Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л».
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Иванова-Елена-Владимировна

Занятие может проводится как в старшей, так и подготовительной группе на этапе дифференциации звуков "Р"-"Л".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия.

ТЕМА: «Дифференциация звуков Р – Л»

Цели: - закрепление знаний о механизме организации звуков, их акустических

особенностей;

- формирование отличительных особенностей звуков;

- закрепление условно-рефлекторных связей на заменимый уклад р – л;

- развитие навыков звукового анализа слова (подбор слов, содержащих данный

        звук, определение места звука в слове);

             - развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили звуков «р», «л», магнитофон, запись ритмичной музыки «Оркестр», мячики для массажа рук, домики для картинок, разрезные картинки со звуками «р», «л», кубики с картинками, игра «Волшебный мешочек», игра «Найди свой домик».

Ход занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика, массаж рук с помощью массажных мячиков.

  1. Гимнастика на дыхание:          - вдох через рот, выдох через нос,

                                                                               - вдох через рот, выдох через рот,

                                                                               - вдох через рот, выдох через нос,

                                                                               - вдох через нос, выдох через рот.

  1. Организационный момент. 

                   - Сегодня у нас будет очень сложная работа, так как мы с вами будем учиться различать звуки «р» и «л».

1. Совместное проговаривание изолированных звуков, используя игровые моменты:

Игра: «Самолёт».  Логопед, обращаясь к детям, говорит:»Сейчас мы будем играть в «самолёт». Заведём мотор самолёта: р-р-р-р-р…» Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?» Дети: л-л-л…

2. Анализ артикуляционных укладов у зеркала. Анализ проводится в сравнительном плане, общие и различительные особенности звуков.

       3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.

  Ра – ра – ра – высокая гора,                     Ар – ар – ар – кипит наш самовар,

Ро – ро – ро – новое ведро,                        Ор – ор – ор – подмету я двор,

Ру – ру – ру – скачет кенгуру,                      Ур – ур – ур – повесим абажур

Ры – ры – ры – Рома видит рыб.                Ир – ир – ир – выпили кефир.

       4. Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.

Ла – ла – ла – наша мила Мала                 Ал – ал – ал – наш малыш упал,

Ло – ло – ло – мы приехали в село,           Ол – ол – ол – это я пришёл,

Лу – лу – лу – мы гуляли по селу               Ул – ул – ул – наш малыш уснул,

Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.

5. Игра «Замени звук». Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова – паронимы).

Рак – лак                          бар – бал                      борт – болт

Ров – лов                         жир – жил                    стар – стал

Рот – лот                     пир – пил                       рожь – ложь

Рама – лама                 мир – мил                      город – голод

6. Игра «Волшебный мешочек».  Логопед предлагает ребёнку достать из «волшебного

мешочка» кубик. Назвать картинки, которые на нём наклеены, хорошо проговаривая каждый звук и определить его место в слове.

 Физкультминутка.

Мы играем на гармошке.                                    Наши ножки: топ – топ.

Громко хлопаем в ладошки.                               Наши ручки: хлоп – хлоп!

Головой слегка качаем.                                        Вниз ладошки опускаем,

Руки к верху поднимаем.                                    Отдыхаем, отдыхаем.

7. Игра «Найди свой домик». Дети делятся на две команды. Каждая команда подбирает картинки в соответствии со звуком на домике и «заселяет  жильцов», располагая картинку в окошке, по этажам соблюдая звуковые схемы. В конце игры взаимоконтроль, дети перечисляют жильцов домика, чётко проговаривая заданный звук.

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "ЗВУКИ К, КI, БУКВА К" (для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Цель: Познакомить детей со звуком К, КI, буквой К;закрепить умение выделять звук в словах;упражнять в согласовании числительных  с существительными, в словообразовании, в падежном управлении;прод...

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учи...

Конспект фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах, словах, предложениях, играх"

Цели:1. Образовательные:а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопед...

Анализ фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков /Н-Н\'/ в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Анализ фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков /Н-Нь/ в подготовительной группе компенсирующей направленности....