Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе
Тема: Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»
Дата проведения: 24.02.2016
Программные задачи:
- Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;
- Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание;
- Воспитывать самостоятельность, умение слушать и слышать задание с первого раза. Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение
Методические приемы:
- Вопросы
- Показ
- Объяснение
- Художественное слово
- Предложение спеть песенку
- Дидактические игры
- Хороводная игра
- Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
- Материалы и оборудование: игрушка – ослик, две коробочки, игрушки и предметы в которых есть звуки [Ж] и [Ш].
Утро:
- Артикуляционная гимнастика для группы шипящих звуков (Ш, Ж).
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Трубочка»
Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.
- Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,
(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,
(Пальчики поочередно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.
(Пальчики отскакивают друг от друга)
Ход занятия.
Воспитатель: - При движении все предметы издают звуки – поют свои песенки. И звук [ж] и [ш] часто встречается в этих песенках.
- Отгадайте, какую песенку поёт ветер?
Дети: Ш-ш-ш…
Воспитатель: - А какую жук?
Дети: ж-ж-ж.
Воспитатель: - Давайте, мы с вами споем песенку ветра.
(Дети произносят звук ш.)
- Дети, а каким бывает ветер?
Дети: сильным, слабым.
Воспитатель: - Как поёт сильный ветер?
Дети: громко.
Воспитатель: слабый?
Дети: тихо.
Воспитатель: - Давайте покажем, как поет сильный ветер и как слабый.
(Дети произносят звук «ш» то громко, то тихо.)
Воспитатель: А, сейчас споем песенку жука.
(Дети произносят звук ж.)
Воспитатель: - А какими жуки бывают?
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель:- Как жужжат большие жуки?
Дети: громко.
Воспитатель: - а маленькие?
Дети: тихо.
Воспитатель: А, сейчас споем песню большого жука.
(Дети произносят звуки «ш» громко.)
Воспитатель: - Спойте песню маленького жука.
(Дети произносят звуки «ш» тихо.)
Воспитатель:- Сейчас я назову слова со звуками «ш» и «ж». Если вы услышите слова со звуком «ш», то поднимаете руки вверх, изображая ветер. Если вы услышите слова со звуком «ж» то поставьте руки в стороны, изображая жука.
Воспитатель: уши, желуди, машина, лошадка, жук, ромашка, солнышко, ракушка…
Воспитатель: - А, сейчас, вы сами попробуйте вспомнить слова со звуками «ш» и «ж».
Игра «Чудесный мешочек».
(В сундучке лежат различные предметы, в названии которых есть звуки, которые мы сегодня закрепляем. Дети достают предметы по одному и чётко проговаривают звуки.)
Дети: - Машина… (жук, шишка, шарик, ёжик, жираф, шарф…)
(Дети расставляют в ряд на столе.)
Воспитатель: - А, сейчас разложите предметы по коробочкам. В коробку с рисунком шариков - песенкой ветра, положите предметы, в которых есть звук ш, во вторую коробочку с картинкой жука положите предметы, в названии которых есть звук ж.
(Дети выполняют задания) .
Физкультминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
Воспитатель: - К нам в гости пришел ослик. Давайте с ним поздороваемся. А, знаете ли вы, почему у ослов такие длинные уши?
Дети: нет.
Воспитатель: Послушайте стихотворение – сказку.
(Воспитатель читает стихотворение Р. Х. Фархади « Про ослика».)
Воспитатель:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли - подрастали
И к вечеру длинными стали
Воспитатель: - Прочитайте последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-ин-ными стали».
(Повторяют хором и индивидуально)
Воспитатель: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Здесь есть три слова со звуком «ш», назовите их (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: В стихотворении еще есть слова со звуком «ж».
У ослика
Был день рождения.
- Какое слово вы услышали со звуком ж?
Дети:- Рождение.
Воспитатель:- Поскольку у ослика день рождение, надо спеть песенку про каравай. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист.
Дети (поют): «Как на ослика день рождение испекли мы каравай!»
Ребенок:- «Вот такой ширины, вот такой вышины».
(Повторяется 2-3 раза.)
Воспитатель:- Какие звуки слышатся в словах ширины и ужины.
Дети: - Звуки: ш и ж.
Воспитатель:- А, сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Игра «Доскажи словечко».
1.Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно (шишек).
2.Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …. (шары).
3.Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот).
4.Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
5.Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по …(лужам)
6.И бежит Айболит
К бегемотикам,
И хлопает их по …(животикам)
7.Солнце стало очень ярко,
Бегемоту стало …(жарко)
Воспитатель: - Дети, какие звуки мы с вами учились различать.
Дети:- Звуки ш и ж.
Воспитатель:- Какую песню поет ветер?
Дети: ш-ш-ш-ш.
Воспитатель:- Какую песню поет жук?
Дети: ж-ж-ж-ж.
Воспитатель: - Что вам сегодня больше всего понравилось?
Прогулка:
- Заучивание стихотворения по дифференциации звуков [ш],[ж]
Женя просит: - Ежик, еж!
Ты мне платьице сошьешь?
Еж сказал ей из-под елки:
-Ниток нет, одни иголки.
- Дидактическая игра «Закончи предложение»
Я начну произносить предложение, а вы будете продолжать, с помощью картинок, которые я вам буду показывать.
В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось.
Женя едет на …машине. Повтори все предложение.
У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.
Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.
У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.
Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Весна пришла»
Конспект непосредственно образовательной областипо познавательному развитиюдля детей первой младшей группыТема: «Весна пришла» Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомлен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе «С песней, шуткой, да весельем работа спорится»
- Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения - посиделками; познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание.Показать самобытность русского народа, ...
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»
Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»...
План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей в младшей группе Тема: «Сказка в гости приходи» по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей в младшей группе...
Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Расскажем о весне Маше и Мише»
Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группыТема: «Расскажем о весне Маше и Мише» Цель: Развитие познавательной ак...
Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору и куратору образовательного процесса "построить " НОД вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...