средний уровень

-ниже среднего уровня

Диагностические данные показателей  по развитию речи детей 

группы раннего возраста май 2021

Список  детей

Повторять за взрослым небольшие  предложения

Ответить  на понятный вопрос взрослого

Сопровождать  речью игровые  и бытовые действия

Пользоваться  речью, как средством  общения со сверстниками

Слушать стихи, сказки, рассказы, при повторном  их чтении проговаривать  слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

+высокий уровень

-средний уровень

-ниже среднего уровня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально – игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.Современные научные исследования свидетельствуют о том, что раз...

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...

Развитие речевой активности детей раннего возраста по средствам коммуникативных игр

Игровая ситуацияЗадачи: - совершенствовать навыки речи детей в процессе коммуникативных игр;- развивать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;- умение общаться друг с другом, активизировать с...