Пути развития связной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Смотрина Ольга Александровна

В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация614.93 КБ
Файл doklad_.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути развития связной речи дошкольников

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста « Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи ,звуковая культура ) не достигнут своей цели ,если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» (О.С. Ушакова)

Слайд 3

Логика развития речевых умений ребенка.

Слайд 4

Связная речь - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Виды Диалог Монолог

Слайд 5

Развитие диалогической речи - Разговор воспитателя с детьми - Беседа

Слайд 6

театрализованные игры; сюжетно-ролевыеигры ; режиссерские игры; прием словесных поручений; специальноорганизованные речевые ситуации; чтение и инсценирование литературных произведений с беседой о мотивах правильного речевого поведения;

Слайд 7

Развитие монологической речи

Слайд 8

Типы монологической речи

Слайд 9

Приемы обучения связной речи Для младшего дошкольного возраста характерно: Тщательно продуманные вопросы Рассказ воспитателя как образец Совместное рассказывание

Слайд 10

В средней группе дети учатся составлять рассказ по схеме Указание на предмет, называние его Указание признаков,действий предмета или с предметом Оценка предмета или отношение ребенка к нему

Слайд 11

В старшем возрасте: Частичный образец –план рассказа Последовательное составление рассказа Составление рассказа по рисунку и т.д.

Слайд 12

В подготовительной группе: Рассказ из личного опыта Придумывание сказки с новыми героями Придумывание сказки с изменением характера героев Старая сказка с новым героем Пересказ сказки от лица героя и т.д.

Слайд 13

Использование дидактических игр, игровых приемов . Обучение описанию - «Магазин игрушек», «Нарисуем портрет друга», «Собери описание», «Подарки» Обучение повествованию- эффективны игры-инсценировки с игрушками, дидактические игры с наглядным материалом «Расположи по порядку», «Что сначала, что потом». Для освоения рассуждения- результативны игры на установление различных зависимостей, развитие логического мышления («Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее»).

Слайд 14

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Приемами наглядного моделирования являются : заместители, пиктограммы, мнемотаблицы

Слайд 15

Карты Проппа - средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Слайд 16

Сказка «Маша и медведь

Слайд 17

Синквейн - создание нерифмованного стихотворения Алгоритм составления 1.Предмет (тема) – одно слово-существительное. 2.Два прилагательных по теме. 3.Три глагола по теме. 4.Предложение по теме. 5.Ассоциация по теме: одно слово-предмет . Пример 1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.

Слайд 18

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». ( Л.С.Выготский )

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Пути развития связной речи детей дошкольного возраста

1 .Развитие связной речи является центральной целью речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка.

В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2.Для ранней детской речи характерна ситуативная связанность высказываний. т.е.содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок.

Затем речь ребенка становится контекстной, т.е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента, когда  речь ребенка уже может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается ,что он овладел минимумом речевых умений.

Дальнейшее усложнение детской речи идет 2 путями. Происходит  осознание ребенком своей речи ,как подчеркивает Леонтьев ,возникает произвольность речи. Другой путь усложнения речевых умений - переход от диалогической речи к различным формам монологической.

3 Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных видах - диалоге и монологе. Каждый из этих видов имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Вопросы методики развития связной речи дошкольников нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях (А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Л.В. Ворошниной, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой и др.). В них определены задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.

4.Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Связная диалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Именно диалогическая форма общения способствует развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребенок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

В методике развития речи  рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа. Разговор – наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время, использует все моменты жизни детского сада. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А. Флёриной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой,  и др. В ходе беседы важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок интуитивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос одним словом, а когда – целой фразой.

 Алла Генриховна Арушанова, отмечая личностные, партнерские отношения между собеседниками, выделяет еще один вид беседы – светская. Светская беседа – свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера. Темой таких бесед могут быть яркие впечатления из жизни детей, неожиданные встречи в природе, интересные случаи, детские забавы .

6 Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги.  Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития  диалогического общения детей со сверстниками

Особенно важной для развития диалогических умений является деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра. Общение детей в ней  естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Дети совместно создают предметно-игровую среду, разыгрывают ролевые диалоги, вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Интерес представляет банк сюжетно-ролевых игр, предложенный Анжеликой  Александровной  Максимовой.

Трудно переоценить ценность режиссерской игры как фактора социализации дошкольника. В режиссерской игре ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Научившись действовать в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками..

Кроме различных видов игр для формирования диалогической речи как средства общения, используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Педагог дает образец словесной просьбы, которую дети могут повторить, а по мере накопления опыта общения ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях:

При выборе ситуаций необходим учет таких критериев как значимость этих ситуаций для детей, опора на жизненный опыт старших дошкольников; ясность и конкретность.

На этапе создания положительной мотивации на общение, на приобретение коммуникативных умений на уровне восприятия важны умения дослушать и выслушать, учитывать эмоциональное состояние партнера. С этой целью возможно использование чтения, инсценирования литературных произведений с беседой о мотивах правильного речевого поведения (К. Чуковский «Телефон», «Айболит», З. Машковская «Обида»). Дети обсуждают со взрослыми различные ситуации, которые происходят с персонажами сказки, пробуют определить, как нужно поступать в том или другом случае.

На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача развития диалогических умений, и в зависимости от этого педагог отбирает содержание, форму и метод обучения.

7.Монологическая речь – развернутый, организованный, произвольный вид речи. Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Монологическая речь – сложный для детей вид деятельности, его освоение требует умения планировать свою речь, выбирать соответствующую замыслу языковую форму. Без специального обучения дошкольники не способны освоить монолог на должном уровне.  

Развитие связной речи тесно связано  с другими сторонами речевого развития ребенка освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи .

8.Виды монолога, которым обучают детей в детском саду, определились в методике  давно. В дошкольном возрасте дети осваивают рассказывание как самостоятельное создание текстов и пересказ готовых текстов.

 Однако в современной методике в качестве ведущей классификации детских рассказов выступает классификация, отражающая функциональные характеристики текста: описание ,повествование, рассуждение. Каждый тип монолога выполняет свою функцию и имеет свою структуру.

Современная методика обучения дошкольников монологической речи основана на формировании у детей языковых обобщений, элементарных знаний об особенностях  каждого типа текста. При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах  связи между предложениями и структурными частями высказывания(цепная ,параллельная связь),развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

В обучении детей рассказыванию и пересказу рекомендуется использование разнообразных приемов: мотивационная установка; образец рассказа; анализ образца рассказа; совместное рассказывание; план рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов.

9.Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, вида рассказывания, этапа обучения, решаемых задач, уровня речевого развития детей. (слайды)

Для младшего дошкольного возраста характерно:

         Тщательно продуманные вопросы                                                                                        

         Рассказ воспитателя как образец                                                                  

         Совместное рассказывание                                                                                                          

10.В средней группе дети учатся составлять рассказ по схеме                                                                                                          

         Указание на предмет, называние его                                              

         Указание признаков, действий  предмета или с предметом                                

         Оценка предмета или отношение ребенка к нему 

11. В старшем возрасте                                                                                    

          Частичный образец –план рассказа

          Последовательное составление рассказа                                                      

          Составление рассказа по рисунку                                                                

12. В подготовительной группе используются                                                                            

          Рассказ из личного опыта                                                          

          Придумывание сказки с новыми героями                                                      

          Придумывание сказки с изменением характера героев    и т.д                                    

          Старая сказка с новым героем                                                                          

          Пересказ сказки от лица героя и т.д.

13 В связи со сложностью освоения детьми монологической речи обучение детей рассказыванию и пересказу осуществляется в организованной образовательной деятельности, что позволяет поэтапно формировать речевые умения детей, использовать коллективные формы работы .Вместе с тем в педагогической практике не всегда удается обеспечить заинтересованность и  речевую активность детей на занятиях. Разрешить данное противоречие позволяет использование в обучении монологической речи дидактических игр, игровых приемов. Примеры  дидактических игр ,используемых при обучении  тому или иному типу монолога представлены на слайде.

14.Эффективным приемом формирования у детей элементарных знаний о структуре текста является моделирование . Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане. Наглядное моделирование возможно использовать при обучении детей всем типам монолога. Приемами наглядного моделирования являются: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.

15.Одним из средств обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию являются  карты Проппа .
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста Владимир Яковлевич Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру. Основных, главных функций  Пропп  выделил 28.

16 Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности

Перед вами сюжет сказки "Маша и медведь ", воспроизведенный с помощью карт Проппа.

17.Одним из эффективных методов развития  речи ребенка , является работа над созданием синквейна -создание нерифмованного стихотворения.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа  нерифмованного стихотворения. 

Алгоритм составления:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить)

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

18.Таким образом, современная методика развития связной  речи дошкольника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка  в целом. В процессе общения и взаимодействия  с окружающей действительностью ребенок овладевает связной речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ

Комплекс логопедического   воздействия  направленный на развитие  связной речи  с использованием картинки   детей старшего      дошкольного ...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности («Технология развития связной речи дошкольников» Т.А Сидорчук, Н.Н.Хоменко))

Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности («Технология развития связной речи дошкольников» Т.А Сидорчук, Н.Н.Хоменко)...