НОД по речевому развитию младшей группы "Поможем вежливому Колобку"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Трембач Ирина Владимировна

НОД по речевому развитию младшей группы "Поможем вежливому Колобку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_v_ml._gr.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка»

 Непосредственно образовательная

деятельность

по ОО «Речевое развитие» и

«Познавательное развитие» (Окружающий мир)»

в младшей группе

№9 «Почемучки»

Тема: «Поможем  вежливому Колобку»

Воспитатель: Трембач И.В.

г. Советский

май 2017 г.

Цель: выявить уровень  сформированности  у детей знаний, умений и навыков.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие (развитие речи, приобщение к художественной литературе)

Познавательное развитие (окружающий мир)

Задачи:

Образовательные задачи:

Развитие речи

Формирование словаря:

Закреплять названия предметов одежды, посуды, мебели, транспорта;

Закреплять умение называть качества (цвет, форма, размер);

Закреплять обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, дикие животные, домашние животные и птицы);

Закреплять названия домашних животных, птиц и их детенышей;

Закреплять названия диких животных и их детенышей;

Различать и называть местоположение;

Грамматический строй речи:

Совершенствовать умение  употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около);

Закреплять умение употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие  детенышей домашних, диких животных и домашних птиц;

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;

Связная речь:

Развивать диалогическую форму речи (формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него);

Приобщение к художественной литературе

Закреплять представления о русской народной сказке «Колобок»

Окружающий мир:

Первичные представления об  объектах  окружающего  мира

Закреплять умение определять цвет, величину и форму, материал.

Закреплять представления о предметах одежды и посуды (назначение), о предметах мебели, о транспорте;

Закреплять умение классифицировать  предметы (посуда - одежда);

Приобщение к социокультурным ценностям

Закреплять название города;

Закреплять представления об основных объектах городской/поселковой инфраструктуры: магазин, поликлиника, парикмахерская;

Закреплять представления о профессиях (врач, продавец, повар, шофер, парикмахер, строитель), их трудовых действиях;

Ознакомление с миром природы

Закреплять представления о диких животных (медведь, лиса, заяц, волк) и их детенышах;

Закреплять представления о домашних животных, птицах и их детенышах;

Закреплять умение классифицировать домашних животных и птиц;

Закреплять представления детей о насекомых (бабочка, гусеница, божья коровка, стрекоза, кузнечик);

Закреплять правила поведения в лесу (не рвать растения, не ломать ветки деревьев, не шуметь, не пугать животных и птиц, не ловить насекомых).

Развивающие  задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение;

Развивать чувство эмпатии.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

Развивать умение выполнять классификацию;

Упражнять в образовании существительных во множественном и единственном числе, обозначающих детенышей диких животных, домашних животных и птиц.

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Воспитательные задачи:

Воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя,  не отвлекаться, быть внимательными;

Воспитывать  доброжелательность, активность.

Предварительная работа: работа с детьми в течение года по данным задачам, чтение русской народной сказки «Колобок».

Формы организации детей: подгрупповая

Количество детей: 12 детей

Материал:

Демонстрационный:

- игрушки: колобок, заяц и зайчонок, волк, медведь и медвежонок, лиса, бабушка и дедушка;

- 2 коробки, скамейка, стол, стул, корзинка, елка;

- запись голоса колобка (на телефоне);

- предметы мебели (диван, кресло, шкаф, стол, стул);

- картинки с изображением характерной пищи домашних животных и птиц (косточка, молоко и рыба, трава, зернышки, капуста и морковка);

- 6 иллюстраций на тему «Профессии»: врач, продавец, парикмахер, повар, строитель, шофер;

- 6 иллюстраций с изображением транспорта (пожарная машина, скорая помощь, грузовик, легковой автомобиль, автобус, полицейская машина)

- фигурки насекомых (бабочка, божья коровка, кузнечик, стрекоза, гусеница)

- домик.

Раздаточный:

- картинки на тему «Домашние животные и птицы»: собака, кошка, свинья, лошадь, корова, коза, овца, кролик, курица, утка, гусь, индюк;

- картинки на тему «Детеныши домашних животных и птиц»: щенок, котенок, поросенок, жеребенок, теленок, козленок, ягненок, крольчонок, цыплята, утята, гусенок, индюшонок;

- предметы кукольной посуды: кружка, стакан, тарелка, кастрюля, поварешка, сковородка;

- предметы кукольной одежды: платье, юбка, пальто, шуба, кофта, шорты;

- иллюстрации для раскрашивания на тему «Колобок».

Виды детской деятельности

Формы работы

Игровая

Игра «Прятки (Где сидит Колобок?)»,

Дидактическая игра «Назови, кто нарисован на картинке (домашние животные, птицы) »,

Дидактическая игра на классификацию домашних животных и птиц,

Дидактическая игра «Найди маму детенышу»

Дидактическая игра «Кто что ест?» (домашние животные)

Игра малой подвижности «Зайка»;

Дидактическая игра «Назови профессию по картинке»

Дидактическая игра «Назови машины»

Дидактическая игра «Назови предмет» (предметы посуды и одежды)

Дидактическая игра на классификацию предметов посуды и одежды

Коммуникативная

Отгадывание гостя (Колобка) по песенке,

Беседа: Расскажем Колобку куда он попал? (названия детского сада, группы, города)

Рассматривание Колобка (вопрос «Какой Колобок?»)

Дидактическая игра «Прятки (Где сидит Колобок?)»,

Вопрос: Назови одним словом? (мебель, домашние животные, посуда, одежда, ягоды)

Вопросы «Какие звери живут в лесу?»,

Беседа «Правила поведения в лесу»,

Вопросы «Кто здесь караулит Колобка?»

Вопросы: Кто это сидит на лапах у зайца? (медведя, медвежонка, волка)

Дидактическая игра «Назови, кто нарисован на картинке» (домашние животные и птицы)

Вопрос: Почему это домашние животные и птицы?

Дидактическая игра «Кто у кого?» (названия детенышей)

Дидактическая игра «Назови профессию по картинке» (вопросы: кто это? Где работает? Что делает?)

Дидактическая игра «Назови машины»

Дидактическая игра «Назови предмет» (предметы посуды и одежды)

Вопросы: Зачем нужна посуда (одежда)?

Ситуация «Задобрим лису» (назовем лису ласково, похвалим лису)  

Двигательная

Физминутка «Зайка»;

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадки

Чтение стихотворения «Зайка»

Ход:

Воспитатель и дети находятся в раздевалке:

В: Ребята. К нам в гости кто-то пришел. Он сидит в этой коробке. Послушайте его песенку и отгадайте: кто это?

Звучит голос: Я по коробу скребен,

                        По сусеку я метен,

                        На сметане я мешен,

                        На окошке я стужен.

                        У меня румяный бок

                        Я веселый, вежливый … (Колобок)

В: Правильно, это колобок (достает из коробки). Поздоровайтесь с ним. Какое волшебное слово мы знаем?  Давайте ему расскажем, куда же он попал?

Д:  В детский сад «Аленка»

В: Правильно. А как наша группа называется?

Д: Группа «Почемучки»

В: Правильно. А в каком городе мы живем?

Д: В городе Советском

В: Молодцы! Все правильно рассказали. А теперь посмотрите на него внимательно и скажите: какой он?

Д: Желтый, круглый, большой, веселый

В: Вот какой колобок. Молодцы! Колобок хочет с вами поиграть в игру «Прятки». Он будет от вас прятаться, а вы будете называть: где он сидит. Закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза, а воспитатель кладет колобка на шкаф, под скамейку, под шкаф, на диван, за стул, за кресло и т.д.

В: Открывайте глаза и скажите: где сидит колобок?

Д: На шкафу (за диваном, на кресле, в коробке, под стулом, на столе, около дивана, под столом, на диване, за креслом, на стуле, в корзинке).

В: Молодцы, правильно называли место, где прятался колобок. А диван, кресло, стул, стол – это что?

Д: Это мебель

В: Правильно! Ребята, Колобок что-то хочет вам сказать. Послушайте его внимательно.

Колобок: Ребята, я убежал от дедушки и бабушки. А теперь хочу вернуться домой. Но боюсь один то идти через лес. Ведь в лесу  много зверей, которые хотят меня съесть. Может быть, вы мне поможете, проводите меня к дедушке и бабушке.

В: Ну что, ребята проводим Колобка? ( да)

В: А вы знаете, какие звери живут в лесу?

Д: Медведь, заяц, волк, лиса, еж, белка, …

В: Правильно. А как нужно вести себя в лесу?
Д: Нельзя шуметь, кричать, пугать животных и птиц,  рвать растения,  ломать ветки деревьев, ловить насекомых, разжигать огонь.

В: Правильно, правила поведения в лесу вы знаете. Теперь можем смело отправляться в путь.
Давайте посадим Колобка в корзинку, чтоб ему было удобно. А теперь нужно сказать волшебные слова, чтобы оказаться в сказочном лесу. Повторяйте за мной:

Один, два, три, повернись.

В сказочном лесу окажись.

Воспитатель открывает дверь в группу.

В: Вот мы и оказались в сказочном лесу. Пойдемте со мной.

Воспитатель и дети подходят к зайцу (на столе лежат картинки с изображением домашних животных и птиц)

В: Кто это  сидит около елки?

Д: Это заяц

В: Правильно, это большой заяц. А у него есть (достает и показывает) маленький …

Д: зайчонок

В: Посмотрите, кто это сидит на лапах у зайца?

Д: бабочка и стрекоза

В: Правильно. Заяц приготовил  для Колобка задание. И если он не выполнит его, то заяц его съест. Ребята, давайте поможем Колобку. Вы согласны? (да)

В: Возьмите  по одной картинке. Дети выполняют.

В: Назовите, кто у вас  нарисован?  

Д: собака, кошка, свинья,  лошадь, корова, коза, курица, утка, гусь, овца, кролик

В: Молодцы! А теперь около зайца положите картинки с животными, а около зайчонка - картинки с птицами.  Дети выполняют.

В: Правильно! А скажите, какие это животные и птицы?

Д: Домашние

В: Почему?

Д: Потому что они живут с хозяином

В: Правильно.  А теперь возьмите по одной маленькой картинке. На них нарисованы детеныши. Найдите, где их мама и положите туда свою картинку. Дети выполняют.

В: Расскажите, кто у кого? (Воспитатель указывает на карточки, а дети называют: щенок у собаки,  котенок у кошки,  цыплята у курицы, жеребенок у лошади, …)

В: Молодцы!  А теперь посмотрите на картинку и положите ее к тому животному или птице, кто это ест. (Воспитатель показывает картинки, на которых изображена характерная пища домашних животных и птиц,  а дети кладут их рядом с картинками животных (птиц).

В: Молодцы, помогли Колобку выполнить задание. Теперь заяц его не съест. А теперь давайте поиграем с зайцем и зайчонком.

Физминутка: Зайка серенький сидит…

В: А теперь пойдемте дальше.

Воспитатель и дети подходят к волку (на столе лежат 6 картинок на тему «Профессии», иллюстрации на тему «Транспорт»)

В: Кто это здесь караулит колобка? (Это волк)

В: Правильно, это большой волк. А с кем он живет? С маленькими…(волчатами)

В: Посмотрите, кто это сидит на лапе у волка?

Д: божья коровка

В: Правильно. Волк тоже приготовил  для Колобка задание. И если он не выполнит его, то волк его съест. Ребята, давайте поможем Колобку. Вы согласны? (да).

В: Тогда присаживайтесь на стульчики  и Колобка пригласим сесть на стульчик (дети садятся на стулья). Посмотрите, волк приготовил для колобка картинки. Колобку нужно угадать, что за профессии на них изображены.

Воспитатель (показывает картинку): Назовите кто это? (это врач, доктор)

В: Что он делает? (Врач лечит больных)

В: Где он работает? (Он работает в больнице)

Воспитатель (показывает картинку): Назовите кто это? (Это продавец)

В: Где он работает? (В магазине)

В: А что он делает? (Продает игрушки, посуду, одежду)

Воспитатель (показывает картинку): Назовите кто это? (Это парикмахер)

В: Где он работает? (В парикмахерской)

В: Что он делает? (Подстригает волосы, делает прически,…)

Воспитатель (показывает картинку): Назовите кто это? (Это водитель, шофер)

В: Что он делает? (Водит машину)

В: А какие машины водит водитель? (показывает картинки)

Д: Машину скорой помощи, пожарную машину, грузовик, легковой автомобиль, автобус. Воспитатель (показывает картинку): Назовите кто это? (Это строитель)

В: Где он работает? (На стройке)

В: Что он делает? (Строит дома)

Воспитатель (показывает картинку): Назовите кто это? (Это повар)

В: Что он делает? (Готовит кушать)

В: А какие блюда он готовит? (Кашу, суп, пирожки, салат, компот, котлеты, …)

В: Молодцы ребята, помогли Колобку выполнить задание волка. Теперь волк его не съест.

В: А теперь пойдемте дальше.

Воспитатель и дети подходят к медведю.

В: Кто это здесь караулит колобка?

Д: Это медведь.

В: Правильно, это большой медведь. А у него есть маленький … (достает и показывает медвежонка).

Д: Медвежонок

В: Посмотрите, кто это сидит на лапе у медведя?

Д: гусеница

В: А кто сидит на лапе медвежонка?

Д: кузнечик

В: Правильно. Посмотрите, медведь тоже приготовил  для Колобка задание. И если он не выполнит его, то медведь его съест. Ребята, давайте поможем колобку. Вы согласны? (да).

В: Посмотрите, какая большая коробка у медведя. Здесь лежат разные предметы, возьмите по одному предмету. Дети выполняют.

В: Назовите, что у вас в руках.

Д: Платье, юбка, пальто, шуба, кофта, шорты, кружка, стакан, тарелка, кастрюля, поварешка, сковородка

В: Молодцы, все правильно назвали. А теперь помогите Колобку разложить эти предметы. Около  медвежонка положите одежду, а около медведя поставьте посуду. Дети выполняют.

В: Молодцы, все правильно разложили. А теперь скажите: что находится у медвежонка? Д: одежда

В: А зачем нужна одежда?

Д: Чтобы быть красивыми, чтобы не замерзнуть

В: Правильно. А что находится у медведя?

Д: посуда

В: А зачем нужна посуда?

Д: Чтобы готовить кушать, чтобы есть

В: Правильно! Молодцы, помогли Колобку выполнить задание. Теперь медведь его не съест. Ну что пора дальше идти, пойдемте.

Воспитатель и дети подходят к полянке с ягодами.

В: Посмотрите, какая полянка. Что на ней растет?

Д: Ягоды.

В: А какие ягоды, назовите (показывает по одному виду ягод)

Д: Малина, клубника, черная смородина, красная смородина.

В:  Молодцы! Все ягоды правильно назвали.  Посмотрите (показывает лису), кто это тут спрятался и караулит колобка?

Д: Это лиса

В: Правильно, это большая лиса. А с кем лиса живет? С маленькими…

Д: лисятами.

В: Правильно, молодцы! Посмотрите, как лиса смотрит на колобка. Она очень хочет его съесть. Давайте мы ее назовем ласково, может она подобреет и не будет есть колобка.

Д: Лисонька, лисичка, лисичка-сестричка, голубушка, красавица.

В: Видите, лисичке понравилось, как вы ее ласково называли. А теперь давайте присядем возле лисы и похвалим ее (дети садятся на стулья). Давайте расскажем лисе какой у нее хвостик, шерстка, глазки, чтобы ей понравилось.

Д: Лисичка, какая ты нарядная, красивая. Какой у тебя красивый большой хвост; какой хвост пушистый. Лисичка, какие у тебя красивые зеленые глазки. Какой у тебя красивый черненький носик. Лисичка, какие у тебя красивые ушки, какая у тебя мягкая, пушистая, рыжая шерстка. Какой у тебя красивый синий бантик. Какая у тебя красивая шляпка, красивая красная косыночка…

В: Ой, какие вы молодцы! Видите, как лисичке понравилось как вы про нее говорили. Она сразу стала доброй и не будет есть колобка. Скажите ей до свидания и пойдемте дальше.

Воспитатель и дети подходят к домику.

В: Ну вот, ребята мы и добрались до домика Колобка. Посмотрите, кто его там ждет? (указывает на окошко) (Дедушка и бабушка)

В: Правильно. Колобок  говорит вам «спасибо» и говорит, что вы очень смелые и добрые.

Посмотрите, а бабушка с дедушкой за то, что вы проводили колобка до дома, дарят вам  вот такие картинки, где  нарисован колобок, чтобы вы их раскрасили. Давайте, скажем им спасибо и до свидания.

Наше путешествие кончается,

Нам пора обратно в детский сад.

И со сказкой мы прощаемся

Мы когда-нибудь придем сюда опять.

Дети прощаются и идут с воспитателем к двери в раздевалку.

В: Давайте скажем волшебные слова: Один, два, три, повернись.

В детском садике окажись.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в средней группе по речевому развитию. Тема: «Новые приключения колобка»

Цель: разнообразить сказочный репертуар.Задачи: расширить речевой запас детей словами миксер, духовка; учить отличать современные слова от слов которые использовали раньше (печь); актив...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с колобком».

Создать условия для  активизации  речи детей,  обогащения и систематизирования  словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные».Формировать умение вести диалог с педагогом,уч...

НОД по теме: Речевое развитие младших дошкольников.«Поможем колобку».

Интегрированные области: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физкультурное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Форма деятельности: Совместная ...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с колобком».

Создать условия для  активизации  речи детей,  обогащения и систематизирования  словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные».Формировать умение вести диалог с ...

Конспект по речевому развитию "Что случилось с Колобком, когда он потерялся"

Сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи, в них содержится главная мораль, которая на примере сказочных образов учит детей постигать жизненный опыт:...