НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. «КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ИГР»
материал (старшая группа)

 

Материал демонстрирует эффективность использования народных спортивных игр на занятиях и развлечениях по физической культуре. Представлены особенности игровой деятельности и подвижных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. «КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ИГР»

Аннотация: материал демонстрирует эффективность использования народных спортивных игр на занятиях и развлечениях по физической культуре. Представлены особенности игровой деятельности и подвижных игр.

Ключевые слова: игра, бег, правила, народ, праздник.

Цель: Развивать  представления  детей  о  народных  играх, развивать   интерес к  участию  в  подвижных  и  спортивных играх, воспитывать  чувство  удовлетворенности  от участия  в  коллективной   праздничной  деятельности.

Задачи:

  1. Приобщать детей к русской культуре.
  2. Воспитывать любовь, интерес к народным играм.
  3. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
  4. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.

Материалы и оборудование:

Магнитофон, диск с русской народной музыкой, обруч, бубен, канат.

Ход праздника.

Под русскую народную мелодию дети входят в зал

Инструктор:

Здравствуйте, детишки: девочки, мальчишки!

Я вас жду, поджидаю, праздник  не начинаю.

Сегодня будут игры, смех, хватит радости  для всех!

Будем смеяться, бегать, скакать, в  русские народные игры играть!

            Игры русские, народные, задорные и хороводные. Их такое великое множество: с мячом и шарами, с палками и веревочками, с фантами и камешками, со словами и загадками.

 Предлагаю вам отправиться  в сказочное путешествие. Дорога наша будет не простой, зато увлекательной и  весёлой! Вы готовы?

Игра «Змейка» (русская народная игра). Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Направляющий игрок становится ведущим. На протяжении всей дистанции ведущий несколько раз  меняет направление движения и возвращается на свое место. Игроки повторяют все движения за ведущим.
Инструктор:

А сейчас, детвора, начинается игра.
Дружно за руки беритесь, в  хоровод все становитесь!

                       Танец-игра «Веселый хоровод» (Муз.В.Рихтера)

(Сборник «Праздники в детском саду» под редакцией М.А Михайловой).

Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:

Звенит веселый хоровод, все шире круг у нас,
Кто в этот круг скорей войдет, станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают и поют. Ведущий исполняет движения, дети повторяют за ним.  Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего. При повторе игры  выбирается новый ведущий.

Инструктор:

Ах, ты, русская душа, до чего же хороша.
И поет и веселится наша русская душа.

                (Ритмическая композиция «Порушка - Параня»)

Инструктор:

У кого тут хмурый вид? Снова музыка звучит.

Собирайся детвора, ждет нас новая игра.

Инструктор: Русский народ всегда любил повеселиться. Наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Наиболее распространённые – это игры с бегом и ловлей друг друга. Много русских игр мы знаем, Вспомним их и поиграем! У русского народа есть праздник «Масленица». Так вот на этом празднике всегда играют в игру «Гори, гори ясно». Мы сейчас в неё тоже поиграем.

           Русская народная игра «Гори, гори ясно» 

Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он ходит за кругом с платочком в руке и говорит:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят.

С последними словами водящий останавливается между двух играющих. Затем оба игрока бегут в разные стороны по кругу, стараясь быстро взять у водящего платочек. Тот, кто взял платочек, становится водящим.

Инструктор:

Приглашаю всех ребят, в «Карусель» поиграть.
Ленточки бери, дружок, становись скорей в кружок!

                                                      Игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом. (Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

Инструктор:

Как мы весело играем, и нисколько не скучаем.
Ждет нас новая игра – «Золотые ворота»!

                                     Игра «Золотые ворота».

8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.

Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит ведущий, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:

– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.

На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

Инструктор:

Много игр на празднике нашем, мы играем, шутим  и пляшем.
Не грусти, не скучай, не зевай, смелость, ловкость свою проявляй!

Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.

                                  «Перетягивание каната»

Инструктор: Вот и подошёл к концу наш праздник.

Как же дружно  мы играли, здесь нисколько не скучали,
А теперь пришла пора попрощаться, детвора!
 

                                              ЛИТЕРАТУРА

  1. Демчишин А. А.. Мухин В. Н., Мозола Р. С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. – К.:Здоров, я, 1989 год,
  2. Аслаханов, С. – А. М. Детские подвижные игры и физические упражнения, 2008 год,
  3. Новоселов Н. П. История физической культуры народов СССР ч.1, 1958 год.
  4. Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание, 1987 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивная игра как средство физического воспитания дошкольников

В период дошкольного детства закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития,  формируются все важнейшие двигательные навыки и умения...

народная подвижная игра - как средство физического развития старших дошкольников

презентация для педагогов, народный календарь праздников...

Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления дошкольников

Меня заинтересовали русские народные подвижные игры, потому что они имеют многотысячелетнюю историю, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, с...

СТАТЬЯ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

СТАТЬЯ.РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Народная игра, как средство физического развития дошкольников

Уважаемые коллеги! представляю вашему вниманию презентацию на тему "Народная игра, как средство физического развития дошкольника" Здесь раскрывается именно тема использования музыкальных нар...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...