Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок
проект по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_-_kopiya.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»
городского округа Кашира
Московской области
Проект «В сказки играем- речь развиваем»
Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок
Автор проекта: учитель-логопед Прошина В.М. Срок реализации: сентябрь 2017г.-май 2019г. Место реализации: МБДОУ «Детский сад №8»
«Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» В.А. Сухомлинский
Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок
Вид проекта: исследовательско- поисковый, групповой, долгосрочный
Продолжительность проекта: 2 года
Проблемная ситуация
Актуальность:
Целесообразность использования мультимедийных логопедических сказок в коррекционной практике объясняется тем, что носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
С введением новых требований к образованию пришла к выводу, что необходимо пересмотреть формы и методы работы с воспитанниками. Работаю с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи), у детей с нарушениями речи часто нарушены не только речевые, но и неречевые процессы. Со стороны эмоционально-волевой сферы этих детей также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, негативизм, речь детей маловыразительная.
Проблема: Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду.
В связи с чем, разработка альтернативной комплексной системы, направленной на повышение эффективности уровня речевого и неречевого развития детей, имеющих ТНР (общее недоразвитие речи), приобретает особую значимость. И передо мной встала задача подобрать такие формы, методы, способы обучения детей с нарушениями речи, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу, чтобы дети, отдыхая, учились и развивались.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Это высказывание подчеркивает необходимость использования наглядных форм в обучении для повышения эффективности коррекционного процесса.
Актуальность проекта:
Каждому ребенку, очень хочется научиться говорить правильно, но не все готовы, поскольку их коррекционная мотивация еще недостаточно выражена, а преодоление речевых и неречевых барьеров нередко требует совсем недетских усилий, все это требует поиска дополнительных путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с ними. А сказки всем детям нравятся, поэтому я решила превратить трудное в интересное и увлекательное.
Проект «В сказки играем- речь развиваем» осуществляется, как увлекательная, игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых, повышение эффективности уровня речевого и неречевого развития детей посредством применения мультимедийных презентаций в логопедической работе.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работе-учителя логопеда является использование мультимедийных логопедических сказок в презентациях. Это наглядность, дающая возможность логопеду выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются речевые и неречевые процессы.
Новизна проекта:
Заключается в интеграции линий развития: речевой, творческой, креативной, эмоционально-ценностной, посредством использования информационных технологий в коррекции речевых расстройств.
Основные методические принципы реализации проекта:
Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым повышается интерес к логопедической ООД за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы.
Принцип научности. Дети усваивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы ( репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип наглядности. Используются мультимедийные презентации, компьютерные программы, слайд-шоу, видеофрагменты.
Принцип системности и последовательности обучения.
Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом.
Принцип доступности обучения.
Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на индивидуальных занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В компьютерных программах результаты деятельности ребенка представляются на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип воспитывающего обучения.
У детей воспитываются волевые и нравственные качества.
Цель проекта:
Разработать и внедрить в практику коррекционного процесса серию мультимедийных логопедических сказок в программе Power Point, направленных на развитие и формирование у детей с ТНР полноценной речевой и неречевой деятельности.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить в практику коррекционного процесса серию мультимедийных логопедических сказок, направленных на развитие и формирование у детей с ТНР полноценной речевой и неречевой деятельности.
- Транслировать результаты проекта через персональный сайт учителя-логопеда и районное методическое объединение учителей логопедов.
- Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности.
- Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
- Повысить компетентность родителей по использованию интерактивных игр в домашних условиях.
- Создать банк конспектов, презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми.
Основная гипотеза проекта.
Мне показалось интересным сделать логопедическую сказку мультимедийной. Преимуществом таких средств является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, направленны на развитие и формирование у детей с ТНР полноценной речевой деятельности, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.
Предлагаемая модель образовательной технологии актуальна и инновационна для дошкольного образования.
Ожидаемый результат:
- Положительная динамика в развитии речевых и неречевых функций у детей дошкольного возраста.
- Улучшение психологического и физического здоровья детей с ОВЗ.
- Повышение компетентности педагогов по использованию мультимедийных логопедических сказок в образовательном процессе.
- Повышение компетентности родителей по использованию интерактивных игр в домашних условиях.
И самое главное:
Данный проект станет хорошим стартом для систематической коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми, имеющими ТНР (общее недоразвитие речи), а также поможет выработать модель сотрудничества логопеда с родителями и специалистами учреждения. Кроме того, мультимедийные презентации, конспекты ООД могут быть использованы в работе специалистами учреждения (воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, логопедом) для повышения эффективности образовательного процесса.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, зачисленные в логопедическую группу компенсирующей направленности, воспитатели, родители, учителя-логопеды.
Механизм реализации проекта
Сведения об основных исполнителях проекта
- Автор проекта, учитель-логопед. Организует и осуществляет проект.
- Врач педиатр. В проекте оказывает консультативную помощь по сбору анамнестических данных и состоянию здоровья детей.
- Воспитатели логопедической группы компенсирующей направленности закрепляют с детьми задания учителя-логопеда (тетрадь взаимодействия специалистов).
- Педагог-психолог. Оказывает консультативную помощь. На индивидуальных занятиях с детьми закрепляет задания логопеда.
- Родители закрепляют домашние задания логопеда (индивидуальные тетради).
Содержание и этапы реализации проекта.
1 этап.
-анализ и обобщение опыта работы по вопросам ИКТ технологий в логопедической практике;
-подготовка методического обеспечения проекта;
-разработка содержания коррекционно-развивающей ООД, сценариев игр-презентаций;
-повышение педагогической компетентности родителей;
-мониторинг.
2 основной этап. Практический
- Подбор логопедических сказок для мультимедийных презентаций.
- Создание мультимедийных логопедических сказок.
- Использование в фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работе мультимедийных логопедических сказок.
- Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИКТ в домашних условиях.
3 этап. Обобщающий
- Обобщение и структурирование материалов по результатам работы.
- Представление опыта работы на районном методическом объединении для учителей-логопедов.
- Трансляция результатов работы на персональном сайте учителя-логопеда.
- Игровой практикум для родителей по использованию интерактивных игр.
- Подготовка мультимедийной презентации содержания проекта.
- Проведение итоговой диагностики.
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 |
2017-2018 учебный год | |||
Сентябрь | Диагностика речевых и неречевых процессов. | Заполнение альбома диагностики всеми специалистами. | Проведение анкетирования по использованию компьютерных речевых игр в семье. |
Октябрь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Путешествие в осенний лес» | Проведение анкетирования «Ваше отношение к мультимедийным презентациям» | Консультация для родителей «Приемы мнемотехники в коррекции нарушения речи. Живые таблицы». |
Ноябрь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД» Как лебедь остался один» | Показ интегрированной деятельности «Как лебедь остался один» | Консультация «Сказкотерапия в коррекции нарушения речи» |
Декабрь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Путешествие к Деду Морозу» | Рекомендации по развитию познавательных процессов по различным лексическим темам. | |
Январь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД | Обсуждение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы. | Стендовая информация: «Артикуляционные сказки» |
Февраль | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Как крабик дом искал» | Мастер-класс | Игротека для родителей Презентация «Как зверята подружились». |
Март | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Как олененку маму искали» | Картотека | Видео газета для родителей «Наши будни с логопедом» |
Апрель | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Путешествие в прошлое города Кашира» | Буклет | Показ видеофильма «Наши путешествия». |
Май | Диагностика | Презентация проекта для педагогов ДОУ. Анализ проведенной диагностики. | Индивидуальные консультации. |
2018-2019 учебный год | |||
Сентябрь | Диагностика речевых и неречевых процессов. | Заполнение альбома диагностики всеми специалистами. | Проведение анкетирования по использованию компьютерных речевых игр в семье. |
Октябрь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Путешествие в осенний лес» | Проведение анкетирования «Ваше отношение к мультимедийным презентациям» | Консультация для родителей «Приемы мнемотехники в коррекции нарушения речи. Живые таблицы». |
Ноябрь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД» Как лебедь остался один» | Показ интегрированной деятельности «Как лебедь остался один» | Консультация «Сказкотерапия в коррекции нарушения речи» |
Декабрь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Путешествие к Деду Морозу» | Рекомендации по развитию познавательных процессов по различным лексическим темам. | |
Январь | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД | Обсуждение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы. | Стендовая информация: «Артикуляционные сказки» |
Февраль | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Как крабик дом искал» | Мастер-класс | Игротека для родителей Презентация «Как зверята подружились». |
Март | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Как олененку маму искали» | Картотека | Видео газета для родителей «Наши будни с логопедом» |
Апрель | Коррекционно-развивающая ООД. Интегрированная ООД «Путешествие в прошлое города Кашира» | Буклет | Показ видеофильма «Наши путешествия». |
Май | Диагностика | Презентация проекта для педагогов ДОУ. Анализ проведенной диагностики. | Индивидуальные консультации. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Методические ресурсы:
- ФГОС ДО;
- Образовательные программы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ( Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова);специализированная программа(Н,В.Нищева
Информационные ресурсы: МБДОУ «Детский сад №8» имеет свой сайт и электронную почту, использует в работе нормативно-правовую базу, персональный сайт учителя-логопеда.
Материальные ресурсы: Для проведения проектной деятельности в учреждении МБДОУ «Детский сад №8» имеются необходимые условия: кабинет логопеда, ТСО, программно-методическое и дидактическое обеспечение, что гарантирует качественную реализацию проекта.
Продукт проекта
Мультимедийные логопедические сказки в презентациях для развития речи у детей 6-7 лет с ТНР
Результаты реализации проекта:
Для детей: Положительная динамика КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Для коллектива ДОУ: Повышение компетентности педагогов по использованию мультимедийных логопедических сказок в образовательном процессе.
Для родителей: Повышение компетентности РОДИТЕЛЕЙ по использованию интерактивных игр в домашних условиях В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Основным результатом проекта станет разработка эффективной рабочей модели деятельности учителя-логопеда. Таким образом, будет достигнута цель проекта: внедрение мультимедийных презентаций в практику логопедического воздействия с дошкольниками, имеющими ТНР (общее недоразвитие речи).
Результаты диагностического обследования детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекционной работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Данные материалы по планированию разработаны учителем-логопедом МДОУ № д/с Мячиной Ниной Николаевной (высшая квалификационная категория). В представленном планировании обобщен и систематизирован...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ
В помощь логопеду материалы об использовании в работе различных видов здоровьесберегающих технологий....
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней логопедической группе для детей с ТНР
Материал представляет собой разработку планирования коррекционной работы по формированию грамматического строя и связной речи у детей с общим недоразвитием речи (2 уровень речевого развития). Пре...
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....