Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по стране вежливых слов» для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сердюк Наталья Викторовна

Формировать у детей представления  о вежливых словах, их значениях и ситуациях, в которых они используются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_strane_vezhlivyh_slov.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект занятия по речевому развитию

       «Путешествие по стране вежливых слов» для старшей группы

Цель:

формировать у детей представления  о вежливых словах, их значениях и ситуациях, в которых они используются.

Задачи:

1. учить детей использовать вежливые слова как средство взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

2. формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, не перебивая говорящего;

3. вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;

4. формировать навык осознанного употребления в речи вежливых слов;

5. способствовать формированию внимательного, заботливого и доброжелательного отношения  друг к другу и окружающим.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, разрезные картинки, сигнал автобуса, песня «Мы едим, едим..»,стульчики, билеты, кукла, телефон.

Ход:

Педагог приветствует детей и рассказывает стихотворение.

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро.

Доброе утро-

Солнцу и птицам

Доброе утро,

Улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе длится до вечера».  (В. Кривошееев)

В: Ребята, а какими ещё словами можно приветствовать человека?

Дети: Привет, здравствуйте, добрый день.

В: Давайте ребята, сейчас вместе поприветствуем друг друга любым словом.

Приглашаю вас отправиться в путешествие на автобусе по стране вежливых слов. Но, сначала нам надо купить билеты. Как вы думаете, зачем нам надо  нужны билеты? (ответы детей)

Занимайте свои места согласно билетам, пристегнитесь ремнями безопасности, поехали! 

Подождите, подождите, кто-то торопится на наш автобус. Входит старичок и женщина с ребёнком.

Куда же мы их посадим? (дети на передних стульчиках уступают места). Ребята, чтобы наш автобус отправился в путь, вспомним правила поведения в общественном транспорте. А теперь отправляемся в путешествие.

В: Первая остановка- приветствие. Какие слова приветствия вы используете?

(ответы детей)

Стихотворение «Здравствуй гусь».

Ко мне бежит огромный Гусь. Я говорю себе:

«Не трусь! Быть может, этот Гусь — ручной, бежит знакомиться со мной».

Но у Гуся свирепый вид

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

— Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось:

«Приве-е-ет!» (Т. Собакин)

Как вы думаете, почему свирепый гусь вдруг кивнул мальчику и как бы сказал ему «Привет»? (ответы детей)

В: Верно, если ты идёшь на встречу с улыбкой и добрым словом, значит, ты не хочешь причинять вреда, и даже самый сердитый гусь смягчится.

Какие молодцы! Вы действительно знаете волшебные слова-приветствия и как их произносить, чтобы сделать людям приятное.

Поудобнее усаживайтесь, наше путешествие продолжается

Едем дальше. Следующая остановка называется «Алло».

Звучит запись телефонного звонка.

Дети: У кого звонит телефон?

В: У меня. Здравствуйте, это говорит Анна Александровна, с кем я говорю? Вы говорите с воспитателем старшей группы Еленой Сергеевной.

Мама Тани Ивановой: Здравствуйте, Елена Сергеевна, это Анна Александровна мама Тани Ивановой.

Мы пришла в детский сад, а детей в группы нет. Скажи, пожалуйста, где они?

Анна Александровна, мы вместе с детьми  отправились в путешествие в «Страну вежливых слов». Скоро вернёмся.

Мама Тани Ивановой: Хорошо, будем ждать вашего возвращения. До свидания, Елена Сергеевна!

В: До свидания, Анна Александровна.

(диалог воспитателя и ребёнка, все дети внимательно слушают)

Ребята, а правильно ли разговаривала мама Тани Ивановой по телефону? Какие правила общения по телефону мы должны знать?

Дети: Необходимо представиться, спросить, кто звонит, вежливо вести разговор и не забыть попрощаться.

В: Таня Иванова  опоздала в сегодня в детский сад, и мама Тани не предупредила воспитателя, что сегодня опоздают поэтому мы отправились в путешествие без Тани, ведь предупредить о чём-то – это тоже правило речевого поведения. И теперь можем продолжить наш путь.

Физминутка  (музыкальное сопровождение)

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай (Шаг с высоким подниманием колена)

И немножко поскачи,

Только друг мой не спеши (Подскоки)

На носочках ты шагай,

Свою спину выпрямляй (Ходьба на носках руки в сторону)

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки ножки (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

Дальше веселей шагай

Маршируй не отставай.

В: Наше путешествие продолжается, следующая остановка «Просьба».

Ребята, что такое просьба, как нужно просить о чём-то? (ответы детей)

Конечно, вы, наверное, знаете стихотворение К.И. Чуковского «Телефон»?

Помните, кто звонил герою стихотворения?

Дети: слон, верблюд, крокодил, заяц. Медведь, тюлень, олень, газель.

В: Скажите, чья просьба была вежливее, почему? Какие ещё вежливые слова вы знаете, которые можно использовать при обращении с просьбой?

(ответы детей)

Посмотрите, из какой сказки эта иллюстрация?

Дети: «Гуси-лебеди».

В: К кому обращается Машенька?

Дети: К печке.

В: Почему только во второй раз печка помогла девочке, откликнулась на её просьбу и спрятала её с братцем? (ответы детей)

Следующая сказка, посмотрите, как называется?

Дети:  «Сказка о рыбаке и рыбке».

В: Молодцы!

Речевая игра «Продолжи предложение»

Молодцы, ну как откажешь в просьбе, когда слышишь вежливое «пожалуйста».

Ребята, мы, что-то с вами заигрались, автобус нам уже сигналит.

Автобус зовёт нас в путь (дети возвращаются на свои места) Усаживайтесь поудобнее, не забудьте пристигнуть ремни безопасности, поехали!

Следующая остановка «Извините».

В каких случаях вам приходится извиняться? (ответы детей)

Какие слова вы используете для этого?

Дети: Извините, простите, пожалуйста, примите мои извинения.

В: Послушайте стихотворение о поссорившихся подружках. Подумайте, как они могут помириться:

« ПОССОРИЛИСЬ»

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

только мишку подержала,

только с мишкой убежала

и сказала: «Не отдам».

Что надо сделать подружкам, чтобы помириться?

Дети: Отдать мишку и извиниться.

В: Правильно, автор так и закончил эту историю:

дам ей мишку, извинюсь,

дам ей мячик, дам трамвай

и скажу: «Играть давай!»

 Теперь мы точно знаем, как извиняться, но лучше никого не обижать, с уважением относиться друг к другу.

Наше путешествие продолжается.

А вот и последняя наша остановка «Речевой этикет».

Что такое этике? (ответы детей)

А речевой этикет?

Дети: Это правило поведения человека в общении с другими людьми.

 В: Каждый из вас сегодня показал, что знает эти правила поведения. 

А значит, каждого можно назвать вежливым. Надеюсь, что наше путешествие по «Стране вежливых слов» поможет вам стать ещё внимательнее к себе, к близким, к окружающим.

 Я, хотела бы вам прочитать стихотворение:

«Все правила е забывайте

Везде и всегда их вспоминайте!

А нашим гостям говорим, не прощайте, а до свидания».

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Какие моменты вам больше всего запомнились? Что нового и интересного вы узнали? Я вижу на ваших лицах-улыбки. Это очень хорошо, ведь улыбка и хорошее настроение. Давайте подарим улыбку друг другу и нашим гостям. Доброго всем здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в страну языка"

"Путешествие в страну языка"Программное содержаниеОбразовательные задачи:Грамматика:продолжить учить образовывать глаголы приставочным способом существительные - суффиксальным способом (лимонница, кра...

Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в страну загадок"

Обучение составлению загадок с использованием ТРИЗ-технологии...

Конспект занятия по речевому развитию " Путешествие в страну Доброты"

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы....

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....

Конспект занятия по речевому развитию." Путешествие в страну сказок" в группе раннего возраста.

Итоговое занятие на тему "Русские народные сказки" в раннем возрасте....

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну вежливости"

Цель: воспитать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения; научить применять вежливые слова в жизни, воспитать вежливость, уважительное отношение к людям.Образовательные:учи...

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе.

Занятие способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....