Отчет по самообразованию за 2019 - 2020 учебный год. Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
материал (средняя группа)
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой.
В процессе игры у ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Данная тема по самообразованию реализуется мною второй год, в этом учебном году я сделала акцент на развитие речи детей через режиссерскую игру.
Для достижения цели использовала следующие методы и приёмы:
- наглядный:
- информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
- наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом (во время прогулки, целевой экскурсии и др.;
-словесный:
- слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
- Чтение сказки; беседы по содержанию сказки, словесное рисование героев, игры-этюды по фрагментам сказки.
- прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;
- беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а также используется для сравнения, обобщения знаний;
- исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;
- практический:
- экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых знаний знакомых предметов;
- макетирование - представляют собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события;
- сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:
- пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.
Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_nabatova.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию воспитателя средней группы Набатовой Ю.В.
за 2019 -2020 учебный год.
Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Цель: Продолжать повышать компетенцию в развитии речи детей через театрализацию.
Задачи:
1.Изучить литературу по развитию речи детей среднего дошкольного возраста через организацию режиссерских игр, как одним из направлений театрализованной деятельности.
2.Пополнение предметно - пространственной среды способствующей совершенствованию игровых навыков и творческой самостоятельности детей через развитие режиссерской игры.
3.Осуществлять дальнейшее взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка через театральную деятельность.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой.
В процессе игры у ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Данная тема по самообразованию реализуется мною второй год, в этом учебном году я сделала акцент на развитие речи детей через режиссерскую игру.
Для достижения цели использовала следующие методы и приёмы:
- наглядный:
- информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
- наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом (во время прогулки, целевой экскурсии и др.;
-словесный:
- слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
- Чтение сказки; беседы по содержанию сказки, словесное рисование героев, игры-этюды по фрагментам сказки.
- прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;
- беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а также используется для сравнения, обобщения знаний;
- исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;
- практический:
- экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых знаний знакомых предметов;
- макетирование - представляют собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события;
- сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:
- пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.
Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.
К началу учебного года нами была пополнена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
В основе сценария режиссерской игры лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры) – у детей 4-5 лет меняется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, события личной жизни используются реже.
Для успешного развития режиссерской игры были созданы ряд условий:
Первое из них – наличие у детей индивидуального пространства для игры. Сделать это помогли различные ширмы, зоны для режиссерской игры, наличие макетов пространства воображаемого мира, и наличие мелкого игрового материала, объединенного одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.).
Макеты дают возможность вариативного использовать игрушки и дополняются разнообразным предметным материалом. В процессе игр с макетами у детей развивается творческая инициатива, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например: «Железная дорога», «Дорожное движение», «Кукольный домик», дополняется мелкими деталями пространства (деревья, забор, дом).
Так же, материалы, рисунки, результаты продуктивной деятельности используются для обогащения содержания игры новыми событиями.
Использую разнообразные обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр.
Самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры. Я помогаю детям найти интересные занятие. Задания, которые даю детям, служат толчком к режиссерской игре, они развивают и обогащают, создаваемый детьми сюжет. Присутствую в роли зрителя, но не пассивного, а такого, который интересуется происходящим, просит пояснить те или иные действия, эмоционально откликаясь на происходящие в игре события.
Выполнение всех условий обеспечило успешное развитие режиссерской игры в условиях ДОУ и семьи.
Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование навыков диалогической речи, развития тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания, фантазии. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал.
Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, формированию личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей, развитие коммуникативных навыков детей.
Ребята творчески активны, обогатились игровые навыки и творческая самостоятельность детей, дети стараются доводить начатое дело до конца. Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной.
С родителями:
Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».
-Изготовление атрибутов к драматизации сказок
- Информация: «Влияние режиссерской игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?».
-Консультация для родителей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной игры»
-Изготовление макетов для реализации режиссерских игр: например, «Семья», «Зоопарк», «Морское царство», «Сельское подворье», «Клумба» и другие.
Осуществляя взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка через театральную деятельность, семья моего воспитанника приняла участие в фестивале «Семья года» и в областном конкурсе «У колыбели таланта» с русской народной сказкой « Самое дорогое».
Таким образом, развитие речи детей через театрализованную деятельность, тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.
Литература:
1. Игра и ее роль в психологии развития ребенка. Л.С., Выготский. // Вопросы психологии, 1966.
2. Е.М., Гаспарова. Режиссерские игры дошкольника. [авт. книги] под ред. С.Л. Новоселовой. Игра дошкольника. М : Просвещение, 1989.
3. Гуманизация педагогики. С., Ткачев.// Дошкольное воспитание, 1996, №3.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка...
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова МБУ №90 ...
План по самообразованию на тему " Развитие речи детей посредством театрализованной деятельностью"
Театрализованная деятельность является приоритетной, так как приближена к игре, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте....
План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
Методическая разработка. Перспективный план работы с детьми по теме «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Цель: Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Задачи:Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности,исп...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности"
Знакомство родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей...