Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утверждение. Пособие составлено следующим образом: в течение одной недели отрабатывается определённая лексическая тема в разных видах деятельности. Это развитие речи, чтение художественной литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность и художественное развитие. Пособие постоянно пополняется различными находками и носит вариативный характер. Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnoe_planirovanie_vospitatelya_i_uchitelya.docx68.76 КБ

Предварительный просмотр:

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности

Тема недели

Чтение художественной литературы

Изобразительная деятельность и художественное развитие

Экскурсии, наблюдения, беседы. Дидактические, сюжетно-ролевые игры

1.

Детский сад

Чтение с обсуждением: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О.Панку-Яшь «Не только в детском саду».

- объяснить детям, для чего они ходят в детский сад;

- познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками;

- напомнить о правилах поведения в детском саду.

2.

Игрушки

Чтение художественных текстов: А.Барто «Игрушки», С.Маршак «Мяч», Е.Серова «Нехорошая история».

- лепка на тему «Моя любимая игрушка».

- беседа о бережном отношении к игрушкам.

3.

Осень

Чтение стихотворений об осени Ф.Тютчева, А.Толстого, П.Плещеева «Осень наступила…», А.Пушкина., М.Волошина «Осенью», М.Пришвина «Листопад», «Осинкам холодно».

- игра «Подбери предмет к признакам»

4.

Овощи

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

- аппликация «Корзина с овощами»;

- лепка овощей из пластилина.

- рассматривание овощей и картины «Натюрморт»;

- игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).

5.

Фрукты

Чтение художественных текстов: Л.Толстой «Косточка», Я.Тайц «По ягоды», Е.Пермяк «Смородинка»

- лепка «Фрукты на блюде»;

- аппликация «Корзина с фруктами».

- загадки о фруктах.

6.

Урожай

Чтение сказки Дж.Родари «Чипполино», «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.

- декоративное рисование; «Жостовская роспись».

- составление описательных рассказов об овощах и фруктах;

- дидактическая игра «В магазине овощей и фруктов».

7.

Грибы. Ягоды

Чтение художественных текстов: С.Есенин «Берёза», М.Пришвин «Осинкам холодно», В.Катаев «Грибы», В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Я.Тайц «По ягоды», Е.Пермяк «Смородинка». Пересказ-инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом».

- лепка «Ягоды в корзинке»;

- рисование – «Осенний лес».

8.

Перелётные птицы

Чтение художественных текстов: А.Плещеев «Дети и птичка», А.Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л.Толстой «Птичка». Украинская сказка «Хроменькая уточка» с обсуждением прочитанного.

Чтение сказки «Лягушка-путешественница».

- рисование иллюстраций к сказке «Лягушка-путешественница»

9.

Одежда

Чтение с обсуждением: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди», Г.Снегирёв «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка».

- роспись варежки, фартука, сарафана;

- аппликация – «Коврик» (из кусочков ткани).

10.

Одежда. Обувь. Головные уборы

Чтение с обсуждением: Ш.Перро «Кот в сапогах». Л.Воронкова «Маша-растеряша». Е.Благинина «Научу обуваться братца», Саша Чёрный «На коньках». Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

- роспись – «Сапожок»;

- рисование – иллюстрации к сказке «Кот в сапогах».

11.

Ателье

Чтение с последующим обсуждением: Б.Заходер «Портниха».

- аппликация – «Коврик» (из кусочков ткани).

- экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей;

- сюжетно-ролевая игра «Ателье».

12.

Зима

Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К.Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М.Карема «Снеговик» (в пер. В.Берестова).

- рисование – «Снег идёт» (на голубом фоне);

- аппликация – «Зима»;

- ручной труд – «Снежинка».

13.

Мебель

Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Три медведя».

- сходить на экскурсию в мебельный магазин;

- рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, планяной, шкаф для посуды).

14.

Семья

Чтение с последующим обсуждением: Т.Александрова «Зверик», И.Косяков «Всё она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

- рисование – «Я и моя семья».

15.

Новый год

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С.Маршак «Двенадцать месяцев», З.Александрова «Дед Мороз», К.Чуковский «Ёлка», Я.Тайц «Поезд». Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

- коллективная аппликация – «Здравствуй, Новый год»;

- изготовление ёлочных украшений.

16.

Зимующие птицы

Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы под снегом», Г.Скребицкий «На лесной полянке».

- аппликация – «Снегири на ветках»;

- лепка – «Птицы на кормушках».

- наблюдение за птицами на территории детского сада.

17.

Дикие животные

Чтение художественных текстов: Л.Толстой «Белка и волк», И.Соколов-Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты».

- лепка диких животных;

- аппликация – «Лесная полянка зимой».

18.

Почта

Чтение художественных текстов: С.Маршак «Почта».

- конструирование и ручной труд – «Конверт из бумаги»;

- аппликация – «Поздравительная открытка».

- экскурсия на почту;

- рассматривание иллюстраций к произведению С.Маршака «Почта».

19.

Транспорт

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Б.Житков «Железная дорога», С.Сахарнов «Самый лучший пароход». М.Ильин «Как ребята переходили улицу», В.Шульжик «Автобус без кондуктора». «Кто самый быстрый».

- конструирование из крупного констуктора – «Мост», «Модель перекрёстка»;

- раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору детей.

20.

Комнатные растения

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».

- рисование – «Комнатное растение» по выбору детей.

- рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения;

- объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения; как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев. Опрыскивать растения.

21.

Защитники Отечества

Чтение с последующим обсуждением: С.Алексеев «Первая колонна», А.Митяев «Мешок овсянки», Е.Благинина «Шинель» (выучить наизусть).

- изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек.

22.

Дикие животные и их детёныши

Чтение с последующим обсуждением: В.Берестов «Гололедица», Л.Воронкова «Снег идёт», русская народная сказка «Снегурочка». Г.Снегирёв «Отважный пингвинёнок».

- вырезание снежинок из бумаги, рисование.

23.

Мамин день

Чтение с анализом: Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Е.Благигина «Посидим в тишине», А.Крестинский, Н.Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка».

- нарисовать портрет мамы и принести её фотографию;

- изготовление поздравительной открытки для мамы.

24.

Профессии

Чтение с последующим обсуждением: В.Маяковский «Кем быть», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла», С.Маршак «Пожар».

- экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, в массажный кабинет и т.д.

25.

Наша пища

Чтение с последующим обсуждением: В.Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С.Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши», », Ю.Ермолаев «Два пирожных».

- лепка «Бублики, пирожки, булочки»;

- рисование «Пир на весь мир»;

- лепка «Конфеты для мамы», «Ароматные калачи»;

- аппликация «Праздничный пирог».

- экскурсия в продовольственный магазин;

- сюжетно-ролевая игра «Магазин»;

- беседа по темам «Для чего нужны продукты питания?», «Из чего они сделаны?», «Что из них можно приготовить?», «Где их продают?», «Где хранят продукты питания?»

26.

Откуда хлеб пришёл?

Чтение с последующим обсуждением: В.Крупин «Отцовское поле», Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», В.Пальчинскайте «Хлеб», Л.Кон «Пшеница», «Рожь» (из «Книги о растениях»), русские народные сказки «Колосок», «Гуси-лебеди».

Пословицы и поговорки о хлебе. Фольклор.

- рисование красками «Хлебное поле»;

- аппликация – «Комбайн», «Колосок»;

- лепка – «Бублики, булочки, батон»;

- ручной труд – колоски из бумаги, хлебобулочные изделия из ваты;

- экскурсия в хлебный магазин;

- знакомство с картиной И.А.Шишкина «Рожь», Т.Яблонской «Хлеб».

27.

Посуда

Чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К.Ушинского), А.Кушнер «Кто разбил большую вазу».

- лепка – «Кувшин», «Чайный сервиз».

28.

Дом. Моя улица

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: К.Мурзалиев «Твой дом», английская сказка «Три поросёнка» (в обработке С.Михалкова).

- рисование – «Мой дом», «Моя улица».

- выучить с детьми домашний адрес.

29.

Домашние животные

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?», А.Шибаев «Кто кем становится», К.Чуковский «Путаница», В.Осеева «Кто хозяин?». Пересказ рассказа Л.Толстого «Котёнок».

- рисование – «Мой домашний питомец».

- поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними.

30.

Моя страна

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Н.Забила «Наша Родина», Н.Рубцов «Привет, Россия», П.Воронько «Лучше нет родного края», Н.Тихонов «Кремль», А.Прокофьев «Нет на свете Родины красивей…» (выучить наизусть).

- коллективная аппликация – «Мой родной город».

31.

Тело человека

Чтение с последующим обсуждением: Саша Чёрный «Про Катюшу», Э.Шим «Не смей», Я.Аким «Жадина», Л. Толстой «Два товарища», О.Дриз «Мы мужчины», Л.Толстой «Старый дед и внучек».

- рисование – «Автопортрет».

32.

Насекомые

Чтение с последующим обсуждением: К.Бальмонт «Комарики-макарики», Л.Мадзалевский «Мотылёк», Э.Мошковская «Кузнечик», А.Плещеев «Мой садик».

- аппликация – «Бабочка».

- наблюдение за насекомыми на территории детского сада.

33.

Лето

Чтение с последующим обсуждением: В.Берестов «Весёлое лето», К.Ушинский «Ветер и солнце», Г.Виеру «У моря», Я.Аким «Лето».

- рисование – «Я рисую лето»;

- аппликация – «Цветочная клумба».

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексического строя речи в подготовительной  группе компенсирующей направленности

Тема недели

Экскурсии, наблюдения, беседы. Художественная литература, сказки

Обогащение словаря и закрепление лексико-грамматических категорий

Дидактические, сюжетно-ролевые игры

Изобразительная деятельность и художественное развитие

1.

Осень

Чтение стихотворений об осени Ф.И.Тютчева «Есть в осенипервоначальной…», А.К.Толстого, П.М.Плещеева «Осень наступила», А.С.Пушкина «Унылая пора…», «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкий «Осень».

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».

Предметный словарь: названия осенних месяцев, листопад, тучи, дождь, туман, сырость, ненастье, озимь, погода, заморозки, слякоть.

Глагольный словарь: падают, осыпаются, летят, шуршат, желтеют, шелестят, прощаются, хмурится, убирают.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, ненастная, пасмурная.

Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее)

«Чей лист? Ветка?»

«4-й лишний»

«Узнай дерево по листу, плоду»

«Один-много».

Р: «Осенний лист», «Ветка осеннего клёна», «Ветка калины (рябины), «Золотая осень» (рисование тампоном)

А: «Букет из осенних листьев», «Осенний ковёр» (растительный орнамент)

Р.т. «Поделки из природного материала».

2.

Лес. Деревья

Чтение художественных текстов: Л.Н.Толстой «Дуб и орешник», А.С.Пушкин «Унылая пора…», А.К.Толстой «Осень! Осыпается весь наш бедный сад…», «Как коза избушку строила»

Экскурсия в парк, принести осенние листочки и веточки.

Предметный словарь: названия деревьев, ствол, крона, лист, ветви, кора, корни, хвоя, тайга, бор, дубрава, роща.

Глагольный словарь: сажать, растить, поливать, пилить, рубить, строить.

Словарь признаков: хвойный, лиственный, смешанный, относительные прилагательные (лист клёна-кленовый).

Игра «Много-нет» (родительный падеж множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина)

«4-й лишний»

«Куст-дерево»

«1-2-5-9»

«Запомни, повтори»

«Какой лист, какая ветка?»

«Узнай дерево по листку»

«Что где растёт?».

Декоративное Р: «Орнамент их осенних листьев»

А: «Букет из осенних листьев»,

Р.т. «Поделки из природного и бросового материала».

3.

Овощи

Чтение рассказов Н.Н.Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Крошечка-Хаврошечка», Ю.Тувим «Овощи», загадки об овощах.

Экскурсия в овощной магазин.

Предметный словарь: урожай названия овощей, огород, грядки, садовод.

Словарь признаков: цвета (оттенки), формы, вкус.

Игра «Кто быстрее соберёт овощи в корзинку»

«Отгадай на ощупь»\«Чудесный мешочек»

«Овощной магазин»

«4-й лишний»

«В саду или в огороде»

«Определи на вкус»

«Отгадай по описанию»

«Что где растёт?»

«1-2-5-9» (тыква, помидор…).

Л: «Овощи на блюде»

А: «Корзина с овощами»

Рисование с натуры «Огурец», «Спелый помидор».

4.

Фрукты

Чтение рассказов Б.С.Житкова «Баштан», «Сад», Л.Н.Толстой «Косточка», загадки о фруктах.

Экскурсия в отдел фруктов.

Предметный словарь: урожай, названия фруктов, грядки, сад, экзотические фрукты, садовод.

Словарь признаков: цвета (оттенки), формы, вкус.

Игра «Определи на вкус»

«Отгадай по описанию»

«Кто быстрее соберёт фрукты в вазу»

«4-й лишний»

«В саду или в огороде»

«Что где растёт?»

«Отгадай на ощупь»\«Чудесный мешочек»

«Магазин»

«1-2-5-9» (банан, лимон…).

Л: «Фрукты на блюде»

А: «Ваза с фруктами»

Рисование с натуры «Арбуз», «Спелое яблоко».

5.

Насекомые

Рассматривание картинок, иллюстраций

Чтение художественных текстов Л.М.Квитко «Жучок», В.В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей», В.А.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук», эстонская сказка «Три бабочки», М.Михайлов «Лесные хоромы»

Наблюдение за насекомыми.

Предметный словарь: бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, божья коровка, крылышки, голова, брюшко, хоботок, лапки, спинка,  подкрылья, личинка, яйцо, куколка, полёт, жужжание.

Глагольный словарь: летать, порхать, жужжать, пищать, повреждать, собирать, вредить, поедать, откладывать, ловить, приносить, ползать.

Словарь признаков: красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, вредные, полезные, опасные.

Игра «Узнай по описанию»

«Телефон»

«Кто где живёт?»

«Кто как передвигается?»

«Запомни, повтори»

«4-й лишний»

«Подбери признак»

«Подбери действие».

Р: иллюстрация к сказке В.Бианки «Приключение муравьишки», «Стрекоза» (кляксография)

А: «Бабочка»

Л: «Насекомые» (из пластилина, природного и бросового материала)

Р.т.: изготовление книжки иллюстраций к сказке «Приключение муравьишки».

6.

Перелётные птицы

Беседа о перелётных птицах.

Рассматривание иллюстрации перелётных птиц.

Чтение художественных текстов Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», И.Соколов-Микитов «Улетают журавли», Е.Чарушин «Журавль», Г.Снегирёв «Ласточка», В.Бианки «Лесные домишки», А.Майков «Ласточка», Г.-Х.Андерсен «Серая шейка», русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Загадки о птицах.

Предметный словарь: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки, жаворонок, гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке.

Глагольный словарь: летать, улетать, прилетать, ходить, курлыкать, гоготать, кружить, махать.

Словарь признаков: быстрые проворные, перелётные, утиная, голосистые, гусиная, быстрокрылые, дикие, дружные, заботливые, журавлиная, лебединая.

Игра «Узнай по описанию»

«Кто как кричит?»

«Улетают-не улетают»

«Что за птица?»

«Подбери признак»

«Подбери действие»

Подвижные игры:

«Перелёт птиц»

«Лягушка и цапля»

Настольно-печатная игра

«Парочки».

Р. «Лебеди на голубом фоне», иллюстрации к сказкам

Л: «Утка с утятами»

А: «Лягушка-путешественница» (на фоне озера)

Р.т.: «Птицы» (из бумаги, семян, листьев)

Оригами: «Лебедь»

Опыт: «Как летает пёрышко».

7.

Грибы. Ягоды

Чтение и беседа по произведениям Я.Тайца «По грибы», «Про ягоды», С.Т.Аксакова «Грибы», В.Катаева «Грибы», В.Сутеева «Под грибом», русской народной сказки «Война грибов».

Загадки о грибах и ягодах.

Предметный словарь: названия ягод, белый гриб, поганка, подберёзовик, лисички, подосиновик, рыжики, шампиньоны, опята, маслята, грузди, мухомор.

Словарь признаков: грибной, ягодный, лесные, солёные жареные, маринованные, сладкие, сочные.

Глагольный словарь: что делаем с грибами и ягодами (ищем, срезаем, собираем, чистим варим, сушим, жарим, солим, маринуем).

Игра «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

«Соберём грибы в корзину»

«4-й лишний»

«Съедобный-несъедобный»

«Запомни, положи».

А: «Ягоды на лесной поляне»

Р: «Дары осени»

Л: Грибы в лукошке»

Р.т.: «Грибная полянка» (из природного материала).

8.

Домашние животные и их детёныши

Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н.Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки»  и «Лев и собачка», Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», русская\ народная сказка «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза».

Рассматривание животных на иллюстрациях, предметных картинок.

Рассказы детей о своих домашних питомцах.

Загадки о животных.

Предметный словарь: названия животных и их детёнышей; стадо, пастух, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, сено, трава, луг, овёс, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко.

Глагольный словарь: пасутся, щиплют, жуют, ржёт, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, лягает, царапается.

Словарь признаков: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая…

Игра «Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто?»

«Много-нет»

«Кто в домике живёт?».

Р: «Домашние животные»

А+Р: «Кошка»

Л: «Барашек» (пластилиновый рельеф).

9.

Дикие животные и их детёныши

Чтение художественных текстов М.М.Пришвин «Ёж», русских народных сказок в обработке Л.Н.Толстого «Маша и медведь», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Старик и медведь», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Листопадничек», Е.Чарушин «Медвежонок», «Волчишко», басни  И.А.Крылова.

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных.

Предметный словарь: звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, ёж, барсук, енот, лось, олень, зубр, рысь, соболь, куница, норка, выдра, бобр. Тюлень, морж, котик, нерпа, песец, кит, дельфин, белый медведь, пингвин.

Берлога, нора, дупло.

Глагольный словарь: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотится, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться.

Словарь признаков: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный.

Игра «Чей домик?»

«У кого кто? (детёныши)»

«Отгадай по описанию»

«Много-нет»

«Кто в домике живёт?»

«Кто в лесу живёт?»

«Чья шуба теплее?»

«Поезд для зверей»

«Кому что нужно? (кто чем питается)»

«Большой-маленький»

Р: иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка»

«Белочка»

А: из природного материала «Медведица с медвежатами»

Л: на сюжет сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца»

Р.т: «Цирк зверей» из природного материала.

10.

Обувь. Одежда. Головные уборы

Чтение с обсуждением: Г.Х.Андерсен «Новый наряд короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»,  «Золушка», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Экскурсия в ателье, магазин одежды.

Знакомство с разнообразными видами тканей и материалов, с профессиями людей.

Экскурсия в обувной магазин.

Знакомство с материалами для обуви и головных уборов, с профессиями людей.

Предметный словарь: названия верхней одежды, нижнего белья, летней, зимней. Демисезонной одежды, детской, взрослой; названия обуви, головных уборов. Профессии: ткачиха, портной, закройщик, швея, модельер, обувщик, сапожник. Ткани и материалы для одежды, обуви, головных уборов: шёлк, ситец, драп, лён, фетр, кожа, мех, замша…

Детали одежды: капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля.

Глагольный словарь: надевать (что?), одевать (кого?), шить, стирать, кроить, чинить, зашивать, гладить, мыть, шить, ремонтировать, чистить, обувать, зашнуровывать. Классификация одежды.

Словарь признаков: ситцевый, льняной, полотняный, шёлковый, шерстяной, кожаные, фетровая, шерстяная, меховая, спортивная, сменная, зимняя, демисезонная…

Игра «Что из чего – какое?»

«Ателье»

«Эхо»

«Подбери предмет к признаку»

«Кто что делает?»

«Кто это?»

«4-й лишний»

«Отгадай на ощупь»

Р: роспись варежки, фартука, сарафана

А: «Коврик» (из кусочков ткани».

11.

Зима. Зимние забавы

Чтение с обсуждением: И.С.Никитин «Встреча зимы», Е.Ф.Трутнева «Первый снег», Г.А.Скребицкий «Зима», А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», В.Сутеев «Новогодняя ёлка», С.Я.Маршак «12 месяцев», Н.А.Некрасов «Мороз-воевода», русские народные сказки «Снегурушка», «В гостях у дедушки Мороза».

Предметный словарь: названия зимних месяцев. Снег, мороз, иней, гололедица, узоры, снежинки, снеговик, лыжи, коньки, снежки, метель, снегопад, заносы, буря, вьюга, буран, стужа, лёд, холод.

Глагольный словарь: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, засыпает, воет, лепят, катаются, скользят, скатываются, чистят, сгребают, скрипит, сверкают, ложится, трещит.

Словарь признаков: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, хрустящий, мокрый, сверкающий, чистый…

Игра «Подбери родственные слова» (снег, снежок, снежки, снеговик, снегопад, снежный, Снегурочка, подснежник)

«Подбери предмет к признаку» (зимний, зимняя, зимнее)

«Магазин ёлочных игрушек»

А: «Снегурочка», «Ёлочка-красавица»

Р: «Здравствуй, гостья зима!», «Снег идёт» (на голубом фоне), «Снежинка» (свечой)

Р.т. «Снежинки из бумаги».

12.

Зимующие птицы

Чтение рассказов: М.Горький «Воробьишко», И.С.Соколов-Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы под снегом», Г.Скребицкий «На лесной полянке». Пересказ рассказа Г.Скребицкого, В.Чаплиной «Появились синички».

Повторение стихов о зиме.

Экскурсия в парк.

Рассматривание картины А.Пластова «Первый снег», П.Кузнецова «Иней».

Наблюдение за птицами.

Подкормка птиц.

Предметный словарь: названия зимующих птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, галка, сова, филин, рябчик, глухарь, куропатка, синица, снегирь, дятел, зимородок, клёст)

Глагольный словарь: летать, зимовать, кормить, клевать, чирикать.

Игры «Улетают – не улетают»

«Кто как зимует?»

«Телефон (зимующие птицы)»

«4-й лишний»

«Узнай по описанию»

«Назови признаки»

«Назови действия»

«Украсим ёлку к празднику»

Р: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птицах

А: «Снегири (синицы) на ветках»

Л: «Птицы на кормушке»

Оригами: «Голуби»

Р.т: изготовление кормушек из подручного материала

«Мастерская Деда Мороза» (изготовление совместно с родителями ёлочных украшений).

13.

Мебель. Части мебели

Чтение отрывка из стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках), русская народная сказка «Три медведя».

Составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

Экскурсия в мебельный магазин.

Беседа о профессиях: лесоруб, столяр, пильщик, краснодеревщик, сборщик.

Беседа о видах мебели, назначении.

Предметный словарь: классификация мебели (детская, спальная, школьная, кухонная). Профессии (лесоруб, пильщик, столяр, полировщик, сборщик). Ножка, крышка, подлокотник, спинка, дверца, сиденье, кресло, диван, кровать, шкаф, комод, шифоньер, тумбочка, стол, стул, табуретка, стеллаж.

Глагольный словарь: пилить, строгать, полировать, собирать, мастерить, чинить, вытирать, расставлять.

Словарь признаков: мягкий, удобный, красивый, кожаный, вместительный, полированный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, жёсткий, комфортный, обеденный, письменный, двуспальная, односпальная, раскладной.

Игра «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб)

«Мастер» (образование прилагательных от существительных)

«Обставим спальню, гостиную, кухню»

«Узнай по контуру»

«1-2-5-9»

«Чей, чья, чьё?»

Игры со строительным материалом.

Пальчиковые игры.

Р: «Моя красивая комната»

А: «Мой стул»

Л: «Сделай сам»

Р.т: «Мебель для кукол» (из бумаги и бросового материала).

14.

Посуда

Чтение и обсуждение художественных текстов: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», братья Гримм «Горшок каши», А.Гайдар «Голубая чашка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Экскурсия в посудо-хозяйственный магазин, на кухню. Рассматривание посуды, определение назначения и классификация (столовая, чайная, кухонная).

Знакомство с материалом, из которого изготовлена посуда.

Предметный словарь: названия кухонной посуды (кастрюля, сковорода, чайник …), столовой (тарелка, миска), чайной (блюдце, чашка), столовых приборов, ведро, бак, дуршлаг, ковш, поварёшка, сито, таз, самовар, фляга, противень, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, маслёнка, солонка, перечница, соусник, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз.

Глагольный словарь: мыть, чистить, расставлять, наливать, сервировать…

Словарь признаков: по классификации, по материалу, по объёму.

Игра «Назови правильно» (классификация посуды – кухонная, столовая, чайная и т.д.)

«Эхо»

«Что из чего – какое?»

«Подбери предмет к признаку»

«Что изменилось?»

«1-2-5-9»

«Много-нет»

«Сервируем стол к обеду»

«4-й лишний»

«Посудо-хозяйственный магазин»

Р: «Горшок каши» (иллюстрация к сказке)

Л: «Кувшин», «Чайный сервиз»

А: «Чайный сервиз» (на голубом фоне росписью в стиле «Гжель»)

К: изготовление из бумаги и бросового материала посуды для сюжетно-ролевых игр.

15.

Комнатные растения

- рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения;

- объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения; как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев. Опрыскивать растения.

- рисование – «Комнатное растение» по выбору детей.

16.

Животные жарких стран. Зоопарк

Чтение рассказов: Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра», Д.Р.Киплинг из «Книги джунглей», К.Чуковский «Айболит», басни И.А.Крылова, Д.Нейер «Жизнь в джунглях».

Загадки о животных.

Посещение зоопарка (с родителями).

Рассматривание картин, иллюстраций с изображение животных жарких стран.

Предметный словарь: лев, тигр, антилопа, жираф, шакал, леопард, гепард, кенгуру, слон, пантера, обезьяна, буйвол, ягуар, верблюд, крокодил, зебра, детёныши животных. Пустыня, джунгли, степь.

Глагольный словарь: подкрадываться, охотиться, рычать, скакать, добывать.

Словарь признаков: красивый, быстроногий, огромный, полосатый, длинношеее, гибкий.

Игра «Назови ласково»

«Сосчитай»

«Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто?» (детёныши)

«Много-нет»

«Поезд для зверей»

«Кому что нужно?» (кто чем питается)

«Большой-маленький»

«Зоологическое лото»

«Кто где живёт?»

«Птицы и звери»

«Весёлые зверята»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

«Узнай, какой ты зверь»

А: «Павлин», «Попугай на пальме»

Р.т: из природного материала «Ослик»

Л: «Черепаха»

Р: «Жизнь в джунглях» (нетрадиционная техника).

17.

Семья

Чтение художественных текстов: В.А.Осеева «Просто старушка», П.Н.Воронько «Мальчик, помогай», А.Барто «Вовка – добрая душа», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».

Рассматривание картины сюжетной картины или серии сюжетных картин «Семья» и беседа по ней.

Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

Предметный словарь: мама, папа, муж, жена, отец, мать, женщина, мужчина, мальчик, девочка, юноша, девушка, юноша, девушка, старик, старуха, дедушка, бабушка, внучка, внук, сын, дочь, тётя, дядя, племянник, племянница, двоюродный (ая), сестра (брат), подросток.

Глагольный словарь: дружить, ухаживать, растить, расти, любить, уважать, помогать, играть, убираться, кормить, стирать, гулять, дарить, взрослеть, стареть, праздновать.

Словарь признаков: добрая, нежная, милая, заботливая, ласковая, сильный, мужественный, строгий, старший, старый, младший, маленький, молодой, пожилой.

Игра «4-й лишний»

 «Чья, чей, чьё?» (образование притяжательных прилагательных)

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Пальчиковые игрв.

Р: портрет «Я с папой»

Л: «Я и моя семья»

А: «Казанское полотенце».

18.

Инструменты

Чтение и обсуждение художественных текстов: А.А.Шибаев «Лучше дела не найти», Б.В.Заходер «Слесарь», Г.А.Ладонщиков «Самокат».

Рассматривание картинок с изображением инструментов.

Беседа о видах инструментов и орудий труда.

Разговор о технике безопасности при работе с разными инструментами.

Предметный словарь: названия инструментов: ножницы, грабли, лопата, вилы, молоток, топор, колун, тяпка, дрель, шило, метла, пила, кисть, клещи, отвёртка, пассатижи, рубанок, указка, шприц, скальпель, карандаш…

Глагольный словарь: шить, прибивать, стричь, рисовать, копать, рубить, сверлить, строгать, подметать, убирать.

Словарь признаков: плотницкие, малярные, хирургические, столярные, парикмахерские.

Игра «4-й лишний»

«Назови инструмент»

«Кому какое орудие труда, инструмент?»

«Что не так?».

А: из ниток (передача формы, цвета, объёма с помощью аппликации)

Л: «Инструменты, орудия труда»

Р: «Мастерская».

19.

Морские, речные и аквариумные обитатели

Чтение художественных текстов: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Н.Носов «Карасик», русские народные сказки «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк», Е.Пермяк «Первая рыбка», Г.-Х.Андерсен «Русалочка».

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Классификация видов рыб: морские, пресноводные, аквариумные. Строение рыбы: голова, туловище, хвост, жабры, плавники.

Игра «Чей плавник, чьи жабры?»

«Сосчитай рыбок»

«4-й лишний»

«Зоологическое лото»

«Умный телефон»

«Кто где живёт?».

Р: «Сказка о рыбаке и рыбке» (иллюстрация к сказке)

А: «Подводное царство» по сказке Г.-Х.Андерсена «Русалочка» или по русской народной сказке «По щучьему велению»

Л: «Лисичка сестричка и серый волк»

Р.т: «Аквариум» из природного и бросового материала.

20.

Защитники Отечества

Чтение художественных текстов: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», А.В.Митяев «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному,  Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Чтение былин.

Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».

Рассматривание иллюстраций батальных сцен, иллюстрации о прохождении военной службы российских солдат.

Иллюстрация В.М.Васнецова «Богатыри».

Предметный словарь: Отечество, Родина, армия, войска. Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы. Лётчики: пилоты, штурманы, радисты. Солдаты, пограничники, артиллеристы, танкисты, десантники. Строй, марш, граница.

Глагольный словарь: защищать, воевать, стрелять, заряжать, охранять.

Словарь признаков: смелые, бесстрашные, геройские, отважные, меткие, рещительные.

Игра «Кто служит в армии?»

«Подбери признак»

«Защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный…

«Сосчитай» (1-2-5-9 танк, автомат).

Р: «Богатыри земли русской»

Л: «Пограничник с собакой»

А: «Открытка для папы (дедушки)».

21.

Моя улица. Транспорт

Чтение художественных текстов: И.Калинин «Как ребята переходили улицу», М.Коршунов «Едет, спешит мальчик», Б.Житков «Железная дорога» (из «Что я видел»), М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице», С.Сахарнов «Самый лучший пароход», И.Туричин «Человек заболел».

Экскурсия на перекрёсток с целью наблюдения за движением транспорта и пешеходами. Практическое применение правил дорожного движения.

Предметный словарь: самолёт, вертолёт, ракета; корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, атомоход, яхта, парусник; автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка; сани, телега, кибитка, карета, упряжка, дровни

кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колёса, руль, корпус, крыло, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, топливо.

Водитель, шофёр, рулевой, пилот, штурман, радист, матрос, бортпроводник, перелёт.

Шоссе, дорога, трасса, рельсы, переход, светофор, движение, остановка, пристань, аэропорт, аэродром, порт, маршрут…

Глагольный словарь: ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить…

Словарь признаков: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый.

Игра «Выставка машин»

«Что изменилось?»

«Запомни, положи»

«1-2-5-9»

«4-й лишний»

«Кто на чём едет?»

«Один-много».

Р: «Транспорт» (по выбору детей)

А (коллективная): «Транспорт на нашей улице»

Работа с конструктором: «Машины», «На улице» (модель перекрёстка).

22.

Весна. День рождения весны

Чтение стихотворений: А.К.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…», «Вот уж снег последний в поле тает…», Г.К.Скребицкий «Зима», И.С.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…», С.Я.Маршак «Весенняя песенка» (из сказки «12 месяцев»), Ф.И.Тютчев «Весенние воды», А.Н.Плещеев «Весна», Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Наблюдение примет весны.

Рассматривание картин И.Левитана «Большая вода», «Март», Б.Бакшеева «Голубая весна».

Предметный словарь: весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, почки, листочки, трава, подснежник, сосульки…

Глагольный словарь: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются.

Словарь признаков: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, весёлый, цветущая, поющая…

Игры «Подбери признак» (весна (какая?)…, лето (какое?)…, осень (какая?)…, зима (какая?)…)

«Наоборот» \»Скажи иначе» (летом тепло, а зимой холодно, листья осенью жёлтые, а весной зелёные и т.д.)

«Узнай по описанию»

Р: «Первоцветы»

Л (коллективная): «Дед Мазай и зайцы» (пластилин и природный материал)

А из ткани на открытке: «Цветы в подарок маме и бабушке»

К. и р.т: «Тюльпан» из бумаги.

23.

Праздник 8 Марта. Женские профессии

Беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры.

Женские профессии в селе.

Повариха, портниха, учительница, певица, воспитательница, художница, скрипачка, пианистка, продавщица, медсестра, уборщица, ткачиха, танцовщица.

Игра «Старше – младше»

«Кто это?»

«Назови женскую профессию»: (повар – повариха, портной – портниха, учитель - …).

Р: «Мама на работе»

А: «Цветы в подарок маме и бабушке»

24.

Зимующие и перелётные птицы

Чтение рассказов: В.В.Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А.Н.Майков «Ласточка», В.А.Жуковский «Жаворонок» и беседа по ним, Г.Снегирёв «Ласточка», А.Фет «Ласточка», В.А.Жуковский «Жаворонок».

Экскурсия к грачовнику.

Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Предметный словарь: названия птиц: грач, скворец, жаворонок, журавль, ласточка, стриж, лебедь, соловей. Гнездо, яйца, скворечник, птенцы, родина, перелёт.

Глагольный словарь: возвращаться, каркать, радоваться, выводить, щебетать, куковать, заливаться, клевать.

Словарь признаков: весёлые, задорные, звонкие, заботливые, дружные.

Игра «Подбери признаки»

«Подбери действия»

«Кто как кричит?»

«4-й лишний»

Лото «Птицы»

Р: иллюстрации к  сказкам Г.-Х.Андерсена «Гадкий утёнок», Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

А: «Ласточка»

Л: «Лебеди», «Журавли»

К. и р.т: «Птицы» (из бумаги, природного и бросового материала).

25.

Весна. Первоцветы и животные весной

Чтение с обсуждением стихотворений: А.Н.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник», «Гвоздика», «Незабудки», «Ландыш», Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», А.К.Толстой «Колокольчики», Е.Благигина «Черёмуха», «Одуванчик», В.Катаев «Цветик-семицветик».

Экскурсия в цветочный магазин.

Рассказы детей о работе в цветнике.

Предметный словарь: Классификация цветов: садовые, луговые, полевые, комнатные. Роза, астра, гладиолус, ирис, пион, георгин, тюльпан. Колокольчик, ромашка, василёк, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, кувшинка, подснежник, ландыш, лилия.

Глагольный словарь: цветут, растут, вянут, распускаются, расцветают, радуют, пахнут.

Словарь признаков: красивые, яркие, цветущие, праздничные, нежные, хрупкие.

Игра «Скажи иначе» (синонимы)

«Телефон» (родственные слова: весна - …, вода - …)

«Подбери признаки» (весна - …, вода - …)

Р: «Цветы» разными способами

А (коллективно): «На зелёной полянке»

К. и р.т: «Цветы» (оригами)

Уход за комнатными цветами.

26.

Наша страна

Чтение художественных произведений: М.В.Исаковский «Поезжай за моря-океаны», А.А.Прокофьев «Родина», З.Н.Александрова «Родина», русские народные сказки «Теремок», «Рукавичка», «Пряничный домик».

Беседы воспитателей с детьми по темам: «Наша страна», «Мой город».

Предметный словарь: дом, квартира, комната, прихожая, коридор, спальня, гостиная, кухня, кладовка, этаж, подъезд, лестничная площадка, крыша, стены, подвал. Улица, переулок, проспект, бульвар, перекрёсток, дорога, тротуар, парк, сад, детская площадка, город, село, деревня, стадион, музей, театр. Родина, страна, Россия, Татарстан…

Словарь признаков: одноэтажный (много-, двух-). Родной, широкая, узкая, длинная, чистый, зелёный, старый…

«Улицы, проспекты нашего города» (со строительным материалом)

«Наш город»

«Дорожная азбука»

«На чём можно ездить по городу?»

«Три сигнала»

«Регулировщик»

«Расставь правильно знаки»

«Выбери нужные знаки».

Р: «Перекрёсток»

А: «Знаки ПДД»

Л: «Светофор».

27.

Профессии

Чтение художественных текстов: С.Баруздин «Кто построил этот дом?», Дж.Родари «Какого цвета ремёсла?», Я.Аким «Неумейка», В.Маяковский «Кем быть?», М.Пожарова «Маляры», Я.Дягутите «Руки человека», русская народная сказка «Репка».

Экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления впечатлений об увиденном.

Беседа о профессиях в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.

Рассматривание сюжетной картины «Город строится», «Строители».

Предметный словарь: Сельское хозяйство (доярка, фермер, пастух, телятница, тракторист, комбайнёр, хлебороб, агроном, ветеринар). Строительство (архитектор, чертёжник, каменщик, стекольщик, столяр, плотник, маляр, стекольщик, строитель, крановщик). Наука (профессор, химик, учёный, инженер, физик, биолог). Медицина (врач, хирург, педиатр, ортопед, стоматолог). Детский сад (воспитатель, логопед, медсестра, повар, музыкальный руководитель, психолог). Ателье (закройщик, лекальщик, портной, конструктор, модельер).

Глагольный словарь: шьёт, строит, воспитывает, готовит, учит, лечит, красит, ухаживает, растит.

«Кто что делает?»: учит – учитель, лечит - …

«Кто чем работает?»: маляр – кистью, дворник – метлой…

«Почему так названы профессии?»: рыболов – рыбу ловит, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист…

«Магазин».

Р: «Я в будущей профессии»

А: «Строим дом»

Л: «Кондитер», «Пекарь».

28.

Дом. Строительство

Чтение художественной литературы по данной теме с анализом.

Прогулка с целью сравнения и описания здания детского сада внутри и снаружи.

Повторение домашнего адреса.

Р: рисование своего дома.

29.

Труд людей весной

Чтение художественной литературы с последующей беседой по прочитанному: М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», О.Донченко «Пертусь т золотое яичко», Я.Дягутите «Руки человека», Б.Житков «Что я видел» («Сад», «Баштан»), Я.Тайц «Послушный дождик», Ю.Крутогоров «Дождь из семян», русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки».

Предметный словарь: сад, огород, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, саженцы, рассада, серёжки, гром.

Глагольный словарь: набухают, лопаются, распускаются, расцветают, копать, сажать, сеять.

Игра «Узнай дерево по листку»

«Телефон» (лесные деревья, дикие животные)

«Назови крестьянские профессии»

«Назови сельскохозяйственные машины»

«Кто где работает?»

«Кто что делает?»

«Кому что нужно?»

Р: иллюстрация к сказке «Вершки и корешки»

Л: «Репка» (по русской народной сказке)

А: «Трактор»

Работа на огороде.

30.

Человек

Чтение стихотворений: Е.Благинина «Алёнушка» и А.Барто «Девочка чумазая», «Вовка – добрая душа», басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», русские народные сказки «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Предметный словарь: голова, затылок, подбородок, брови, веки, запястье, пятки, сердце, желудок, почки, печень, позвоночник, мозг, сосуды.

Глагольный словарь: волосы подстригают, моют, накручивают, красят, расчёсывают, сушат, завивают.

Словарь признаков: пальчики (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), сердце (сильное, крепкое, здоровое, старое).

Словарь наречий: говорим (как?) – медленно, быстро, понятно, громко…

Игра «Что для чего человеку нужно?»

«Подбери предмет (часть тела) к действию»

«Урок дыхания»

«Волшебство дыхания носом»

«Путешествие каши» (пищеварение)

«Моя голова»

«Моё тело»

«Я чувствую, ощущаю и познаю мир»

«Я – человек»

«Пищеварение»

Р: «Мой портрет», «Мой друг», «Я – девочка», «Я – мальчик»

Л: «Человечки»

Р.т: «Человек» из природного материала.

31.

Домашние животные и их детёныши / Продукты питания

Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н.Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки»  и «Лев и собачка», Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», русская\ народная сказка «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза».

Рассматривание животных на иллюстрациях, предметных картинок.

Рассказы детей о своих домашних питомцах.

Загадки о животных.

Предметный словарь: названия животных и их детёнышей; стадо, пастух, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, сено, трава, луг, овёс, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко.

Глагольный словарь: пасутся, щиплют, жуют, ржёт, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, лягает, царапается.

Словарь признаков: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая…

Игры по теме «Домашние животные»

Игра «Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто?»

«Много-нет»

«Кто в домике живёт?».

Р: рисование щенка и взрослой собаки

Р: «Домашние животные»

А+Р: «Кошка»

Л: «Барашек» (пластилиновый рельеф).

32.

Школа. Школьные принадлежности

Чтение рассказов с последующим обсуждением: Л.Н.Толстой «Филипок», А.Барто «Первый урок», «В школу», З.Н.Александрова «В школу», С.Я.Маршак «Первый день календаря», В.Берестов «Читалочка».

Объяснение значения пословиц: «Ученье – путь к уменью», «Ученье – свет, неученье – тьма».

Экскурсия в школу.

Профессии в школе.

Предметный словарь: портфель, тетрадь, дневник, учебник, пенал, линейка, альбом, ручка, карандаш, мел, циркуль. Ученик, ученица, школьник, школьница, уроки, перемены, каникулы, отличник.

Глагольный словарь: обучаться, учить, читать, считать, писать.

Игра «4-й лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко)

«Кто быстрее соберётся в школу?»

«Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Что прибавилось?»

«Нади два одинаковых предмета»

«Собери портфель в школу».

Р: «Моя будущая школа»

Л: «Школьные принадлежности»

К: «Моя школа».

33.

Лето. Летний отдых

Рассматривание серии картин «Времена года».

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

К.Ушинский «Четыре желания», С.Я.Маршак «12 месяцев».

Загадки, пословицы. Поговорки о временах года.

Повторение стихов об осени, зиме, весне.

По заданию логопеда дети беседуют с родителями, где они проведут лето. Воспитатели проводят беседы на тему летнего отдыха.

Времена года, календарь, месяцы. Лето, отдых, поездка.

Игра «Что сначала, что потом?»

«До – между – за»

«Подбери предметы к признакам» (весенний, летний, зимний, осенний; весенняя, осенняя, летняя, зимняя; весеннее., летнее…)

«Когда это бывает?»

«Бывает – не бывает?».

Р: (разными приёмами) по выбору детей

А: по выбору детей.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Краткосрочный логопедический проект по коррекции звукопроизношения с воспитанниками старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие в страну звука (Л)".

Зимою этого года в нашем детском саду я с коллегой пробовала свои силы в логопедическом проекте. Целевая аудитория этого проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направлен...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей 5- 7лет

Актуальность программыВ связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями реч...