План по самообразованию на тему " Развитие речи детей посредством театрализованной деятельностью"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Томилова Лариса Шагитовна

Театрализованная деятельность является приоритетной, так как приближена к игре, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

План по самоообразованию воспитателя гр.№ 4 Томиловой Л.Ш.

Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельностью». 2018-2020г.

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018-2020 учебный год.

Дата начала работы над темой : сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 года.

Актуальность темы:  Театрализованная  деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучать способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с детьми и педагогами по театрализованной деятельности, использование методической литературы, пособий, иллюстрированного материала, применение разнообразных приемов, систематическая работа создает все необходимые условия для формирования интереса и развития способностей детей, познавательной деятельности, творчества, воображения. Все эти личностные качества соответствуют задачам развивающего обучения и положениям ФГОС ДОУ.

Многим  детям  с нарушением речи, театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Продолжая  работу,  я поставила следующую цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка). Обучать  детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

План по самообразованию поможет на практике показать влияние театрализованной деятельности на развитие творческой активности и самостоятельности детей, способности к познавательной деятельности, развитию интереса к театрализации.

В своей работе я использую следующие виды театра:

Настольный;

Пальчиковый;

Сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок, костюмов)

Кукольный.

Использовать театрализованную деятельность можно не только в НОД, но и в режимных моментах, которые   мы проигрываем во второй половине дня.

За первый период работы по этой теме я увидела результаты: происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, дети быстрее запоминают сказки, выражают эмоции, такие как сочувствие, радость или огорчение  за сказочных  героев.

Результатом моей работы является:

  1.  Развлечение «Ярмарка»
  2. Театрализованное представление «Муха-Цокотуха»

Связная речь - наивысшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Поэтому, главная задача воспитателя ДОУ найти те актуальные формы работы с детьми, через которые было бы эффективно развивать связную речь дошкольников.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая и монологическая речь.

По мнению исследователей (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Поэтому, считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами - движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.

Игры–имитации образов животных, людей;        

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;

Инсценировки произведений;

Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Начинала свою работу с обыгрывания  потешек.  Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать. Много времени я уделяю играм с пальчиками. Дети принимают  активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривают  с ними,  стараются  запомнить стишки, радуются  новым персонажам из «пальчикового» театра.        Вместе с детьми обыгрываем  небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играем  в подвижные игры, отгадываем  загадки о животных, где предлагаю  детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно  передать характер, движения персонажей, что сложно давалось малышам. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, но в последствии разыгрались и втянулись в занятия. Содержание занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом является  практическое действие каждого ребёнка. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь  так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую  разнообразные приёмы:

выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах. Целенаправленно работа по проекту велась один раз в неделю, но театрализованная деятельность так прочно вошла в нашу жизнь с детьми, что стала использоваться во всех режимных моментах, включаться во все виды НОД, в совместной деятельности детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) использовали в содержание праздников, развлечений, которые показывали для детей других групп и родителей.

Программа выполняет такие задачи: активизирует познавательный интерес детей; развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление; ликвидирует скованность и зажатость; формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал; учит координировать свои поступки с другими детьми ; воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками; учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр; совершенствует координацию движений и чувство ритма; развивает музыкальность и пластику; развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга; развивает речевое дыхание и  артикуляцию; развивает дикцию на материале стихов и скороговорок; обязывает чётко произносить согласные в конце слова; пополняет словарный запас; учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам; учит владеть интонациями, отображающими  чувства; знакомит с создателями спектакля; знакомит с театральной терминологией; знакомит с устройством сцены и зрительного зала; воспитывает культуру поведения в театре. В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения: дети учатся действовать согласованно. Учатся  с некоторых групп мышц напряжение снимать. Учатся выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом. Учатся  строить простейший диалог, с заданными словами составлять предложения.

Планируемый результат: у детей формируются :

Игры–имитации образов животных, людей;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;

Инсценировки произведений;

Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Организацию работы строю следующем образом:

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

Театрализованная деятельность (в разных формах, где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение.

Использование текстов с повторяющимися элементами.

Чтение произведений со звукоподражаниями; договаривание слов, фраз, похвала.

Игровые: Использование элементов подвижной игры; Сюрпризные моменты; Имитационные движения с элементами звукоподражания; обыгрывание текста.

Наглядные: использование иллюстраций к текстам; ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок). Использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Важным аспектом моей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-театрализации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко встает – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел волка, испугался и спрятался за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (мишка косолапый идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).  Игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).

 Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, стараюсь  придерживаться  определённых требований: содержание и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

Особо больших трудностей в своей работе не наблюдалось, дети включаются  в деятельность с желанием и огромной активностью, им это очень нравится.  Работа по развитию речи младших дошкольников посредством театрализованной деятельности интересна, увлекательна, продуктивна, поэтому результатом я довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Отчет по самообразованию за 2019 - 2020 учебный год. Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и ра...

Методическая разработка. Перспективный план работы с детьми по теме «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Цель:  Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Задачи:Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности,исп...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....

План самообразования на тему "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной  компетентности  в вопросах внедрения инновационны...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразител...