Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лукина Ярина Геннадьевна

Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_rassmatrivanie_kartiny_shishkiina.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе

Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»

Дата проведения: 12.02.2016

Программные задачи:

  • Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным и его картиной,
  • Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа,
  • Активизировать словарный запас путём называния объектов и предметов картины, их качеств и свойств.

Материал:

  • Портрет И.И.Шишкина;
  • Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»;
  • Листы формата А5, гуашь, кисти, баночки с водой.

Методические приемы: 

  • Вопросы
  • Выразительное чтение текста
  • Художественное слово
  • План

Утро:

Выразительное чтение отрывка из рассказа писателя Г. Скрибицкого

«Четыре желания», о волшебстве зимы.

«…Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

 Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Заглянула Зима в лес. «Уж его – то я и разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!».

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах.

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!

Любуется солнышко картиной Зимы…- глаз оторвать не может…»

Беседа с детьми по прочитанному произведению, рассматривание иллюстраций по теме: «Зима».


Ход занятия:

Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Вот его портрет. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… И фамилия у него была лесная – Шишкин. Сам он был такой – широкий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. И сейчас мы с вами познакомимся с одной из его картин.

- Скажите, какой месяц начинает зиму? (Декабрь),

Правильно, начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе назвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Радостно, весело и празднично, когда повалит густой, пушистый снег.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

С. Есенин


Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березы и ели.

И. Бунин

Вот как по - разному зима поет свои песни: то морозную, звонкую, радостную, то метельную, то тоскливо – унылую, печальную.

Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в музыке, звуках, художники в красках.

  • Сейчас мы с вами познакомимся с картиной о зиме, которую написал Иван Иванович Шишкин (дети внимательно рассматривают картину) Так о чем нам рассказал художник? - Да, о зиме в лесу.
  • Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?

Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

  • Какой же это лес?

Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор».

  • Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
  • Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?

 Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.

  • Чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.
  • Что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.

  • Что еще заметили вдали?

Да, маленькие елочки, они чуть виднеются из под снежных шубок.

  • Что больше всего привлекло его внимание?

Да, снег в этом еловом бору!

  • Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.

  • Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?

Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?

Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.

Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

  • Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого–нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще, какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.

А сейчас немножко разомнемся. Дети встают.

Физкультминутка «Снег»

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.
(приседаем)
И на елке снег, снег,
 (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,
 (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь
 (пальчик к губам, шепотом)

Молодцы ребята, садитесь.

  • Какая же по настроению эта картина?

Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная.

Сегодня мы увидели и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.

Предлагаю детям составить рассказ по данной картине, будто они писатели. Послушайте, ребята, о чем нужно рассказать (план):

1.Какое время года изобразил художник?

2. Почему он назвал свою картину «Зима»?

3. Как бы вы назвали данную картину?

После рассказов детей (2-3 ребенка) предлагаю детям стать художниками и нарисовать свою картину (каждому ребенку дается лист бумаги, кисть, гуашь, баночка с водой).


Прогулка:

Наблюдение за зимней природой, беседа:

  • Какие деревья вы видите? Какие они? Похожи ли они на деревья из картины?
  • Какой снег? Белый или коричнево-белый как на картине? А почему он такой? (он белый, потому что на картине снег оттеняют коричневые, могучие стволы деревьев).
  • А видим ли мы птиц? Что они делают? (летают, клюют зерно). А какая была птица на картине?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Весна пришла»

Конспект непосредственно образовательной областипо познавательному развитиюдля детей первой младшей группыТема: «Весна пришла» Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомлен...

Конспект занятия по развитию речи Во второй младшей группе Тема: Рассматривание картины «Играем с песком» Е.Батурина. Учебно методический материал

Программное содержание:- Закреплять умения составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине.- Закреплять умения правильно и отчётливо произносить звук [и] в слогах.-  Обогащать и акт...

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Расскажем о весне Маше и Мише»

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группыТема: «Расскажем о весне Маше и Мише» Цель: Развитие познавательной ак...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: Рассматривание картины: «Дети кормят курицу и цыплят».

Тема: Рассматривание картины: «Дети кормят курицу и цыплят». Доминирующая образовательная область:  речевое развитиеИнтеграция областей: социально-коммуникативное развитие, позна...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...