Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (из опыта работы).
статья по логопедии
В данной статье представлен материал из опыта работы по взаимодействю учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на примере группы "Лучики" МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №17
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vzaimodeystviya_uchitelya-logopeda_i_vospitateley_gruppy_dlya_detey_s_tnr.docx | 89.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия учителя-логопеда
с воспитателями группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
на примере группы «Лучики» МБДОУ д/с №17
г. Североморск
Одним из важнейших перспектив и направлений современного образования является обеспечение доступности и равных возможностей получения образования детьми с особыми образовательными потребностями. Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимым условием реализации данного направления является обучение и воспитание с учетом особых возможностей здоровья. Данным условиям соответствуют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Сложно не заметить, что год от года количество детей с различными нарушениями речи возрастает. Эти дети входят в группу риска по неуспеваемости, могут иметь сложности усвоения программы обучения как в дошкольном, так и в школьном возрасте, хотя и не имеют отклонений в интеллектуальном развитии, серьезных нарушений слуха или зрения. Для успешного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, их воспитания, социализации в целом, необходимо использование специальных методов, технологий, форм работы, взаимодействия всех педагогов, принимающих участие в работе с данной категорией детей.
Все нарушения речи, даже такие, на первый взгляд, незначительные, как нарушение звукопроизношения, необходимо устранять вовремя, до поступления ребенка в школу, т.к. правильная, грамотная речь - залог успешного обучения ребенка.
Так же проблемы с речью могут создавать трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем приводить к определенным изменениям в личности на пути развития «Ребенок – Подросток – Взрослый», когда комплексы могут помешать человеку учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Эффективность применяемых методов и приемов коррекции речи во многом определяют успешность этой работы. Взаимосвязь педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, преемственность в их работе являются залогом преодоления имеющихся у детей дефектов развития речи. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
В системе планирования в нашем МБДОУ комбинированного вида выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме.
По сложившейся системе, в группу компенсирующей направленности зачисляются дети старшего дошкольного возраста с заключениями ОНР (I, II уровень речевого развития), часто с сопутствующей дизартрией (70-80 % от количества воспитанников группы), сроком на 2 года обучения.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами проведенного обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип взаимосвязи диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, детьми и их законными представителями.
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
Для удобства организации взаимодействия нами были разработаны:
- Перспективный тематический план.
- Дневник взаимосвязи с воспитателями группы компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
- Тетрадь контроля выполнения рекомендаций логопеда
- Таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности.
Образцы документов представлены в Приложении.
Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми нарушениями с учетом:
- структуры нарушения;
- реализации индивидуально-личностного подхода;
- закрепления знаний, умений и навыков, приобретенных во время проведения непосредственно-образовательной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
- формирование фонематического слуха, восприятия;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- преодоление нарушений слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- обучение грамоте, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Для реализации вышеперечисленных задач необходима четкая скоординированность работы учителя-логопеда и воспитателей.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
- диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
- развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления
- постановку и автоматизацию поставленных звуков
- развитие фонематического слуха
- усвоение норм лексико-грамматических категорий
- обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
- формирование речевого дыхания
- коррекцию нарушений слоговой структуры
- развитие просодической стороны речи
- профилактику нарушений письма и чтения
- совершенствование общей и мелкой моторики
Задачи, над которыми работают воспитатели:
- постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
- закрепление произношения поставленных логопедом звуков во время занятий и в свободной деятельности
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы
- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале
- формирование связной речи
- закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза
Взаимодействие между специалистами МБДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.
Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда.
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, индивидуально-подгрупповые занятия во второй половине дня по автоматизации звуков, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Дневник взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания раз в неделю, заполняется воспитателями ежедневно. Тетрадь контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда тоже.
Еженедельные задания логопеда в дневнике взаимосвязи с воспитателями включают в себя следующие разделы:
- отрабатываемый в рамках лексической темы предметный, глагольный словарь, словарь признаков и наречий;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- игры на развитие лексико – грамматических категорий;
- упражнения по формированию связной речи;
- задания по обучению грамоте, формированию звуко-буквенного анализа;
- индивидуальная работа.
Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуально-подгрупповой форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.
В тетради контроля выполнения рекомендация логопеда воспитатель ежедневно по утрам вносит информацию в виде кратких пометок о том, как ребенок справился с заданиями логопеда на следующий день после проведенного занятия.
Таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности размещается на видном месте в учебной комнате и дает воспитателям информацию о том, какие звуки у какого ребенка группы поставлены и требуют закрепления.
Только тесная взаимосвязь и слаженность работы учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Литература:
- Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 – 64 с.
- Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 – 64 с.
- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в старшей группе. Изд.: ГНОМ, 2014. – 88 с.
- Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ. –Изд.: Детство-Пресс, 2014.-96 с.
- Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Изд: Каро, 2009.- 256 с.
- Кузнецова Я. В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. Изд.: ФЕНИКС, 2005. – 158 с.
Приложение №1
Дневник
взаимосвязи учителя-логопеда
с воспитателями
подготовительной группы
компенсирующей направленности
«____________»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №__
(вид образовательного учреждения)
группа «_______» компенсирующая (номер группы или название) (профиль группы)
Логопед
___________________________
(Ф.И.О.)
Воспитатели
__________________________
(Ф.И.О)
__________________________
(Ф.И.О)
201_/201_ учебный год
Содержание
- Список группы………………………………………………….…
- Тематическое планирование……………………………..………..
- Задания учителя-логопеда воспитателям на 2 половину дня…….
Список группы
№ | Фамилия, Имя ребенка | Дата рождения | Заключение на начало уч.г. |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 |
Тематическое планирование
Месяц | Неделя | Подготовительная группа |
сентябрь | Диагностика | |
Диагностика | ||
октябрь | ||
ноябрь | ||
декабрь | ||
январь | Каникулы | |
февраль | ||
| ||
март |
| |
| ||
апрель | ||
| ||
май | ||
Задания логопеда воспитателям на II половину дня
Дата, день недели | Подгрупповая работа | Индивидуальная работа | + - |
Понедельник | |||
Вторник | |||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница | |||
Примечание |
АПРЕЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ | ТЕМА: «НАШ ГОРОД» | |||
Словарь: Предметный: Североморск, город, улица, сквер, достопримечательность, североморец, трап, мост, тротуар, адрес, детский сад, школа, двор. Глагольный: смотреть, любоваться, посещать, жить, любить, ездить, работать, изучать, осваивать, строить. Признаков: красивый, чистый, ухоженный, просторный. | ||||
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики | ||||
Словно улей, наша улица с утра, руки перед собой И летит пчелиным роем детвора, махи ладонями Скачет мяч, взлетает с крыши вертолет – повороты Наша улица от нас не отстает: по тексту То на солнышке с ребятами лежит, То на речку за околицу бежит. | Движения по тексту. Мы городу шагаем, Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья и кусты. | |||
Развитие артикуляционной моторики | ||||
Жевание груши под счет 20-30-40 | Грушу жуют одновременно с сжиманием – разжиманием кулаков под счет 20-20-30. | |||
Артикуляционные упражнения | См. индивидуальную тетрадь ребенка | |||
Развитие лексико-грамматического строя речи | ||||
Скажи ласково Один — много Скажи со словом ещё Сосчитай до шести Скажи наоборот Скажи со словом городской | Улица - улочка. Сквер - скверик. Тротуар - тротуарчик. Двор - дворик. Мост - мостик. Город - городок | |||
Североморец – североморцы – много североморцев. Тротуар, улица, сквер, мост, адрес, достопримечательность. | ||||
Красивый — ещё красивее. Чистый — еще чище. Ухоженный — ещё ухоженнее. Просторный — ещё просторнее. | ||||
Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц, шесть улиц. Сквер, дом, квартира, парк, храм, магазин. | ||||
Этот город большой, а этот ... (маленький). Этот дом высокий, а этот ... (низкий). Эта улица широкая, а эта ... (узкая). Эта школа близкая, а эта ... (далёкая). Этот маршрут простой, а этот ... (сложный). | ||||
Улица, сквер, дом, квартира, парк, храм, магазин. | ||||
Развитие связной речи | ||||
| ||||
Развитие фонетико-фонематических процессов | ||||
- Игра «Хлопаем - топаем» Дети хлопают на звук П, топают на звук Пь. | ||||
- Цуканова, Бетц стр. 56-59 № 5, 7, 10. |
Приложение №2
КОНТРОЛЬ ЗА ЗВУКАМИ
(НА ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
№№ | ФИО ребенка | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 | Иванов Иван |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в группе компенсирующей направленности
В нашем дошкольном учреждении осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей-логопатов. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят о...
«Развитие самостоятельной фразовой речи и речевого общения у дошкольников посредством реализации педагогических технологий при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
При эффективном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей у детей успешно формируются разные виды речи: повествовательная, описательная, рассудительно-доказательная, развиваются коммуникати...
Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...
Индивидуально-подгрупповое планирование работы учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Речевой материал подобран с учетом лексической темы...
Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных н...