Отчет по самообразованию за 2019 - 2020 учебный год. Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
материал (средняя группа)

Юлия Вячеславовна Набатова

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой.  

В процессе игры у ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

    Данная тема по самообразованию реализуется мною второй год, в этом учебном году я сделала акцент на развитие речи детей через режиссерскую игру.

Для достижения цели использовала следующие методы и приёмы:

- наглядный:

  • информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
  • наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом (во время прогулки, целевой экскурсии и др.;

-словесный:

  • слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
  • Чтение сказки; беседы по содержанию сказки, словесное рисование героев, игры-этюды по фрагментам сказки.
  •  прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;
  •  беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а также используется для сравнения, обобщения знаний;
  •  исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;

- практический:

  • экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых знаний знакомых предметов;
  • макетирование - представляют собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события;
  • сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:
  •   пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.

Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_nabatova.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию воспитателя средней группы Набатовой Ю.В.

за 2019 -2020 учебный год.

Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Цель: Продолжать повышать компетенцию в развитии речи детей через театрализацию.

Задачи:

      1.Изучить литературу по развитию речи детей среднего дошкольного возраста через организацию режиссерских игр, как одним из направлений театрализованной деятельности.

      2.Пополнение предметно - пространственной среды способствующей совершенствованию игровых навыков и творческой самостоятельности детей через развитие режиссерской игры. 

      3.Осуществлять дальнейшее взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка через театральную деятельность.  

 Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой.  

В процессе игры у ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

    Данная тема по самообразованию реализуется мною второй год, в этом учебном году я сделала акцент на развитие речи детей через режиссерскую игру.

Для достижения цели использовала следующие методы и приёмы:

 - наглядный:

  • информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
  • наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом (во время прогулки, целевой экскурсии и др.;

-словесный:

  • слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
  • Чтение сказки; беседы по содержанию сказки, словесное рисование героев, игры-этюды по фрагментам сказки.
  •  прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;
  •  беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а также используется для сравнения, обобщения знаний;
  •  исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;

- практический:

  • экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых знаний знакомых предметов;
  • макетирование - представляют собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события;
  • сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:
  •   пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.

Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.

К началу учебного года нами была пополнена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

В основе сценария режиссерской игры лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры) – у детей 4-5 лет меняется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, события личной жизни используются реже.

Для успешного развития режиссерской игры были созданы ряд условий:

Первое из них – наличие у детей индивидуального пространства для игры. Сделать это помогли различные ширмы, зоны для режиссерской игры, наличие макетов пространства воображаемого мира, и наличие мелкого игрового материала, объединенного одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.).

Макеты дают возможность вариативного использовать игрушки и дополняются разнообразным предметным материалом. В процессе игр с макетами у детей развивается творческая инициатива, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например: «Железная дорога»«Дорожное движение»«Кукольный домик», дополняется мелкими деталями пространства (деревья, забор, дом).

Так же, материалы, рисунки, результаты продуктивной деятельности используются для обогащения содержания игры новыми событиями.

Использую разнообразные обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр.

Самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры. Я помогаю детям найти интересные занятие. Задания, которые даю детям, служат толчком к режиссерской игре, они развивают и обогащают, создаваемый детьми сюжет. Присутствую в роли зрителя, но не пассивного, а такого, который интересуется происходящим, просит пояснить те или иные действия, эмоционально откликаясь на происходящие в игре события.

Выполнение всех условий обеспечило успешное развитие режиссерской игры в условиях ДОУ и семьи.

    Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование навыков диалогической речи, развития тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания, фантазии. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал.

Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, формированию личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности. 

Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей, развитие коммуникативных навыков детей.

    Ребята творчески активны, обогатились игровые навыки и творческая самостоятельность детей, дети стараются доводить начатое дело до конца. Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной.

С родителями:

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

-Изготовление атрибутов к драматизации сказок

 - Информация: «Влияние режиссерской игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?».

 -Консультация для родителей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной игры»

 -Изготовление макетов для реализации режиссерских игр: например, «Семья», «Зоопарк», «Морское царство», «Сельское подворье», «Клумба» и другие.

    Осуществляя взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка через театральную деятельность, семья моего воспитанника приняла участие в фестивале «Семья года» и в областном конкурсе «У колыбели таланта» с русской народной сказкой « Самое дорогое».

Таким образом, развитие речи детей через театрализованную деятельность, тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.


Литература:

1. Игра и ее роль в психологии развития ребенка. Л.С., Выготский. // Вопросы психологии, 1966.

2. Е.М., Гаспарова. Режиссерские игры дошкольника. [авт. книги] под ред. С.Л. Новоселовой. Игра дошкольника. М : Просвещение, 1989.

3. Гуманизация педагогики. С., Ткачев.// Дошкольное воспитание, 1996, №3.

4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.

5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова    МБУ №90 ...

План по самообразованию на тему " Развитие речи детей посредством театрализованной деятельностью"

Театрализованная деятельность является приоритетной, так как приближена к игре, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте....

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Методическая разработка. Перспективный план работы с детьми по теме «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Цель:  Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Задачи:Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности,исп...

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения Всероссийского комплекса ГТО»

План по самообразованию на 2019-2020 учебный годТема: «Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедренияВсероссийского комплекса ГТО»...