Проект «В сказку играем – речь улучшаем!»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Рекомендации родителям по развитию речи детей через игры- драматизации хорошо знакомых сказок. Проект «В сказку играем – речь улучшаем!» опубликован в региональном проекте Ассоциации социальных педагогов и педагогов-психологов Подмосковья "Работа с родителями в системе образования" (электронный ресурс): методическое пособие для педагогических работников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevoe_razvitie.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться правильное звукопроизношение. Игра в «сказку» - одно из направлений речевого развития ребенка. Волшебный мир сказки манит малышей, увлекает удивительными приключениями. В русском фольклоре много сказок, которые нравятся детям.: «Три медведя», «Колобок», «Репка», Курочка Ряба… Сюжет этих сказок прост, много повторов, герои наивны, герои переходят из сказки в другую. Но малышам нравится этот сказочный мир, его увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом. Сказка помогает открыть ребенку новый неведомый и огромный мир. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете –дедушка и бабушка посадили репку, дедушка обманул волка, сделал соломенного бычка… Но каждое слово этой сказки, как тончайший штрих на бессмертной фреске. В каждом слове, в каждом образе – игра творческих сил народного духа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Чтобы активизировать речевое развитие ребенка необходимо подключить родителей к сотрудничеству.
Каждая семья по- своему определяет для себя процесс воспитания и нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога - непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его речевые проблемы – привлечь родителей к сотрудничеству. Необходимо помочь семьям стать активными участниками в воспитании своих детей или по крайней мере – подвести их к знанию и пониманию педагогических принципов. Сегодня – задача взаимодействие педагогов с родителями – это установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.
Цель работы:
речевое развитие детей в приобщении их к играм- драматизациям;
Задачи:
- побуждать интерес к играм - драматизациям;
- побуждать отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц;
- способствовать проявлению активности в игре – драматизации;
- развивать речь детей:
- развитие предпосылок для становления связной речи;
- обогащение словаря;
- воспитания звуковой культуры речи;
- формирование грамматических навыков;
5.повысить педагогическую культуру родителей, необходимую для организации жизни и воспитания ребенка в семье;
6.привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольном учреждении.
Беседа: «Организация игры – драматизации для детей 1 младшей группы в ДОУ »
Третий год жизни характеризуется широким диапазоном и индивидуальных различий в речевом развитии.
Игра – драматизация – импровизация на основе литературного текста, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия. В дальнейшем эта игра может быть театрализованной.
Драматизация, как выразительное пластическое движение может существовать и вне литературного произведения. Она может использоваться при рисовании, рассматривании картин, иллюстраций, открыток, в словесном творчестве.
Учитывая, что для детей характерна ситуативная непроизвольная речь, при организации игр следует предусматривать свободу выражения чувств. Мы предлагаем в игровых сценариях специально создавать ориентировочную фазу, во время которой дети действуют с новыми предметами, игрушками, картинками по своему усмотрению: обследуют их, экспериментируют с ними, непроизвольно высказываются,
Выражая свои чувства, впечатления, обращаются к взрослому и друг другу, радостно вскрикивают и т.п. Чтобы каждый ребенок был вовлечен в разговор- подбирается большое количество однородных игрушек.
Итак, очень важно включение в педагогический процесс элементов драматизации. Здесь можно выделить несколько этапов:
1. Разыгрывание взрослым инсценировок по мотивам сказок, импровизация с вовлечение детей (ребенок может просто держать игрушку персонаж, действовать ею в соответствии с ролью или по-своему).
В 1 младшей группе дети смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с героями сказок «Колобок», «Репка», «Лиса и заяц» - создают радостную атмосферу у малышей, побуждая малышей общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, поиграть с ней. Незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры.
2.Включение элементов драматизации, пластических упражнений в разнообразные виды деятельности (рассматривание картинок, игрушек, рисование, слушание художественных произведений). Рассматривая картинки о животных, играя с игрушками в игровом уголке у детей- формируется представления о внешнем образе животного о его повадках. Принимая участие в подвижных играх «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору» дети учатся имитировать движения сказочных героев,
у них формируются навыки имитировать характерные движения животных. Детям представляется свобода в действиях, фантазии при импровизации.
3. Организация ряженья.
4.Разыгрывание драматизаций по мотивам сказок.
Игры- драматизации, в которых ребенок импровизирует, выбирая сюжетный ход и слова роли ( этого уровня достигают отдельные дети к концу 3-го года жизни; например ребенок может придумать, что звери в теремке пекут пироги, блины, подметают пол.
Во время игр – инсценировок дети учатся повторять несложные фразы. Помогаем детям старше 2лет 6 месяцев драматизировать сказки.
Ненавязчиво, непринужденно дети учатся словесному перевоплощению. Сначала фрагменты из сказок используются, как упражнения. Например лягушке нужно попросится в теремок (р.н.сказка «Теремок»), встреча колобка с зайцем, медведем, волком (р.н. сказка «Колобок»).
Очень нравится сказка «Три медведя». Дети с удовольствием имитируют походку медведей, громкое рычание Михаила Иваныча и тоненький голосок Мишутки.
В одной и той же игре решаются задачи:
• словарной работы;
• воспитания звуковой культуры речи;
• формирование грамматических навыков;
• развитие предпосылок для становления связной речи.
Особенность данного возраста заключаются в том, что речь и поведение ребенка непроизвольны. На первый план выступает потребность в общении. Малыш говорит тогда, когда он хочет, и то, что он хочет. В связи с эти планирование и организация речевых игр должны быть гибким.
На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация деятельности ребенка: переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации, от организованных игр к свободной, от совместных игр к индивидуальным.
Предложить детям после слушания сказки изобразить ее персонажей. Это очень увлекательно и не займет много времени.
Можно предложить нарядится в костюмы. Обычно их оказывается чуть больше, чем персонажей сказки. Они могут быть незатейливы – для курочки – Рябы – шапочка, для бабки – косынка, для деда фуражка. Для мышек – шапочка с ушками.. Наряжая детей взрослый напоминает им эпизоды из сказки, реплики персонажей, предлагает по пищат, поскакать, по квакать. После игры малыши так и остаются в костюмах и играют, как будто живут в теремке. Это помогает малышу вжиться в образ, привыкнуть к костюму.
Для знакомства со сказкой можно использовать настольный театр, театр игрушек или фланелеграф. Рассказывая детям сказки, рассматривая иллюстрации, обсуждаем сказку. Так у детей одновременно создаются зрительные образы, демонстрируется способ эмоциональной выразительности и игр. Рассматривая иллюстрации в книгах - обращаем внимание на настроение, жесты, мимику героев сказки. Малыши смеются, если смеются персонажи, огорчаются вместе с ними и всегда готовы прийти на помощь. Любимые сказки детей «Репка», «Теремок», «Колобок».
Сказка «Колобок» - замечательный материал для игры. Здесь можно переиграть всех зверей. Ребята любят представлять себя зайкой, мишкой.. С удовольствием дети играют в сказку «Репка». Здесь не только развивается речь, но и закрепляются знания детей об окружающем миром (домашние животные, овощи).
При следующей встречи эта сказка приходит к детям в виде настольного театра.
Все впечатления от сказки дети выражают в продуктивной деятельности.
Информация для родителей
Чтение художественных произведений и беседы по содержанию прочитанного
- Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания.
- Она спутник человека на протяжении всей жизни. Приучайте своего малыша с детства любить и беречь книгу.
- Книги для детей - как правило, ярко иллюстрированы. Рассматривая вместе с ребенком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте внимание на деталях, объясняйте какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть ребенок припоминает, сверяет. Все это приучит внимательно, осмысленно рассматривать то, что изображено на картинке.
- Художественная литература обогащает жизненный опыт ребенк. В ней рассказывается о жизни и деятельности людей: об их работе, взаимоотношениях, о подвигах героев, о красоте родной природы, раскрываются характеры и мотивы поведения. Все это влияет на чувства ребенка, заставляет его переживать, волноваться за судьбу персонажей – одним сочувствовать, других – осуждать.
- Книга помогает ребенку познавать мир.
- Художественные произведения, которые вы читали или рассказывали, существенно влияют на ребенка, на формирование его личности, оставляют в душе его глубокий след, признательность за то, что вы ввели его в мир прекрасного.
Рекомендации родителям: «Как организовать домашний театр?»
- Пересказ сказки. Рассказывание сказки сопровождается показам иллюстраций.
- Сначала показываем спектакль, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. В повторных игра активность малышей увеличивается по мере того как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте буквального воспроизведения. Если необходимо непринужденно поправьте ребенка, и не задерживаясь играйте дальше.
- Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.
- Небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу после театрализованной игры. Ребенок еще в восторге от того как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время дать малышу поиграть также.
- Подготовить игровой материал: игрушки, персонажи сказки (сделать из пластилина, глины, бросового материала), использовать предметы- заместители, элементы костюма.
Для упражнения используйте высказывания только, что выступавших персонажей.
Например: в сказке «Рукавичка» попросится в теремок, как мышка, как волк. Предложите сказать ребенку от имени мышки или волка. Затем можно предложить ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи как неслышно двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».
- «Измени сказку» - добавить смешные эпизоды, ввести новых персонажей
(театры: настольный, пальчиковый, теней)
Взрослый проводит игру сам, вовлекая ребенка.
Игра – инсценировка по сказке «Курочка Ряба»
Цель: стимулировать умение детей самостоятельно играть по мотивам сказки, использовать в игре предметы- заместители; строить высказывания.
Материал: фигурки настольного театра «Курочка-Ряба»: несколько игрушечных мышек, домиков; кусочков меха; кубики с изображение курицы; шарик (яичко), сундук для игрушек.
Ход:
По дорожке детки шли
Сундучок они нашли
А сундук-то не простой
Он волшебный вот какой
Дети заглядывают в сундучок и рассматривают игрушки и предметы. Высказываются. Некоторые ребята начинают имитировать на тему сказки.
Выдержав паузу педагог берет кубик-заместитель и произносит «Ко-ко-ко – снесла курочка яичко, - затем берет кусочек меха и говорит: пи-пи-пи – бежит мышка» Проводит мышку и курочку в домик и снова предлагает детям возможность по их собственной инициативе манипулировать игрушками – заместителями и предметами – заместителями. Если кто-то остался безучастным, можно предложить ему поиграть вместе и в процессе побуждать к игровым действиям с предметами – заместителями.
Воспитатель разыгрывает сказку. Пусть дети держат в руках «лишние «игрушки», если захотят - действуют с ними. В свой рассказ воспитатель может включить двух курочек, или двух мышат. Дальше дети продолжают игру с игрушками в игровых уголках.
Занятие: «Читаем сказку, отвечаем на вопросы»
Цель: знакомство с содержанием сказки.
Ход:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к русской народной сказке «Колобок». Дети рассматривают три-четыре сюжетные картинки и отвечают на вопросы:
1-я иллюстрация
- Как начинается сказка?
- Кого вы узнали на этой картинке?
2-я иллюстрация
- Что попросил испечь старик?
- Где остывал колобок?
3-я иллюстрация
- Что произошло с колобком, когда он спрыгнул с окошка?
- Кого встретил колобок?
- Какую песенку пел колобок?
4-я иллюстрация
- Почему колобок прыгнул лисе на нос?
- Чем закончилась сказка?
После рассматривания иллюстраций воспитатель еще раз читает сказку, а дети помогают.
Самостоятельная игра детей в театральном уголке (театр картинок «Колобок», театр игрушек «Колобок») При необходимости педагог активизирует деятельность малыша.
Инсценировка сказки: «Колобок»
(на прогулке)
Цель: способствовать активному запоминанию текста сказки, произношению знакомого текста с разной интонацией.
Материал: крупные макеты персонажей сказки, колобок (пластмассовый или слепленный из цветного текста и раскрашенный детьми)
Ход игры:
Колобок катится по зеленой весенней траве от одного зверя к другому. Дети взявшись за руки, передвигаются за ним и все вместе поют песенку.
Воспитатель ведет рассказ и каждый раз, встречая нового зверя, приговаривает «Катится, катится колобок, а навстречу ему …Кто?»
Игра «Найди картинку»
Цель: Продолжить знакомство со сказкой «Колобок»; учить понимать последовательность развертывания сюжета; развивать память, внимание, мышление.
Ход игры:
Педагог ошибочно располагает одну из картинок, отражающих последовательность сюжета.
-Найдите картинку, которая лежит не на своем месте.
Игра «Разыгрывание сказки «Теремок»»
Цель: учить инсценировать действия персонажей сказки, развитие речи, ее интонационной выразительности, учить выразительности движений.
Ход:
В: Я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать героев
-Шла мышка-норушка. Увидела в поле теремок. Постучалась.
-Покажи,как стучится мышка.
(ребенок показывает)
-Как она разговаривает очень тоненьким голосом.
(ребенок проговаривает)
Педагог читает следующий фрагмент и предлагает изобразить действия персонажей. Обращает внимание, что все герои ведут себя по-разному. (лягушка стучится в домик чуть громче и говорит более грубым голосом; медведь говорит самым грубым голосом и стучится громче всех)
Игра «Мишка»
Цель: побуждать детей подражать движениям животных,
Вот он Мишенька-медведь,
По лесу рычит он ходит
(дети имитируют движения медведя и произносят звук (р-р-р)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет
Облизывает лапу сластена косолапый
(облизывают губыязыком, чмокают)
А пчелы налетели, медведя прогоняют
(Ж-Ж-Ж)
А пчелы жалят мишку,
Не ешь мой мед воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает (чмокают)
План мероприятий с родителями:
- Беседа: «Организация игры – драматизации для детей раннего возраста»
- Беседа «Театр в детском саду. Какой он?» (виды театра по возрасту детей)
- Консультация «Возрождаем домашние чтения»
- Мастер-класс для родителей «Как изготовить театральную куклу»
- Конкурс « Очумелые ручки»-
«Театр на столе» (из бумаги и картона);
- Помощь родителей в изготовлении дидактических игр:
- «Помоги колобку»
- «Кто что ест»
- «Театр масок «Колобок»
- «Пальчиковый театр – «Теремок»»
- Альбома «Мамы и детки-домашние животные»
- «Мамы и детки - дикие животные»
- Изготовление фотогазеты «Играем в театр»
- Изготовление фотоколлажа «В сказку «Колобок» играем – знания получаем»
- Родительское собрание «В пальчики играем – речь развиваем»
Итог:
Сотрудничество педагогов и родителей способствовало интеллектуальному, нравственно-эстетическому, эмоциональному воспитанию каждого ребенка;
У детей появился:
- интерес к играм- драматизациям;
- улучшилась речь детей, ее словарный запас, звуковая культура;
- повысилась педагогическая культура родителей;
- увеличился показатель роста активности семьи в работе ДОУ.
Таким образом - работа по проекту способствовала проявлению интереса и активности к играм- драматизациям, сделала жизнь наших малышей наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества, раскрыла духовный и творческий потенциал ребенка, раскрыла творческий потенциал родителей, активизировала их сотрудничество с ДОУ.
Литература:
- «Придумай слово» О.С. Ушакова Творческий центр Москва 2010
- Методические рекомендации к наглядно- дидактическому пособию «Теремок», «Три медведя» Москва Мозаика Синтез 2009
- «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»
- М.Д. Маханева
- Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова М.А. Васильева Мозаика синтез Москва 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ЛЕПИМ, РИСУЕМ, ИГРАЕМ – РЕЧЬ УЛУЧШАЕМ»
В последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение....
индивидуальный план развития воспитателя по обучению татарскому языку по теме "Сказки играем ,речь развиваем"
Сказки помогают развивать речь,дети играя по ролям быстро запоминают слова им интересно играть,в связи с этим выбрана тема по самообразованию....
Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"
Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...
Проект «В сказку играем – речь развиваем»
Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....
Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...
Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...
ПРОЕКТ для детей младшей разновозрастной группы «В сказки играем – речь развиваем!»
Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздув...