Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_rassmatrivanie_kartiny_shishkiina.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе
Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»
Дата проведения: 12.02.2016
Программные задачи:
- Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным и его картиной,
- Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа,
- Активизировать словарный запас путём называния объектов и предметов картины, их качеств и свойств.
Материал:
- Портрет И.И.Шишкина;
- Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»;
- Листы формата А5, гуашь, кисти, баночки с водой.
Методические приемы:
- Вопросы
- Выразительное чтение текста
- Художественное слово
- План
Утро:
Выразительное чтение отрывка из рассказа писателя Г. Скрибицкого
«Четыре желания», о волшебстве зимы.
«…Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. «Уж его – то я и разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!
Любуется солнышко картиной Зимы…- глаз оторвать не может…»
Беседа с детьми по прочитанному произведению, рассматривание иллюстраций по теме: «Зима».
Ход занятия:
Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Вот его портрет. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… И фамилия у него была лесная – Шишкин. Сам он был такой – широкий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. И сейчас мы с вами познакомимся с одной из его картин.
- Скажите, какой месяц начинает зиму? (Декабрь),
Правильно, начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе назвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Радостно, весело и празднично, когда повалит густой, пушистый снег.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело
С. Есенин
Ночью в полях, под напевы метели,Дремлют, качаясь, березы и ели.
И. Бунин
Вот как по - разному зима поет свои песни: то морозную, звонкую, радостную, то метельную, то тоскливо – унылую, печальную.
Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в музыке, звуках, художники в красках.
- Сейчас мы с вами познакомимся с картиной о зиме, которую написал Иван Иванович Шишкин (дети внимательно рассматривают картину) Так о чем нам рассказал художник? - Да, о зиме в лесу.
- Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?
Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
- Какой же это лес?
Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор».
- Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
- Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?
Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.
- Чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.
- Что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
- Что еще заметили вдали?
Да, маленькие елочки, они чуть виднеются из под снежных шубок.
- Что больше всего привлекло его внимание?
Да, снег в этом еловом бору!
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.
На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.
- Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?
Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?
Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.
Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
- Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого–нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще, какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.
А сейчас немножко разомнемся. Дети встают.
Физкультминутка «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Молодцы ребята, садитесь.
- Какая же по настроению эта картина?
Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная.
Сегодня мы увидели и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.
Предлагаю детям составить рассказ по данной картине, будто они писатели. Послушайте, ребята, о чем нужно рассказать (план):
1.Какое время года изобразил художник?
2. Почему он назвал свою картину «Зима»?
3. Как бы вы назвали данную картину?
После рассказов детей (2-3 ребенка) предлагаю детям стать художниками и нарисовать свою картину (каждому ребенку дается лист бумаги, кисть, гуашь, баночка с водой).
Прогулка:Наблюдение за зимней природой, беседа:
- Какие деревья вы видите? Какие они? Похожи ли они на деревья из картины?
- Какой снег? Белый или коричнево-белый как на картине? А почему он такой? (он белый, потому что на картине снег оттеняют коричневые, могучие стволы деревьев).
- А видим ли мы птиц? Что они делают? (летают, клюют зерно). А какая была птица на картине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Весна пришла»
Конспект непосредственно образовательной областипо познавательному развитиюдля детей первой младшей группыТема: «Весна пришла» Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомлен...
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»
Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»...
Конспект занятия по развитию речи Во второй младшей группе Тема: Рассматривание картины «Играем с песком» Е.Батурина. Учебно методический материал
Программное содержание:- Закреплять умения составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине.- Закреплять умения правильно и отчётливо произносить звук [и] в слогах.- Обогащать и акт...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей в младшей группе Тема: «Сказка в гости приходи» по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей в младшей группе...
Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Расскажем о весне Маше и Мише»
Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группыТема: «Расскажем о весне Маше и Мише» Цель: Развитие познавательной ак...
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: Рассматривание картины: «Дети кормят курицу и цыплят».
Тема: Рассматривание картины: «Дети кормят курицу и цыплят». Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция областей: социально-коммуникативное развитие, позна...
Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору и куратору образовательного процесса "построить " НОД вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...