Конспект фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах, словах, предложениях, играх"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Придатко Екатерина Леонидовна

Цели:

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;

б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопедом и самостоятельном проговаривании;

в) обогащение словаря словами со звуками С, З.

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;

в) формирование и закрепление навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие мелкой моторики;

3. Воспитательные.

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanjatija.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах, словах, предложениях, играх.

Цели:

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;

б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопедом и самостоятельном проговаривании;

в) обогащение словаря словами со звуками С, З.

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;

в) формирование и закрепление навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие мелкой моторики;

3. Воспитательные.

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Оборудование: шарики Су-Джок; кусочки проволоки, обмотанной нитью; мяч; предметные картинки; карточки; дидактические игры «Паровозик», «Найди то, что покажу».

Ход занятия.

1. Организационный момент. Объявление темы.

Посмотрите на картинки и назовите первые звуки в них – ЗАЯЦ ЗОНТ СОРОКА СОМ. Правильно, это звуки З, С. Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, и учиться различать звуки [с] – [з] в слогах и словах.

2. Уточнение артикуляции звуков С-З, характеристика звуков.

Губы в улыбке, зубы видны, язык за нижними зубами, воздушная струя холодная. Когда мы произносим звук С – горлышко «спокойное», З – горлышко «дрожит».

С – согласный, глухой, твердый, звучит тихо.

З – согласный, звонкий, твёрдый, звучит громко.

3. А как называется буква, которая обозначает звук з на письме? (Зе)

А как называется буква, которая обозначает звук с на письме? (Эс)

Выложить из проволоки буквы С, З.

4. Игра «Найди то, что покажу».
          – Я назову слоги, вы желтым квадратиком закроете слоги со звуком С, зеленым – со звуком З.
          – Са, за, зу, ас, зо, ус, сэ, аз, сы.
          – Получился узор? Значит, сделали правильно. 

          СА         ЗА         АС 
          ЗУ         УС         АЗ 
          СЭ         ЗО         СЫ 

5. Самомассаж ладоней шариком Су-Джок.

Слова

Действия

Этот шарик непростой,

Он колючий, вот какой.      

(Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)

Будем с шариком играть,

Своим ручкам помогать.

(Катаем шарик горизонтально между ладонями)

Раз катаем, два катаем         

  И ладошки согреваем.

(Катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем         

И ладошки согреваем.

 (Катаем шарик вертикально)

Катаем, катаем, катаем          

Сильней на шарик нажимаем.

(Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания)

Как колобок мы покатаем,      

Сильней на шарик нажимаем.

(Катаем шарик в центре ладошки

 по кругу)

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.                                                              

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

Есть у нас на них горошки?

(Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика)

Мы похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

(Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони)

6. Развитие фонематических процессов – определение наличия звуков С, З в словах и места звука (в начале, середине, конце слов).

А) Я называю слова, а вы поднимаете карточку с нужной буквой – С или З и ставите фишку в окошко домика, если звук в начале слова в 1ое окно, в середине – во 2ое, в конце – в последнее окно: 1) ЗОНТ СОК ЗАПАХ СОБАКА КОЛБАСА СТРОИТЕЛЬ КОЗЛИК ПОКОС КОСА 2) ВАЗА НАСОС СОКРОВИЩЕ ЗАЯЦ КАКТУС ЗАБОР КОСОЛАПЫЙ СОРОКА

Б) Игра « Паровозик».

Звери грустные стоят,

Путешествовать хотят.

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора.

Дети берут картинки с наборного полотна и распределяют их по вагонам, объясняя свой выбор и позицию звука в слове.

7. Игра «Наоборот».

Вы сейчас будете ходить по группе, и искать, расклеенные по стенам слоги. Каждый из вас должен найти по 2 слога. Затем вы подходите к своей парте и по очереди читаете вслух свои слоги, а затем читаете их наоборот, заменяя букву с на з, а з на с.

На стенах, партах расклеены слоги: са , зо , зу , зы , ос ,за , ус ,аз, ус, са, со, сы.

Учащиеся находят по два слога, а затем читают их наоборот.

8. Игра «Один – много» (с киданием мяча).

НОС – НОСЫ,

ВОЗ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ, НАСОС, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ТУЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС

9. Загадки.

А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдете среди этих картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки [С], [З].

               Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. ( Зонт).

               На земле ползает, а к себе не подпускает. ( Змея).

               Четыре братца под одной крышей стоят. ( Стол).

               Белая скатерть все поле покрыла. ( Снег).

               Мягкие лапки, а на лапках царапки. ( Кошка).

10. Составь предложения.

Детям раздаются картинки, название картинок проговаривается. С этими словами необходимо составить предложения.

Картинки:  солнце, звезда, снег.

11. Итог занятия.

О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

Чем они отличаются друг от друга?

«У нас на столе лежат солнышки. «Личики» у них разные: грустные и веселые. Выберите себе улыбающееся солнышко, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите «серьезное» солнышко».

Учитель-логопед Придатко Екатерина Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л».

Занятие может проводится как в старшей, так и подготовительной группе на этапе дифференциации звуков "Р"-"Л"....

Конспект фронтального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте"

Задачи: 1. Образовательные:- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного произношения звука р;анализ звукового состава слова;развитие слухового восп...

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учи...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях". Презентация

Презентация к логопедическому занятию "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях"...