Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных на взаимном доверии между педагогами .
В настоящее время в педагогическую практику активно внедряются инновационные формы взаимодействия. Одной из таких форм можно назвать наставничество. Активное развитие информационных технологий затрагивает практически каждую современную образовательную организацию и естественным образом включается в работу дошкольных образовательных учреждений.
Учитель-логопед на основе своего опыта и знаний осуществляет совместно с воспитателем проекты по развитию речи детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных на взаимном доверии между педагогами .
В настоящее время в педагогическую практику активно внедряются инновационные формы взаимодействия. Одной из таких форм можно назвать наставничество. Активное развитие информационных технологий затрагивает практически каждую современную образовательную организацию и естественным образом включается в работу дошкольных образовательных учреждений.
Учитель-логопед на основе своего опыта и знаний осуществляет совместно с воспитателем проекты по развитию речи детей .
Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.
Среди определений понятия «метод проектов» можно выделить следующий:
По мнению Л. Л. Тимофеевой, метод проектов представляет из себя «педагогическую технологию, ядром которой является самостоятельная познавательная, исследовательская, творческая, игровая, творческая и продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты».
Проекты с родителями детей с общим недоразвитием речи имеют свои задачи, особенности реализации. Понятие «общее недоразвитие речи» можно характеризовать как речевую патологию, возникающую у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, которая выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы, а именно: грамматики, фонетики, лексики и, как результат, связной речи. Общее недоразвитие речи имеет место быть не только как самостоятельная патология, но и как следствие иных нарушений: алалии, дизартрии, ринолалии и др. В том случае, если несформированными оказываются
фонематическое восприятие, звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас, в соответствии с возрастной нормой, такой дефект речи можно назвать самостоятельным или «чистым».
Профессор Р.Е. Левина, при изучении тяжелых речевых расстройств, определила и описала группу детей в которой наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. Согласно ее исследованиям у детей данной категории, в большей или меньшей степени можно выделить следующие нарушения:
- произношение и различение звуков,
- плохое усвоение навыков образования и изменения слов,
- низкий уровень словарного запаса.
В результате у таких детей страдает связная речь. Р.Е. Левина дала определение данному нарушению – «общее недоразвитие речи»
Применение проектной деятельности проектирования в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи, позволяет оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.
Как показывает практика, использование в коррекционной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми (с педагогами и родителями) и сверстниками, дошкольники с недоразвитием речи обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими,
тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Помимо названых преимуществ проектной деятельности в работе с родителями позволяет:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей, коррекции речевых нарушений;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы участия родителей в проектной деятельности могут быть разные :
- Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
- Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (поиск художественной литературы).
- Организационная поддержка – участие родителей в походах музей, библиотеку и т.д.
- Техническая поддержка – фото- и видеосъёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Проектная деятельность в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи реализуется на основе календарно-тематического планирования. Проекты долгосрочные и краткосрочные. Темы проектов согласовываются с лексическими темами. Например проект « Сундучок бурундучка Сёмки» организован на основе ознакомления с произведениями кузбасской писательницы Т. Яковлевой. В ходе проекта применялись следующие направления совместной деятельности: активизация и расширение словаря по лексическим темам «Овощи», « Грибы и ягоды», « Фрукты» через разучивание стихотворений, чтение детской литературы, сказок и сопровождались рекомендациями для родителей с использованием ИКТ. Во всех проектах учитель-логопед предлагает родителям логопедические обучающие открытки с целями и задачами проектов, перечнем мероприятий по проекту, с заданиями и рекомендациями по развитию речи и коррекции звукопроизношения . Совместно с родителями дети с ОНР разучивали, составляли описательные рассказы, которые представили в видеороликах. Предварительно проводился мастер-класспо проекту « Видеосемейка. Говорим и показываем», на котором родители научились составлять речевой материал по мнемотаблицам и получили рекомендации по организации съемок с детьми старшего дошкольного возраста. Еще одним продуктом проектов -это например, «Книга сокровищ бурундучка Сёмки». В книги входят рисунки и фотографии по теме проекта.
Одним из долгосрочных совместных проектов является проект « Детство в Простоквашино» с использованием анимационных образов. Знакомые и любимые персонажи родителей и детей обеспечивают межпоколенную трансмиссию социокультурных норм и ценностей. Трансмиссию духовно-нравственных ценностей можно описать как процесс передачи духовного капитала., нравственных норм ,культурных традиций от одного субъекта к другому, один из которых намерен эти ценности передать ,а другой готов их принять, осознать . Герои сериала «Простоквашино» помогают формировать коммуникативные компетенции. Развивают способности к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, распознаванию эмоциональных состояний и желаний партнёров по коммуникации в зависимости от возраста и социальных ролей. Благодаря использованию в проектах плоскостных фигур, театральных атрибутов, ролевых медалей мы решаем задачи по речевому развитию детей. На логопедическом празднике « Зима в Простоквашино» родители представляли презентации « Зимние забавы нашей семьи». Результатом проекта « Летние каникулы в Простоквашино» явился видеопродукт « Цветы Кузбасса». Родители и дети представили видеоролики о полевых цветах. На основе анализа речевого сопровождения поставлены задачи на следующий год. Продуктами совместной деятельности родителей и учителя –логопеда являются поделки из шишек,орехов , книжки-малютки «Лесные путешествия Язычка » , « Прогулки с карандашом», которые родители изготавливают в ходе мастер-классов по каждому проекту.
Подводя итог, мы видим, что наставничество учителя-логопеда и воспитателей через совместную проектную деятельность является наиболее перспективным в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка. Развивается способность к осознанному просмотру аннимационной продукции, распознаванию содержания медиатекста, формируются основы медиаграмотности. Мы заметили, как на презентациях проектов раскрываются родители. Наставничество является действенным средством обеспечения связи и единства в работе детского сада и семьи, позволяет педагогам и родителям выявить своё творчество, способствует развитию творческих способностей детей, укрепляет доверительные отношения между участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-900894-1488524700.jpg)
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"
Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Дневник взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет
Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи определяется преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Материалы, содержащиеся в ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972245-1510451697.jpg)
Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1046191-1637645262.jpg)
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (5-6 лет).
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности создана на основе «Адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушением речи» и предназна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1046191-1637645262.jpg)
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (6-7 лет) (второй год обучения).
Рабочая программапедагогической деятельности воспитателяподготовительной к школе группы (6 -7лет)компенсирующей направленностиСрок реализации 1 год....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832668-1476713580.jpg)
«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
laquo;Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...