Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Дорохова Елена Юрьевна

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_na_2019-20_gg.docx272.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №15 «Аистёнок»

                   

Индивидуальный план по самообразованию

тема:

«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»

Разработала воспитатель:

                                                                             Дорохова Елена Юрьевна

                                                                            Первая младшая группа

Пушкино, 2019-2020 уч.гг.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках  их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше  ее взаимодействие  с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В.А.Сухомлинский.

https://dkzelenograd.ru/img/kollektivi/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B3.jpg

Актуальность.


        Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

В настоящее время зарегистрирован большой процент детей с недоразвитием речи. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

В дошкольном возрасте пристальное внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Японский врач Намикоси Токудзирро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.

Таким образом, целью моей работы является теоретическое рассмотрение вопроса о становлении речи детей дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики рук.

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.

 Для достижения поставленной цели, решались задачи:

 Образовательные:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас детей;
  2. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук, формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
  2. Развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
  3. Развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Направления организации образовательного процесса:

  1. Совместная деятельность педагога с детьми. Дидактические игры, индивидуальная работа, сюжетно-игровые ситуации, экспериментирование, продуктивная деятельность.
  2. Самостоятельная деятельность детей. Использование развивающей предметно-пространственной среды, в которой собран разнообразный материал по развитию мелкой моторики рук.
  3. Взаимодействие с семьей. Тематические консультации, папки-передвижки, памятки, родительские собрания.

Методы и приемы:

  1. Объяснение, беседа, показ, игра.
  2. Пальчиковые гимнастики и массаж кистей рук.
  3. Дидактические игры.
  4. Лепка.
  5. Рисование.
  6. Аппликации.
  7. Игры с различными предметами и материалами.

Перспективный план по самообразованию на 2018-2019 уч.год.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

  1. Изучение дополнительной литературы.
  2. Разработка перспективного плана.
  3. Работа с родителями. Консультация на тему: «Речевое развитие детей 2-3 лет».
  4. Заучивание пальчиковых игр: «Семья», «Капустка».
  5. Знакомство с пластилином. Лепка: «Подсолнух».
  6. Знакомство с карандашом. Рисование: «Поливаем огород».

Октябрь

  1. Заучивание пальчиковых игр: «Компот», «Апельсин», «Осенние листья», «Сидит белка на тележке».
  2. Дидактическая игра: «Прищепки» (игровые упражнения с речевым сопровождением)
  3. Игры с бумагой: «Колобок», «Скатываем рулончики».
  4. Лабиринты (пройди пальчиком по дорожке).
  5. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей».
  6. Лепка: «Съешь моего яблочка».
  7. Рисование: «Красивые листочки».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковых игр: «Обувь», «Рыбка», «Повар».

2. Аппликация из семян: «Запасы для мышонка».

4.Лепка: «Печём печенье».

5.Дидактическая игра: «Волшебный мешочек» - угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

6.Игры с крупами: «Бусы для куклы», «Найди сокровища».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковых игр: «Много мебели в квартире», «Сорока-белобока», «На лесной лужайке».

2. Дидактические игры – шнуровки: «Запасы на зиму», «Собери бусы».

3. Расскажи сказку руками «Колобок».

4. Рисование пальчиками: «Снежок порхает, кружится…»

5. Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры своими руками».

6.Оформление буклета для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры».

Январь

1.Заучивание пальчиковых игр: «На ёлке», «Как под горкой снег», «Дятел».

2.Расскажи сказку руками «Три поросёнка».

3.Дидактические игры с мозаикой: «Собери цветок», «Что не так», «Продолжи ряд».

4.Зимние лабиринты для пальчиков.

5.Игры с бумагой: «Обед для кукол», «Дождь и снег».

6.Лепка из солёного теста: «Снеговики играют в снежки».

7.Коллективная работа. Аппликация из ватных комочков: «Снеговик-великан».

Февраль

1.Расскажи сказку руками: «Курочка ряба».

2.Пальчиковая гимнастика с карандашом: «Утюжок», «Пианино», «Добывание огня».

3.Рисование красками: «Баранки - калачи».

4.Игры с крупами: «Найди пару», «Мы кормим цыплят».

5.Игры со шнурками: «Баранки».

6.Игры с колючим массажным мячом «Месим тесто», «Иголки».

7.Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки приобретать?»

Март

1.Заучивание пальчиковых игр: «Я маме помогаю», «Сосульки».

2.Расскажи сказку руками: «Репка».

3.Игра: «Рисуем пальчиком по манке».

4.Массаж рук колючим массажным мячом.

5. Выкладывание узоров из пуговиц.

6.Рисование ватными палочками: «Мимоза для мамы».

Апрель

1. Заучивание пальчиковых игр: «Дятел», «Курочка».

2.Массаж пальчиков «Катаем карандашики».

3.Игры с водой: «Вылови шарик», «Тонет – не тонет».

4.Дидактические игры с пазлами.

5.Рисование карандашом: «Ручейки бегут, журчат!»

Май

1. Заучивание пальчиковых игр: «Цветочки», «Медведь».

2.Дидактическая игра: «Подбери геометрическую фигуру».

3.Игры в песочнице: «Прятки», «Угадай-ка», «Рисование на песке».

4. Рисование (отпечатки ладошек): «Вот какие у нас птички!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...

Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»

Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики»

Консультация о роли мелкой моторики в развитии речи детей  с элементами игрового тренинга, все собрание сопровождается показом презентации....