Развитие речи "Литературный калейдоскоп"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Разработка конспекта занятия по развитию речи
Тема «Литературный калейдоскоп»
Составитель: Палкина Полина Сергеевна
г. Салехард
2020
Цель занятия: Выяснить есть ли у детей любимые сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.
Задачи: Закрепить знание сказок.
Развивать диалогическую речь.
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.
Развивать умение выполнять различные игровые задания.
Воспитывать умение слушать своего товарища.
Тип занятия: закрепление ранее изученного материала
Форма занятия: интегрированное
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование и материалы: книги, иллюстрации, карточки со сказками.
Предварительная работа: чтение детской литературы, также чтение сказок дома с родителями
Структура занятия
№ п/п | Наименование этапа | Содержание материала | Примечание |
Организационный момент Основной этап Заключительный этап | Воспитатель: В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло. Пусть Добро навеки Побеждает зло В. Шаинский Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Воспитатель: Загадывает загадку о колобке. Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке покатился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Кто это? Слайд 3 Дети: Колобок Воспитатель: Непоседе-Колобку стыть бы на окошке, Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко». Пусть он укажет нам путь к сказкам. Куда он покатится, туда мы и пойдем. Воспитатель: Слайд 3 (щелчок после колобка) Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет. (Дети спрашивают) Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы — ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала. Воспитатель: Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? Дети: «Заячья избушка» Воспитатель: Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает? Воспитатель: Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути. Угадайте, чей: Ждали маму с молоком, А впустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети? Дети: Козлята. Воспитатель: Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний? Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти? Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла — Молочка принесла; Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку, Из копытечка во сыру землю. Воспитатель: Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз? Сидит девочка в корзине У мишки за спиной. Он, сам того не ведая, Несет её домой. Дети: Это сказка «Маша и медведь». Воспитатель: Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.) Воспитатель: Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить. Давайте поиграем с ним, порадуем его. Игра «У медведя во бору» Воспитатель: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите: Мышка-…норушка; Лягушка-…квакушка; Зайчик-…побегайчик; Лисичка-…сестричка Волк-…зубами щелк. А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь: Косолапый-…медведь; Косой-…заяц; Кумушка-…лиса; Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц. Воспитатель: Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами. Мы по сказке походили, В ней все круто изменили. (идут на месте) Мы ногами топали, (топают) Мы в ладоши хлопали. (хлопают) Будут в сказке помнить нас. Наклонились мы на «раз», (наклонились) На «два» поднимались, (выпрямились) Всем поулыбались. (улыбнулись) И опять потопали. (топают) И ручками похлопали. (хлопают) Вот какие молодцы, Вот какие удальцы! (руки на пояс) Воспитатель: Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно. Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись. Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает) А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо! |
Литература: Русские народные сказки («Колобок», «Семеро козлят», «Заячья изба», «Маша и медведь».
Самоанализ занятия
Все требования к проведению занятия были соблюдены.
Занятие соответствует:
Общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.
Комплексно-тематическому планированию.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях.
В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей; главной составляющей является взаимодействие.
Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.
Работа проходила содержательно, интересно, и организованно.
В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания.
А также показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответом.
Дети продемонстрировали концентрацию внимания.
В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы:
сосредоточение и привлечения внимания;
активизации речи и познавательной активности;
активизации и самостоятельности мышления;
развитие творческих способностей.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Для снятия утомляемости детей была проведена физкультминутка.
Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Учитывались особенности каждого ребенка(темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент).
Я считаю, что занятие построено логично, а этапы взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию, на протяжении всего времени. Дети были активны.
Считаю, что поставленные на занятии цели и задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Калейдоскоп сказок"
Тема: «Калейдоскоп сказок»Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках; развивать связную речь с помощью пересказа сказки; воспитывать любовь к художественной литературе.Материал: ка...
Конспект НОД в области речевое развитие «Литературный калейдоскоп по произведениям о ВОВ» с детьми старшей группы. .
Конспект по патриотическому воспитанию....
ПРОЕКТ по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию «НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Проект поможет воспитателю организовать работу по подготовке детей 3-4 лет к встрече Нового года. В презентации можно ознакомиться с фотодокументами, иллюстрирующую эту работу...
Конспект НОД по познавательному развитию "Новогодний калейдоскоп"
Занятие по пазновательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
КВН с родителями по познавательному развитию «Экологический калейдоскоп»
КВН с родителями ДОУ по познавательному развитию «Экологический калейдоскоп»....
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию "Новогодний калейдоскоп"
ХОД НОДДети наряжают елку. В зал входит музыкаль...
НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. «КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ИГР»
Материал демонстрирует эффективность использования народных спортивных игр на занятиях и развлечениях по физической культуре. Представлены особенности игровой деятельности и подвижных игр....