Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по речевому развитию
Тема: «Путешествие по острову Вежливости»
Старшая группа.
Цель: обобщение и расширение знаний детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения.
Задачи:
-упражнять в использовании вежливых слов;
-развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;
-воспитывать культуру общения.
Словарная работа:
обогащение словаря – этикет, комплимент, грубость, взаимовыручка, трусость, невоспитанность;
активизация словаря - спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, честность, дружба, вежливость, доброта.
Материалы и оборудование: картинки с изображением хороших и плохих поступков, красные и зелёные кружки (по количеству детей), атрибуты для сценки, 2 корзинки (белого и красного цвета)
Способы (методы и приёмы): художественное слово (стихи); сюрпризный момент; вопросы; указания; поощрение, ситуативный разговор.
Подготовительная работа (предварительная работа): чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка
Формы организации: фронтальная, в группе.
Планируемый результат занятия: обогащение знаниями детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно-мотивационный этап (вводная часть) 3 мин. | -заинтересовать детей на предстоящую деятельность; -вызвать положительные эмоции. | - Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? - Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим, насколько мы вежливы и воспитаны. Нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда справимся. - Прежде чем отправиться в путешествие мы должны решить, что возьмём с собой честность, дружбу, грубость, взаимовыручку, трусость, вежливость, невоспитанность, доброту. - Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле. Как весело, как весело, отправиться с друзьями. И в это путешествие гостей зовем мы с нами! | -Да! Ответы детей. Дети повторяют. |
2. | Основной этап 18 мин. | -решить поставленные задачи | ||
2.1. | Этап постановки проблемы | -настроить детей на предстоящую деятельность; -активизировать мыслительную деятельность | - А вот и наша 1 остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.
| |
2.2. | Этап восприятия материала | -упражнять в использовании вежливых слов; -развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми; -воспитывать культуру общения. | - Задание 1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? - Молодцы! А ещё можно кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас. -Что вы говорите, когда уходите из детского сада? -Правильно! Какие вежливые слова еще вы знаете? -В каких случаях нужно говорить «спасибо»? -Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? - Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает? -Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой. Задание 2: игра «Вежливая просьба». -Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры. Задание 3: игра «Доскажи вежливое слово»: -Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему… А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, … » К осьминожке камбала в понедельник заплыла, А во вторник на прощанье ей сказала… Неуклюжий песик Костик мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, но сказал он… Трясогузка с бережка уронила червяка, И за угощенье рыба ей пробулькала… Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала! » Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «… » Бык ромашек накосил и барана пригласил. Тот один съел угощенье, но сказал: «… » Девочка Рита возле дорожки, стол накрывает собаке и кошке, плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте! Приятного вам … » Задание 4: игра «Антонимы» (игра с мячом). -Слабый…, -Грубый …, -Глупый…, -Плохой…, -Грустный… -Молодцы, ребята, с заданиями на первой остановке все справились! Отправляемся на вторую остановку! Она называется «Верные друзья». - А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно! » - Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо. Задание 1: игра-упражнение «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке». -Для этого распределим роли. Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед. - Мальчик уступает в автобусе место девочке. - Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы. - Мальчик делает комплимент девочке. - Мальчик знакомится с девочкой. -Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав «спасибо». -Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться. Задание 2: игра: «Веселые детки». -Я буду называть вам ситуации, а вы, молча, показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним. Все поняли? -Никогда не делись игрушкой с другом. -Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается. -Не старайся всегда быть первым. -Злись и завидуй, когда проигрываешь. -Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. -Никогда не уступай, спорь по пустякам. -Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других. -Умей принять помощь, совет и замечание друга. -Если друг попал в беду, не помогай ему. -Решай споры словами, а не кулаками. -А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда: - Никогда не груби своим товарищам. - Не называй обидными словами. - Не давай прозвищ. - Не толкайся и не дерись.
| Ответы детей: -Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день. - До свидания, пока, до скорой встречи. -Спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, прошу прощения. Ответы детей. -В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь. -Когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом. Дети выполняют движения за воспитателем. -Привет! -Здравствуй! -До свидания! -Извини! -Спасибо! -Пожалуйста! -Прошу прощения! -Аппетита! -Да! -Добрый! -Сильный! -Вежливый! -Умный! -Хороший! -Весёлый! Ответы детей. Дети обыгрывают общественные ситуации. -Да, будем дружить! -Да! Дети поднимают красные и зелёные кружки. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | -обеспечить детей двигательной активностью. -закрепить знания детей в употреблении вежливых слов, различать хорошие и плохих поступков. | -Устали? -Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Физкультминутка «Быстро встаньте». Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. -А теперь, нас ждут задания на третьей остановке «Хорошие поступки». Задание 1. «Оцени поступок». - Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Вы должны определить, какой поступок на ней изображен хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам – с плохим поступком в белую корзинку, с хорошим - в красную. Всем понятно? - Ребята, а какие хорошие поступки вы совершали? Задание 2: игра «Угадай по голосу». - Нам надо выбрать одного ведущего, которому завяжем глаза. Все остальные по очереди будут называть вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал вежливое слово. Затем ведущего поменяем. -Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно, в этом и состоит настоящая вежливость. -А сейчас мы узнаем, умеете ли вы делать комплименты, то есть говорить приятные слова. Задание 3: Игра «Комплименты» – Игру мы начнем со слов: «Мне нравится в тебе…» - Какие комплименты можно сказать маме? - Какие комплименты можно сказать папе?
| -Да. Дети встали, улыбнулись, Потягиваются, Двигают плечами, Поднимают, опускают, Поворачиваются влево, вправо, Поднимают колени до рук, Приседают, встают, Бегут на месте. Дети выполняют задание. Ответы детей. Все дети играют в игру. -Да, умеем! Ответы детей. -Мама, у тебя красивые волосы. -Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься. -Мама, ты такая рукодельница. -Мама, ты так вкусно готовишь. -Папа, ты самый сильный на свете. -Папа, ты здорово играешь в футбол. - Папа, ты очень трудолюбивый. |
3. | Заключительный этап 4 мин. | -показать результат всего занятия. -формировать умения анализировать свою деятельность. | - Ребята, Вы выполнили все задания. А теперь нам пора возвращаться: Раз, два, покружись, в нашем зале очутись! Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас! - Ребята, посмотрите, какие красивые бусины. Скажите, какого они цвета? (уточняю белый - это светлое, а черный – это темное). А как вы думаете, какой цвет подходит для вежливых слов (уточняю: ведь вежливые слова – это какие? Добрые, волшебные, значит к какому цвету они подходят). Возьмите по одной бусинке, и, нанизывая их на ниточку, назовите по одному волшебному слову. | Ответы детей. Дети называют вежливое слово и вешают бусинку на ниточку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – занятия по физической культуре «Путешествие к чудо – островам» для детей старшего дошкольного возраста
Игровое физкультурное занятие, в ходе которого решаются следующие задачи:укрепление мышц и связок ОДА; коррекция плоскостопия; формирование у детей прочных умений и навыков; развитие творческой ...
"Удивительное путешествие в страну Математики".Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)
Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. ...
технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамоте для детей старшего дошкольного возраста 6го года жизни
непостедственно образовательная деятельность по финансовой граммотноститема: Знакомство с банком и банкоматом.(старшая группа)...
Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста
Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях....
Технологическая карта занятия по развитию речи "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по развитию речи "Зимние забавы"...