НОД по речевому развитию средней группы "Поговорим о вежливости"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
НОД по речевому развитию средней группы "Поговорим о вежливости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОГОВОРИМ О ВЕЖЛИВОСТИ»
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание:
1.Познакомить с лексическим значением слова «здравствуйте».
2.Учить осознанно относиться к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.
3.Развивать навыки разговорной речи, пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений.
4.Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.
5.Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
6.Воспитывать доброжелательность, желание быть вежливым, воспитанным.
Методические приемы: сюрпризный момент (появление на занятие героя (взрослого) - «ёжика»); словесный (стихотворение В. Юсупова «Папа разбил драгоценную вазу», стихотворение И. Романова «Придумано кем-то просто и мудро», вопросы к детям, загадки); практический (упражнение детей в проговаривание вежливых слов).
Предварительная работа: беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В. Осеева “Волшебное сслово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; рассматривание картин, иллюстраций.
Словарная работа: ввести в активный словарь слова и словосочетания: волшебные слова, благодарю, простите, извините, добрый день.
Оборудование: герой (взрослый) «Ёжик», ширма, карточки по теме «Хорошие манеры», обучающая детская игра-лото «Вежливость», цветы на каждого ребёнка, ваза.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день! Здравствуйте, дети! Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу: «Добрый день!». Молодцы! Мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь, давайте познакомимся.
(Дети называют свое имя и проходят на стульчики)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»? (Ответы детей). «Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. Как вы думаете, слово «привет» можно всем говорить?
Дети: Нет, только другу.
Воспитатель: А как можно приветствовать взрослых?
Дети: Надо сказать «здравствуйте».
Воспитатель: Что же обозначает слово «здравствуйте»?
Дети: Когда мы говорим слово «здравствуй», мы желаем здоровья.
(Слышится из-за ширмы шорох)
Воспитатель: Кто это так пищит и ворчит у нас в группе?
Ёжик: (Из-за ширмы) Не трогайте меня! Не хочу никого видеть и слышать!
Воспитатель:(Заглядывает за ширму) Ребята, у нас, оказывается, гость.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно... (Ёжик)
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Правильно. А если гость приходит к нам в группу, что делаем мы, вежливые ребята?
Дети: Здороваемся и знакомимся.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Ёжиком.
(Дети здороваются, ёжик не отвечает на приветствие детей, но выползает из-за ширмы)
Воспитатель: Какой он невежливый! Ёжик, ты не хочешь с нами поздороваться?
Ёжик: Нет, я никогда ни с кем не здороваюсь, зачем? И не приставайте ко мне.
Воспитатель: Хорошо, если ты не хочешь с нами здороваться, скажи хотя бы, как тебя зовут.
Ёжик: Не хочу и не буду. Ну, ладно. Меня зовут ёжик Колючка.
Воспитатель: Очень приятно, но как ты здесь оказался?
Ёжик: Я приполз из леса, потому что поссорился с белкой.
Воспитатель: А почему ты поссорился с белкой?
Ёжик: Я не поздоровался с ней и она меня назвала не воспитанным. А я не такой. Я хороший.
Воспитатель: Ёжик, ты не прав. Сейчас ребята расскажут тебе, что значит быть воспитанным, приветливым и какие волшебные слова мы знаем.
Игра «Составь букет из вежливых слов»
( На столе находятся цветы. Дети проговаривают вежливые слова и ставят цветы в вазу)
Дети: Спасибо, доброе утро, простите, извините, прощайте, до свидания, спокойной ночи, прошу прощения, добрый вечер, здравствуйте.
Воспитатель: Замечательно. Вы назвали волшебные слова и у нас получился огромный букет из добрых слов. Как вы думаете, зачем нужны вежливые и добрые слова? (Ответы детей.) Я вам помогу. Послушайте стихотворение:
Папа разбил драгоценную вазу
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза
И робко и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже
- Мы купим другую, есть лучше в продаже
«Простите», казалось бы, что в нём такого
А вот ведь какое чудесное слово.
Воспитатель: Какое волшебное слово живет в этом стихотворении? В каких ситуациях его говорят?
Дети: Волшебное слово «простите». Его говорят в том случае, когда что-то сделали плохое.
Воспитатель: Конечно же, это слово «простите». Как необходимо в разных ситуациях вовремя сказать нужные слова.
Ёжик: Я понял, почему обиделась на меня белка.
Воспитатель: И почему же?
Ёжик: Я ее обидел, не поздоровался, не пожелал здоровья. Надо вернуться и сказать волшебное слово «прости».
Воспитатель: Вот и замечательно, что ты всё понял. Вежливые слова нужны всегда, не забывай об этом.
(Ёжик уходит, попрощавшись с ребятами)
Воспитатель: А мы сейчас поиграем с другим волшебным словом.
Игра на внимание «Пожалуйста»
По моей просьбе вы исполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово «пожалуйста», если я не произнесу волшебного слова «пожалуйста», то движения вы не выполняете.
(Воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)
Воспитатель: Молодцы!!!! Вы очень внимательные ребята, а теперь проверим умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих.
Воспитатель: Перед вами, ребята, карточки с изображением хороших и плохих поступков. Рассмотрите их. На стол к веселому смайлику будем помещать добрые поступки, а на стол грустного смайлика – не правильные поступки.
Обучающая детская игра-лото «Вежливость»
(Цель: знакомство детей с правилами поведения в разных ситуациях)
Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро! »
«Доброе утро солнцу и птицам! »
«Доброе утро улыбчивым лицам! »
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие же вежливые слова мы знаем?
Дети: Здравствуйте, спасибо, простите, пожалуйста.
Воспитатель: Что обозначает слово «здравствуйте»?
Дети: Значит, пожелать здоровья.
Воспитатель: Подошло к концу наше занятие. Мне хотелось бы пожелать вам добра, внимания к близким, друзьям и подарить вам веселые смайлики на память. До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-791233-1642611254.jpg)
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по речевому развитию Путешествие в город "Вежливости"
Конспект открытого занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/01/picture-1064219-1538412435.jpg)
Сценарий НОД по образовательной области "Речевое развитие" с применением ИКТ для детей старшей группы компенсирующей направленности с тнр: общее недоразвитие речи 3-го уровня речевого развития "Путешествие в страну вежливости"
Сценарий по развитию речи с применением ИКТ "Путешествие в страну Вежливости" (приуроченному к Дню Толерантности)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1105661-1548762821.jpg)
Конспект НОД Речевое развитие " Путешествие в мир вежливости"
Путешествие в мир вежливости и доброты...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979583-1511886168.jpg)
Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634346-1431801971.png)
НОД по речевому развитию младшей группы "Поможем вежливому Колобку"
НОД по речевому развитию младшей группы "Поможем вежливому Колобку"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634346-1431801971.png)
НОД по речевому развитию старшей группы "Урок вежливости"
НОД по речевому развитию старшей группы "Урок вежливости"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1027758-1525671944.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по стране вежливых слов» для старшей группы
Формировать у детей представления о вежливых словах, их значениях и ситуациях, в которых они используются....