Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития
консультация по логопедии на тему

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Елена Анатольевна Маликова, учитель-логопед ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»

Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание, для того, чтобы понять патологию речи.

Мы должны четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо и для правильной диагностики нарушений речи, и для того, чтобы грамотно построить коррекционно- воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Существует 4 этапа в становлении речи:

1-ый этап- подготовительный- до одного года;

2-ой этап- преддошкольный (этап первоначального овладения языком) - до 3 лет;

3-ий этап- дошкольный – до 7 лет;

4-ый этап- школьный.

1-ый подготовительный (с момента рождения до 1 года).

На данном этапе происходит подготовка к овладению речью. Она заключается в том, что появляются голосовые реакции: крик и плач. Конечно же, они далеки от звуков человеческой речи. но они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.  Постепенно ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

К концу 1-го месяца его можно успокоить колыбельной. Он начинает поворачивать голову в сторону говорящего, следить за ним глазами. Реагирует на интонацию: на ласковую- оживляется, на резкую- плачет.

В 2 мес. появляется гуление.

В 3 мес.- лепет (сочетание звуков, неопределенно артикулируемых).

С 5 мес. ребенок слышит  звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. путем подражания ребенок произносит отдельные слоги (ма-ма, ба-ба, па-па).

В дальнейшем путем подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, интонацию, мелодику.

Во втором полугодии  ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (дай, бух). Но в то же время должен быть весь комплекс воздействия: ситуация, интонация, слово. Это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более  разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляются реакции на слова (независимо от ситуации и интонации говорящего).

К концу 1-го года жизни появляются первые слова. Особое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). В этот период особое значение приобретает эмоциональное общение, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации.

2-ой этап преддошкольный (от года до 3 лет).

Это этап становления активной речи. У ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.  Первые слова ребенка носят обобщенно- смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначить и предмет, и просьбу и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

К 1 г.6 мес.- 10-15 слов.

К концу 2 г. ж.- 300 слов.

К 3 г. ж.- около 1000 слов.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

К началу 3-го г.ж. у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

3-ий этап- дошкольный (от 3 до 7 лет)

На этом этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков Л и Р, реже дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении этого периода формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к   4-6 годам достигает 3000-4000 слов.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи дети овладевают связной речью.

К 3-ем годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-ем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

На 5 г.ж. дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что говорит об успехах в овладении монологической речью (одним из трудных видов речи), значительно улучшается фонематическое восприятие: т.е. сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее- мягкие и твердые согласные, и наконец- сонорные, шипящие и свистящие звуки.

Постепенно формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры). Она появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, впечатлений.  

4 этап- школьный (от 7 до 17 лет)

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим- это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом. Усваивают грамматически правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду деятельности- письменной речи.

Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка- от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Естественно, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

быть психически и соматически здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постепенно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

Таким образом, овладение речью- это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.

Развитие речи дошкольников - это важнейшее условие полноценного развития ребенка, ведь в будущем именно речь обеспечит социальную адаптацию ребенка в коллективе и нормальную обучаемость. Все психические функции- память, восприятие, мышление, воображение, внимание- развивается через речь. Именно на нее и специалисты, и родители ориентируются, чтобы понять патологию и отследить момент ее возникновения. Вот почему развитие речи детей дошкольного возраста так важно!

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители трехлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстает от уровня развития речи сверстников. Овладение речью у них задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он все понимает, но не говорит», так характеризует мама своего ребенка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово- молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно- практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально- организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 о 3 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Существуют специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

  1. Диалог- образец:

- Что я взяла?- Чашку.

- Что это такое?- Чашка.

- Что поставила?- Чашку. И т.д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Не спешить сразу выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить - молоко или чай?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.

Итак, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни можно преодолеть, а в некоторых случаях и предупредить речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывае...

Развитие речевой активности детей раннего возраста по средствам коммуникативных игр

Игровая ситуацияЗадачи: - совершенствовать навыки речи детей в процессе коммуникативных игр;- развивать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;- умение общаться друг с другом, активизировать с...