Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет Тема: «Как к нам весна шагает»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить представления о сезонных изменениях в природе с наступлением весны.
- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение рассказывать по картинкам.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать смекалку, зрительную, слуховую память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_vesna.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Колокольчик»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет
Тема: «Как к нам весна шагает»
Подготовила: воспитатель
Минкова Вера Владимировна
Камень-на-Оби 2020
Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить представления о сезонных изменениях в природе с наступлением весны.
- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение рассказывать по картинкам.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать смекалку, зрительную, слуховую память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками. Чтение стихотворений и рассказов о весне. Загадывание загадок. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме.
Материал и оборудование: Картинки с изображением признаков весны. Фигуры-картинки, животных, солнца, птиц, дерево с гнездом, скворечник. Посылка, колокольчик, ленточки голубого цвета, цветок, ИКТ. Запись звуков, мультфильм.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание | Примечания |
Вводная часть | Воспитатель: - Ребята, сегодня нам почтальон принес посылку. Здесь написано: Софии Александровне и детям старшей группы. А вместо обратного адреса загадка. Послушайте и отгадайте. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам идет… (Весна). - Кто нам прислал посылку? (Весна). А как вы думаете, что нам весна могла прислать? - Давайте откроем и посмотрим. - Ребята, что это? Если все дети скажут колобок, то воспитатель достает письмо, если дети скажут солнышко, то спросить у детей, а что не хватает у солнышка? (Лучиков) (потом достаем письмо). - А здесь еще письмо. Послушайте ребята, что нам пишут. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна-красна. Я очень хочу поскорее к вам прийти, но вот беда, солнышко потеряло лучики. Оно так старалось быстрее растопить снег, что уронило свои лучики на проталинки. И теперь светит и греет слабо. Если вы поможете солнышку найти лучики, то оно засияет ярко, ярко, и тогда и я - Весна, приду к вам быстрее. А чтобы вы отыскали лучики, я отправляю вам загадку - подсказку. «Из - под снега побежал, Заворчал и зажурчал. В блеске солнечных лучей Зазвенел весной? (Ручей) Вдоль ручья вы все пойдете на проталинки придёте, там все лучики найдете! Но проталинки приготовили для вас задание». Воспитатель: - Вот такие ручейки-подсказки прислала нам Весна. - Ребята, вы хотите, чтобы весна быстрее пришла? А что для этого нам надо сделать? Конечно. А солнышко будет нас ждать вот здесь | Выслушать ответы детей. Открываю, там солнышко без лучиков. Проблемная ситуация Ответы детей (Колобок, блинчик солнышко…) Воспитатель читает письмо Воспитатель достает из посылки ручейки (4 атласные ленты в рулонах). Найти лучики солнца. Прикрепляем солнышко на доску, мольберт, стену или куда возможно. |
Основная часть | - А мы посмотрим, куда побежит первый ручей. Ребята, давайте все вместе скажем слова «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи». - Ребята пойдем вдоль ручья, не наступаем на ручеек, чтобы ноги не намочить. А вот и первая проталинка. - Ребята, какую картинку мы откроем первой? Давайте посмотрим, что за задание нам приготовила проталинка. Переворачиваем картинку, дети рассказывают о признаках весны: 1. Снег стал темный, грязный, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. 2. Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. 3. Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым. 4. Ручьи. Из-под осевшего снега текут струйки воды – ручейки. 5. Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много. Воспитатель: -Молодцы, ребята, обо всех признаках весны рассказали. А это что за сосульками? (из под сосулек слегка виднеются лучики). Воспитатель достает и спрашивает: - Ребята, догадались, что это? Вот мы с вами и отыскали первый лучик. -Двигаемся дальше, давайте все вместе скажем слова «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи». Интересно, куда нас приведет второй ручеек. Раскатываем следующую ленту. Вдоль ручейка пойдем и проталинку найдем. Ребята, а вот и вторая проталинка. Под деревом появилась проталинка. А на дереве что вы видите? А в гнезде какая-то записка, это загадки для вас. - Какие бывают птицы? Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (грач). Правильно, ребята. Грач зимующая или перелетная птица? На шесте - дворец, Во дворе – певец, А зовут его…. (Скворец) Где живет скворец? Вот пернатый сел на сук И колотит: тук-тук-тук! Ищет пищу под корой Он голодною порой. (Дятел) - Ребята, а дятел зимующая или перелетная птица? Птица на крыше гнездышко вьет Домик всех выше, Счастье несет. Птенчиков нежно Будет учить, Как безмятежно в небе парить. Осенней порою на юг улетят, Чтобы весною вернуться назад. (Аист) Серый маленький комочек. Чик-чирик! - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждет тебя наш ... (Воробей) - А вот и воробей. А что это у него в клюве? Лучики солнца! Спасибо, воробей, за лучики. Сколько лучиков нам принес воробей? Да, на второй проталинке мы отыскали два лучика. Прикрепляем воробья к дереву. Ребята, а воробей зимующая или перелетная птица? А кто заметил, как изменились повадки воробья весной? - Ребята, мы загадки отгадали, лучики солнца отыскали. Идем дальше вдоль ручья. «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи» Вот и третья проталинка. А что это на проталинке? Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет» (предложить понюхать, глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!») - Какие весенние цветы вы знаете? - Ой, посмотрите, а что под цветком стоит? А колокольчик что издает? (позвенеть). Правильно, ребята. Эта проталинка приготовила нам весенние звуки. Предлагаю вам присесть на стульчики. -Давайте послушаем и попробуем угадать, какие звуки у весны. Дети слушают запись звуков. Вот как много звуков у весны. И я предлагаю вам изобразить весеннюю капель. Физкультминутка Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и подпрыгивать.) Сели на карниз. (Приседание) Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч) Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль) Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами) Стали каплями кидаться (руки вперед, пальцами как бы разбрызгивают) Все сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз) И на солнышке звенели: Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.) Кап-кап, дзинь – дзинь. И на солнышке звенели. И…растаяли!!! (Сложить руки и присесть). Воспитатель: - Ой, посмотрите, ребята, солнечные лучики затерялись в сугробе, но мы все весенние звуки отгадали и проталинка вернула нам лучики. Сколько лучиков? Да, на третьей проталине мы нашли три лучика. - Продолжаем наш путь вдоль ручейка «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи» - Ой, посмотрите, что это на кустах? Белая шерсть. Как думаете, чья? У кого шубка белая зимой? А почему она здесь? Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось, почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? Зайцы бегают в лесу, а вот шубку они поменяли с белой на серую! - Как вы думаете, почему зайчик меняет зимнюю белую шубку на весеннюю серую? - Ребята, а кто знает, как называется смена шерсти у животных? Линька, повторите, ребята – линька. Линька – смена шерсти происходит весной и осенью, когда дикие животные на зиму запасаются хорошим мехом, чтобы пережить страшные морозы, а по весне сбрасывают «тяжелую шубку», так как им не зачем париться в зимней шубе, а также для того, чтобы уберечься от хищников. - А это кто? Белка. А белки меняют шубку? Да, зимой она серебристого цвета, а весной – рыжая. - А это кто? Волк. Как думаете, волк линяет? Ребята, волк тоже линяет, меняет свою зимнюю шубку, шерсть весной у волка становится более короткой и редкой, чтобы не было жарко, когда волк бегает в поисках пищи. - А это кто? Лиса. А лиса линяет весной? Конечно, ребята, линяет. Тело лисы покрыто густой, высокой и мягкой шерстью. Зимой она не замерзнет в ней. Но за зиму шубка сваливается, появляются комочки шерсти, они мешают лисе быстро бегать за добычей или убегать от волка, шерсть цепляется за кусты. Поэтому лиса тоже линяет, сбрасывает густую шерсть и становится легкой, красивой, проворной. - Ребята, а вы знаете, кто уходит зимой в спячку? Посмотрите, кого вы еще видите на проталинке. - Что зимой делает медведь, где он зимует? Уходит в спячку в берлоге. А когда он просыпается? Весной. Какие еще животные спят всю зиму? - Да, ребята, еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги, и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? (Потому что пригревает весеннее солнце, начинает таять снег и тоненькие ручейки попадают в норки, в берлогу). Так звери и узнают, что пришла весна, пора просыпаться, да и в сырой берлоге или норке уже неуютно спать. - А это что за зверек? Это сурок! Вы, наверно, слышали, ребята, поговорку «спит, как сурок». Да, сурки тоже зимой спят, просыпаются весной, тянутся к солнышку. - Посмотрите, какой солнечный сурок! Что же он держит в лапках! Это лучики солнца он нам протягивает. Вот они где затерялись. Ребята, сколько лучиков? Правильно, на четвертой проталинке мы нашли 4 лучика! - Ребята, вот и прошли мы вдоль всех ручейков, выполнили все задания на каждой проталинке, нашли солнечные лучики. -А кому мы их отдадим? Конечно, солнышку. Идемте скорее, солнышко нас ждет. Дети прикрепляют лучики к солнышку. Солнышко лучистое улыбнулось весело! - Ребята, помогли мы солнышку? А почему мы нашли все лучики? | За конец ленты придерживая, раскатываем первый рулончик – к первой проталине. Около этой проталинки стоит мольберт, а на нём прикреплены картинки с номерами (лицевой стороной вниз) с изображением признаков весны. Под цифрой 1 Это лучик солнца. Ручеек приводит к дереву. Гнездо. Задаём наводящие вопросы - Зимующие и перелетные. Прикрепляем к гнезду грача. Прикрепляем скворечник к дереву. Прикрепляем к дереву. Два. Звонко щебечут, весело прыгают с ветки на ветку, купаются в лужах – радуются весне. Бросаем третью ленту-ручеек. Цветок Подснежники, ландыши и т.д. Колокольчик Звук. Капель, пение птиц, журчание ручейка, весенний дождь. Выполнение физкультминутки Три. Бросаем четвертую ленту-ручеек в сторону четвертой проталинки, на проталинке и около проталинки стоят фигуры животных, на проталинке небольшой кустик. Предлагаю потрогать У зайца. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Медведь. Ответы детей Дети находят на проталинке и рассказывают, что зимой спят барсук, ежи. Ответы детей Ответы детей Можно предложить и детям встать на носочки и потянуться к солнышку Ответы детей 4 Ответы детей Солнышку Потому что рассказали о признаках весны, отгадали загадки про птиц, знаем много перелетных птиц, узнали звуки весны, рассказали о повадках животных весной. Можно спросить, что нового, интересного узнали. |
Заключительная часть | - Молодцы! Солнышко теперь светит ярко, греет сильно. Обрадуется весна? И мы помогли сегодня Весне прийти быстрее: К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые Ноги у весны. - Ребята, а в посылке еще лежит сюрприз для вас. Это вам весна прислала первые весенние листочки. Но это не просто листочки – это приглашения в кинотеатр. Проходим в кинотеатр, занимаем свои места. | Ответы детей Да. Просмотр мультфильма Лунтик «Весна» |
Воспитатель_____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме «Весна»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме «Весна» ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе тема: «Весна»
Возрастная группа: 2 младшаяПрограммное содержание:- добиться усвоения воспитанниками замечать изменения в природе, умениеузнавать и называть время года, выделять признаки весны;- обеспечить рас...
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»
Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»...
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»
Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: «Весна -красна»
Программное содержание :Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагатель...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»
Конспект непосредственной образовательной деятельности«Речевое развитие»для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»Обучающие задачи: Учить испо...