«Развитие самостоятельной фразовой речи и речевого общения у дошкольников посредством реализации педагогических технологий при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

При эффективном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей у  детей успешно формируются разные виды речи: повествовательная, описательная, рассудительно-доказательная, развиваются коммуникативные способности,  сглаживается барьер общения. Всё это позволяет детям гораздо легче адаптироваться на следующем этапе образования – начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylenko.docx72.79 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Фото ТОПОЛЁК\Разное\Герб\ГЕРБ 2015.jpg

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Волгодонска

СЛАЙД 1 (название)

На сегодняшний день, в области специального образования, развитие связной речи у дошкольников 4–7 лет с общим речевым недоразвитием является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения. Ведь речь, осуществляя функцию «сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих», является способом формирования мысли. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи будет более эффективной, если:

- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку;

- максимально использовать современные методики и технологии для проведения диагностики и занятий по развитию самостоятельной фразовой речи иречевого общения;

- эффективно взаимодействовать с участниками образовательного процесса;

- сделать приоритетными гуманистические педагогические принципы работы с детьми.

В свете современных технологий, с помощью которых можно достичь положительного эффекта в коррекционно-образовательном процессе, мы хотим представить вашему вниманию методику коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием В. П. Глухова, которой мы руководствуемся в своей деятельности уже много лет.

СЛАЙД 2 (книга В.П. Глухова)

Методика основана на использовании здоровьесберегающих техник, мнемотаблиц, детских работ, инсценировании рассказов на занятиях по развитию связной речи. При этом акцент делается на использование системы интеграционной взаимосвязи в работе учителя- логопеда и воспитателя, которая направлена на повышение эффективности коррекционной работы и определяется совместной коррекцией всех компонентов речи:

-звукопроизношения

-слоговой структуры слова;

-лексического запаса;

-грамматического строя речи;

-связной речи.

При эффективном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей у  детей успешно формируются разные виды речи: повествовательная, описательная, рассудительно-доказательная, развиваются коммуникативные способности,  сглаживается барьер общения. Всё это позволяет детям гораздо легче адаптироваться на следующем этапе образования – начальной школе.

 Сегодня мы поговорим о системе взаимодействия в работе по развитию именно связной речи. При этом несомненна руководящая роль учителя-логопеда.

СЛАЙД 3 (система интеграционной взаимосвязи)

Начинается это сотрудничество с совместного обследования речевых и психофизических возможностей детей. Учитель-логопед проводит всестороннее обследование речи с целью определения уровня речевых расстройств; воспитатель проверяет знания детей об окружающем.

Далее проводится обсуждение результатов обследования с целью определения эффективности педагогического воздействия. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, в какой степени нарушен грамматический строй речи, слоговая структура слова.

На данном этапе происходит разделение детей на подгруппы с учётом речевого развития и психофизических особенностей. Как показывает опыт работы, в первую подгруппу целесообразно определить больше детей  человек. Во второй подгруппе, где у детей ослаблены психические процессы и наблюдается грубое нарушение всех компонентов речи, а особенно слоговой структуры и грамматического строя, определяется меньшее количество человек. Наполнение подгрупп варьируется в зависимости от эффективности коррекционного процесса. Подобная организации детей способствует осуществлению дифференцированного подхода: материал подаётся в разном объёме, помощь педагога детям также разная.

Далее совместно составляется перспективный план работы по развитию связной речи детей: подбор и, если нужно, адаптация текстов, соответствующих уровню речевого развития детей.

Т.о., в результате тесного сотрудничества педагогов группы при несомненном руководстве учителя-логопеда к началу коррекционно-образовательного процесса примерный набор материала  для обучения рассказыванию готов. Примерный, потому что в ходе работы могут возникнуть новые идеи. 

СЛАЙД 4 (книга Л.Е. Белоусовой)

Большое внимание уделяется подбору и созданию схем, моделей к рассказам,  подбор иллюстративного материала, сопровождающего рассказы.

Мы активно используем материал из пособия Л.Е. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!», где каждый смысловой отрезок рассказа, состоящий из 2-3 предложений, сопровождается зарисовкой,  что значительно облегчает понимание и воспроизведение текста.

СЛАЙД 5 (рассказы из пособия)

Из данного пособия мы выбрали достаточно много рассказов.

СЛАЙД 6 (авторские зарисовки к текстам)

Подобного рода моделирование оказалось настолько эффективным, что было продолжено в виде самостоятельных авторских зарисовок к текстам «Жил на свете слонёнок» Г.М. Цыферова, «Васька» К.Д. Ушинского и др.

Тексты рассказов совместно обсуждаются педагогами группы с целью более эффективного проведения подготовительной работы. Прямо в тексте подчёркиваются слова, авторские выражения, окончания слов, которые нужно активизировать и закрепить с детьми.

СЛАЙД 7 (материал для работы с подгруппой детей)

Эти же модели, зарисовки к текстам оформляются в увеличенном виде для работы с подгруппой детей, а также подбираются картинки, иллюстрации книг. Т.е., рассказ может сопровождаться либо картинками-зарисовками, либо иллюстрациями, либо и тем и другим.

СЛАЙД 8 (материал для закрепления с родителями)

Эти же рассказы раздаются родителям домой для закрепления (показать папку-уголок с рассказом), как и схемы описательных рассказов, и примерные тексты, составленные по сериям картинок. Отмеченные слова, авторские выражения в тексте также закрепляются родителями дома.

Создана картотека рассказов по лексическим темам. Весь материал и для работы на занятиях в детском саду, и для домашних занятий собран в папки (показать)

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, какой вид рассказывания является приоритетным?

В. П. Глухов подчеркивает особую роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей И работа над составлением описательного рассказа, и рассказ по серии сюжетных картинок начинается с пересказа текста, составленного педагогом.

Принципиальным моментом методики логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи, является первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Описание - особый вид связной монологической речи.

Конечная цель описательного рассказа - обогатить содержание творческого рассказа с помощью включения в повествование краткого описания персонажа, места действия, явлений природы.

Для успешного обучения детей особое внимание уделяется выбору текстов.

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, какие тексты нужно использовать на начальном этапе обучения?

СЛАЙД 9 (требования к текстам на первом этапе)

Вначале это должны быть тексты:

-небольшого объёма;

-с однотипными повторяющимися эпизодами;

-предложения простой конструкции;

-содержание не предполагает наличие специальных знаний, основано на бытовом уровне;

-несложное лексическое наполнение, не требующее предварительной подготовки;

-сопровождение рассказа наглядным материалом: схемами, моделями,  картинками, иллюстрациями.

По мере возрастания речевых возможностей детей и требования к подбору текстов усложняются:

СЛАЙД 10 (требования к текстам на втором этапе)

-увеличение объёма рассказа;

-усложнение содержания;

-наличие базовых знаний;

-усложнение конструкции предложений;

-включение в ход повествования элементов описания, диалогов;

-сопровождение рассказа наглядным материалом.

Как известно, любой педагог на занятиях по развитию связной речи сталкивается с такой проблемой, как  недостаточное количество времени для того, чтобы подготовить детей к пересказу или другим видам рассказывания.

Ведь педагог должен на одном занятии, время которого строго ограничено:

-познакомить детей с текстом либо с изображениями на картинках, либо со схемой описания предмета;

-полноценно побеседовать по содержанию с целью усвоения детьми смысла услышанного и увиденного;

-поработать над активизацией словаря и разного типа конструкций предложений;

-при этом мотивировать детей в начале занятия и дать возможность подвигаться и отдохнуть во время динамической паузы, что также занимает определённое время.

В результате на непосредственно рассказывание детьми остаётся мало времени, дети к концу занятия устают, внимание рассеивается, и рассказы получаются недостаточного качества, меньше детей имеют возможность рассказать рассказ.  Времени на то, чтобы проанализировать рассказы, не остаётся вообще.

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, какой выход можно предложить?

И здесь нам предлагает прекрасный способ решения проблемы Глухов В.П. и его методика обучения рассказыванию детей с ОНР. Он рекомендует обучение рассказыванию проводить на двух занятиях, а поскольку-цитируем: «Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп, то (и тут мы подходим к самому главному)

СЛАЙД 11 (таблица взаимосвязь)

            ВОСПИТАТЕЛЬ

           ЛОГОПЕД

Пересказ

Разбор текста (содержательный и языковой).

Пересказ

Рассказывание близко к тексту с использованием авторских слов.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (по сюжетной картине)

Рассматривание, составление предложений по картинкам, по сигнальным карточкам («описание», «диалог» и т.д.).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (по сюжетной картине)

Пересказ рассказа логопеда (на начальном этапе обучения), а затем самостоятельное составление рассказа.

Составление описательного рассказа

Рассматривание схем, моделей рассказа, составление предложений.

Составление описательного рассказа

Рассказывание с опорой на схему, модель.

на первом занятии чтение произведения, разбор текста (специальный разбор авторских средств выражения - «языковой» и «содержательный»), упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала проводит воспитатель, на втором занятии пересказ текста, проводит логопед. Аналогично проводится обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, либо составление описательного рассказа. На первом занятии воспитатель проводит последовательный разбор каждой картинки с выделением последовательности событий, уточнением причинно-следственных связей, на втором занятии с учителем-логопедом дети поочередно составляют рассказы по нескольким картинкам – фрагментам и по всей серии в целом.» (с.53)

Интервал между двумя занятиями не должен превышать один день, т.к.  дети с ослабленной памятью легко забывают материал.

То есть, при проведении всех занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе, где работа воспитателя по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий либо творческого рассказа по приведённой выше схеме не получается, т.к. логопед не может слышать варианты развития событий, поэтому оба занятия проводит логопед: и рассматривание картины, и составление рассказа по сюжетной картине.

Передаю слово моему коллеге Ольге Александровне, воспитателю группы, которая расскажет о том, как проводится предварительная работа.

Второе занятие по пересказу (с интервалом после первого не более одного дня) начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его повествованию.  Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. Это пересказ по опорным вопросам с опорой на наглядность, помощь в виде подсказки начала предложения или слова. Всё это применяется по ходу повествования. На более поздних этапах обучения для детей первой подгруппы помощь в виде подсказок, наводящих вопросов сокращается, но наглядность продолжает присутствовать, т.к. усложняется содержание текстов. Для детей второй подгруппы педагог продолжает использовать все виды помощи, в том числе наглядное сопровождение текстов в полном объёме с целью облегчения пересказа.

Т.к. одно и то же детям слушать довольно нудно и трудно, по ходу повествования рассказа одним ребёнком остальные дети совмещают два полезных дела: слушают рассказ и занимаются разными видами продуктивной деятельности. Увлекает детей выкладывание из природного или бросового материала картинок в соответствии с сюжетом рассказа, ниткопись.

СЛАЙД 12 (видеоролик пересказ «Про башмачки» САША).

Ребёнку с низким уровнем речевого развития требуется дополнительная помощь.

СЛАЙД 13 (видеоролик пересказ «Про башмачки» ЛИЗА).

Подключается так же приём инсценирования сказки или отдельных эпизодов. Так, в ходе работы по сказке «Про башмачки» детям было предложено придумать, кого ещё могли встретить башмачки, что и было проиграно в инсценировке.

СЛАЙД 14 (видеоролик встреча с бабушкой)

СЛАЙД 15 (видеоролик встреча с милиционером) 

Созданные детьми картинки из ниток, спичек или чечевицы используются педагогом для закрепления грамматических категорий.

СЛАЙД 16 (видеоролик «Ниткопись» ВЛАДА)

СЛАЙД 17 (видеоролик «Ниткопись» ДАНИЛ)

СЛАЙД 18  (видеоролик Я) 

Так же дети могут повторить фрагмент рассказа на основе своей работы, либо целый рассказ на основе всех картинок (часто уже после занятия).

Особенно нравится ребятам выкладывание спичками. Если дети затрудняются в изображении предмета, на доске прорисовывается контур, который поможет выложить картинку.

СЛАЙД 19 (видеоролик пересказ «Ромашка») 

С целью формирования навыков планирования развернутых высказываний применяется такой вид работы, когда рассказ одного ребенка иллюстрирует другой ребёнок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к последующей части рассказа.

СЛАЙД 20 (видеоролик пересказ «Гриб-боровик»)

В конце первого года обучения для детей первой подгруппы и на втором году обучения для детей второй подгруппы на занятия по пересказу включаются элементы творчества, когда ребятам предлагается придумать варианты развития событий, либо придумать продолжение рассказа, а также включить в ход повествования описание персонажа, погоды, предмета, ввести новые персонажи и придумать диалог действующих лиц в соответствии с предложенной педагогом сигнальной карточкой.

Успех коррекционного воздействия в группе компенсирующей направленности определяется строго продуманной системой тесного сотрудничества логопеда и воспитателя. Образовательно-воспитательные задачи, стоящие перед воспитателем, важны и тесно связаны с задачами учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в группе компенсирующей направленности

В нашем дошкольном учреждении осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей-логопатов. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят о...

Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (из опыта работы).

В данной статье представлен материал из опыта работы по взаимодействю учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на примере группы "Лучики"  МБ...

Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

        Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных н...