План самообразования на тему "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
учебно-методический материал (младшая группа)

Авдеева Наталья Викторовна

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной  компетентности  в вопросах внедрения инновационных дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya3-6let_rechevoe_razvitie.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Ласточка»

План самообразования

на тему "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Воспитатель:

Авдеева Н.В.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,

грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

Ф.А. Сохин

Тема самообразования: "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

 Актуальность темы: прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Цель:

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной  компетентности  в вопросах внедрения инновационных дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить методической литературы по данной теме

2. Создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

 3. Подготовить консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовить  папки-передвижки

5. Распространить педагогический  опыта по теме самообразования.

Задачи для детей 3-4  лет:

1.Формировать речевые умения: называть части суток, называть предметы и их части, называть признаки предметов

2. Учить обобщать по признакам, подбирать слова - действия к предмету

3. Формировать умение называть слова  во множественном и единственном числе в родительном и именительном падежах

4.  формировать  умение ребенка выстраивать предложения в логической последовательности

5. учить пересказывать с помощью взрослого сказку, сочинять небольшой рассказ из 3-5 предложений по серии картинок с понятным сюжетом, раскладывать картинки в логической последовательности (что сначала, что потом).

Задачи для детей 4-5 лет:

1.Пополнять словарный запас;

2.Учить использовать суффиксы при словообразовании;

3.Формировать умение составлять небольшие связные рассказы;

4. Формировать понимание как применять и где нужную интонацию в речи;

5.Развивать фонематический слух.

Задачи для детей 5-6 лет:

1.Продолжать расширять словарный запас;

2.Формировать умение составлять не большие рассказы по картинке;

3.Формировать умение пересказывать сказку, рассказ;

4.Формировать умение рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном или услышанном;

5. Учить делать выводы;

6.  Формировать умение  подбирать наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли;

7. Продолжать развитие фонематического слуха.

Ожидаемый результат:

Для педагога:

  1. Во влечение родителей в развитие детей;
  2. Пополнение методической копилки;
  3. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Для детей 3-4  лет:

1.Умеет называть части суток, называть предметы и их части, называть признаки предметов

2. Умеет  обобщать по признакам, подбирать слова - действия к предмету

3. Умеет  называть слова  во множественном и единственном числе в родительном и именительном падежах

4.   Выстраивает предложения в логической последовательности

5. Пересказывает с помощью взрослого сказку, сочиняет  небольшой рассказ из 3-5 предложений по серии картинок с понятным сюжетом, раскладывает  картинки в логической последовательности (что сначала, что потом).

Для детей 4-5 лет:

1.Обогащение словарного запаса;

2.Умеют  использовать суффиксы при словообразовании;

3.Умеют  составлять небольшие связные рассказы;

4. Понимают,  как применять и где нужную интонацию в речи;

5. Умеют определять звуки, их место в слове, а так же слышат речевые ошибки в словах.

Для детей 5-6 лет:

1.Пополнение словарного запаса;

2.Умеют  составлять не большие рассказы по картинке;

3.Умеют  пересказывать сказку, рассказ;

4.Умеют  рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном или услышанном;

5. Умеют делать выводы;

6.  Применяют  наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли;

7. Говорят, не искажая звуков.

Методы работы

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Принципы

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 4-7 лет;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Перспективный план по самообразованию на 2022- 2023 учебного года.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап  

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с
  4. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте - Екатеринбург, деловая книга, 1999
  6. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997
  8. Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

3

Анализ литературы

В течение 3х лет

Ведение тетради по самообразованию

4

Для Работы с детьми

Для работы с родителями

1.Проведение диагностики речи детей  и составить на каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут

2.  Составление перспективного планирования дидактических  игр по месяцам (на уч год)

3. Открытый показ дидактической игры для родителей «Похвалялись звери»

4.Использования  кругов Луллия, настольно-печатных игр и лэпбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности детей.

Темы кругов Луллия:

А) «Найди пару»

Б) «Спорт»

В) «Средство гигиены»

Темы лэпбуков:

А) «Лето»

Б) «Фольклор для малышей»

В) «Хлеб»

Темы настольно-печатных игр

А) «Времена года»

Б) «Продукты питания»

В) «Назови одним словом»

Г) «Кто, что ест?»

Д) «Профессии»

Е) «Соедини тень и объясни»

6.Использование тематических комплектов на развитие речи и мелкой моторики: карта мира, крышки, посуда, профессии, транспорт, звуки, растения.

1.Оформление речевого уголка, совместное изготовление дидактических игр по сенсорике

2. Анкетирование

3. Консультация «Что такое сенсорика и зачем ее нужно развивать?»

4.Консультация «Простые советы по развитию речи

5.Консультация «Речевое развитие детей 3-4 лет»

6. Консультация «Речь ребенка 3-4 лет»

7.Консультация «Игры по дороге домой»

8.Буклет «Развитие речи через дидактические игры»

9.Памятка «Речь в 3-4 года»

10. Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

11. Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

12. Консультация «Особенности развития речи детей четвертого года жизни»

Практический этап

1.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

В течение года

Папка –копилка,  сайт воспитателя.
1.Цветные картотеки игр для развития речи

2. Картотека игр-рифмовок

3.Картотека логопедических пятиминуток

4.Картотека речевых игр с мячом

5. Цветные картотеки дидактических игр для развития речи по лексическим темам.

6.Настольная дидактическая игра «Прочитай по первым буквам»

7.Картотека  словесных игр

8.Картотека пальчиковых игр

9.Картотека сюжетно-ролевых игр

10. Бумажные домики для игр

11 Обучающие карточки «Учимся пересказывать»

Для работы с детьми

Для работы с родителями

1.Оформление речевого уголка

2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3. Совместное изготовление лэпбуков на тему:

А) Мои любимые сказки

Б) Учусь говорить правильно

6. Консультация для родителей:   «По дороге в детский сад»

 7. Консультация «Развиваем речь малыша»

8. Нетрадиционное родительское собрание в средней группе. Игровой-практикум «Путешествие в страну Развитие речи».

9. Консультация «Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

10. Папка-передвижка «Развиваем речь в кругу семьи»

11.Консультация «Особенности развития речи детей пятого года жизни»

1.Проведение диагностики речи детей

2.  Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)

3. Конспект итогового занятия

по развитию речи в средней группе с применением игровой технологии. Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»»

4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.

5. Использование лэпбука «Учусь говорить правильно» и «Речь» в малых группах или индивидуальных занятиях в свободное время.

6.Использование игр: «Она, она, они», «Живое и не живое», «Мои, моё»,  «Что на сумке?»

7. Использование пазлов

8. Использование тематических комплектов:

«Звуки», «Зима», «Лето», «Потешки»

9.Использование Кругов Луллия: «Профессии», «Чей домик?», «Что сначала, что потом?»

Рефлексия – 3 год

1

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1.Выступение на пед совете «Волшебные круги Луллия» (доклад, презентация и буклет)

2.Отчёт по теме самообразования.

3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО(май).

4. Публикация в газете местного значения

5)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения и в сети интернет:

https://www.youtube.com/watch?v=iyf-zt8TnYY 

https://www.youtube.com/watch?v=rNAHtfkDpdk 

https://www.youtube.com/watch?v=1POJbYt69f8 

6)Просмотр вебинаров в сети интернет:

А)Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg 

Б)Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты»

https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM 

В) Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o 

Г) Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU

Д) Обучение дошкольников связной речи

https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM

7)Показ открытого занятия (по плану детского сада)

2. Для работы с родителями

Для работы с детьми

1.Оформление речевого уголка

2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3. Совместное изготовление лэпбука на тему «Речь»

4. Консультация для родителей:   «По дороге в детский сад»

 5. Родительское собрание «Путешествие в страну «Речевичок»»

6. Папка-передвижка «Развиваем речь в кругу семьи»

7.Семинар-практикум для родителей  «Развитие речи в играх»

8.Консультация «Особенности развития речи детей шестого года жизни»

1.Проведение диагностики речи детей

2.  Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)

3. открытые занятия:  «На лесной поляне», «Путешествие в страну знаний»

4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.

5. Использование лэпбука: «Речь» в малых группах или индивидуальных занятиях в свободное время.

6. Квест-игра «По дорогам сказок»

7.использование интерактивных игр для обучения чтению (4 игры на образование слогов)

8.Использование настольных игр «Мои, моё», «Путаница», «Найди букву»

9.Использование кругов Луллия на изучение буков и звуков (4 пары)

 таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...

План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"

Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....

Консультация для педагогов: "Развитие детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДОО" 21.05.2020г

Описание работы по развитию детей через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДОО. Рассматриваются пути влияния на развитие ребенка с помощью игры. Предлагаются различные формы работы с род...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Тема самообразования: "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...