Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pp_na_2020-21_gg.docx | 275.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области
«Детский сад №15 «Аистёнок»
Индивидуальный план по самообразованию
тема:
«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»
Разработала воспитатель:
Тюканько О.В.
Первая младшая группа
Пушкино, 2020-2021 уч.гг.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В.А.Сухомлинский.
Актуальность.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
В настоящее время зарегистрирован большой процент детей с недоразвитием речи. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
В дошкольном возрасте пристальное внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Японский врач Намикоси Токудзирро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.
Таким образом, целью моей работы является теоретическое рассмотрение вопроса о становлении речи детей дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики рук.
Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.
Для достижения поставленной цели, решались задачи:
Образовательные:
- Обогащать и активизировать словарный запас детей;
- Накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук, формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
- Развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
- Развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Направления организации образовательного процесса:
- Совместная деятельность педагога с детьми. Дидактические игры, индивидуальная работа, сюжетно-игровые ситуации, экспериментирование, продуктивная деятельность.
- Самостоятельная деятельность детей. Использование развивающей предметно-пространственной среды, в которой собран разнообразный материал по развитию мелкой моторики рук.
- Взаимодействие с семьей. Тематические консультации, папки-передвижки, памятки, родительские собрания.
Методы и приемы:
- Объяснение, беседа, показ, игра.
- Пальчиковые гимнастики и массаж кистей рук.
- Дидактические игры.
- Лепка.
- Рисование.
- Аппликации.
- Игры с различными предметами и материалами.
Перспективный план по самообразованию на 2020-2021 уч.год.
Месяц | Формы работы |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь | 1.Заучивание пальчиковых игр: «Обувь», «Рыбка», «Повар». 2. Аппликация из семян: «Запасы для мышонка». 4.Лепка: «Печём печенье». 5.Дидактическая игра: «Волшебный мешочек» - угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь. 6.Игры с крупами: «Бусы для куклы», «Найди сокровища». |
Декабрь | 1.Заучивание пальчиковых игр: «Много мебели в квартире», «Сорока-белобока», «На лесной лужайке». 2. Дидактические игры – шнуровки: «Запасы на зиму», «Собери бусы». 3. Расскажи сказку руками «Колобок». 4. Рисование пальчиками: «Снежок порхает, кружится…» 5. Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры своими руками». 6.Оформление буклета для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры». |
Январь | 1.Заучивание пальчиковых игр: «На ёлке», «Как под горкой снег», «Дятел». 2.Расскажи сказку руками «Три поросёнка». 3.Дидактические игры с мозаикой: «Собери цветок», «Что не так», «Продолжи ряд». 4.Зимние лабиринты для пальчиков. 5.Игры с бумагой: «Обед для кукол», «Дождь и снег». 6.Лепка из солёного теста: «Снеговики играют в снежки». 7.Коллективная работа. Аппликация из ватных комочков: «Снеговик-великан». |
Февраль | 1.Расскажи сказку руками: «Курочка ряба». 2.Пальчиковая гимнастика с карандашом: «Утюжок», «Пианино», «Добывание огня». 3.Рисование красками: «Баранки - калачи». 4.Игры с крупами: «Найди пару», «Мы кормим цыплят». 5.Игры со шнурками: «Баранки». 6.Игры с колючим массажным мячом «Месим тесто», «Иголки». 7.Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки приобретать?» |
Март | 1.Заучивание пальчиковых игр: «Я маме помогаю», «Сосульки». 2.Расскажи сказку руками: «Репка». 3.Игра: «Рисуем пальчиком по манке». 4.Массаж рук колючим массажным мячом. 5. Выкладывание узоров из пуговиц. 6.Рисование ватными палочками: «Мимоза для мамы». |
Апрель | 1. Заучивание пальчиковых игр: «Дятел», «Курочка». 2.Массаж пальчиков «Катаем карандашики». 3.Игры с водой: «Вылови шарик», «Тонет – не тонет». 4.Дидактические игры с пазлами. 5.Рисование карандашом: «Ручейки бегут, журчат!» |
Май | 1. Заучивание пальчиковых игр: «Цветочки», «Медведь». 2.Дидактическая игра: «Подбери геометрическую фигуру». 3.Игры в песочнице: «Прятки», «Угадай-ка», «Рисование на песке». 4. Рисование (отпечатки ладошек): «Вот какие у нас птички! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуал...
Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»
Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.
Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...
Консультация с использованием ЭОР для педагогов и родителей на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
quot;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" В.А. Сухомли...
Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....
Родительское собрание - практикум на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики"
Родительского собрания- практикум в группе раннего возраста...
Собрание-практикум для родителей «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»
Цель: Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.Обозначить взаимосвязь ме...