Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_v_skazki_igraem.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 212 «Городок»
Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем»
в подготовительной группе.
Подготовила:
Воспитатель Бархатова В.А.
Актуальность проекта
Считаю, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой-либо информации и увеличивает объем памяти у детей. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Вид проекта: информационно-творческий
Образовательные области: познавательное и социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Участники проекта: дети подготовительной группы
Сроки реализации проекта: 9 месяцев
Цель проекта:
Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста на основе
заучивания стихотворений, пересказывания рассказов, составлений рассказов и сказок путем овладение мнемотехникой.
Задачи
◦ Познакомить детей с мнемотехникой
◦ Учить заполнять схему - модель как план стихотворения
◦ Формировать интерес к художественной литературе
◦ Развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление
◦Предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность итворческую активность при создании мнемотаблиц
◦ Расширять кругозор и активизировать словарный запас, связную речь.
Принципы 1.Интегративный - реализуется в сотрудничестве с семьей
2.Дифференцированный подход - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой и технологией «мнемотехника»
3.Развивающий характер обучения - переживание всеми участниками проекта конкретного опыта и его осмысление с последующим обобщением и рефлексией.
Предполагаемый результат
1.Повышение уровня произвольной памяти, внимания, развития речи детей.
2. Владение детьми различными способами запоминания стихов.
3.Повышение интереса к заучиванию стихов.
Суть мнемотехники:
Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок), развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Перспективный план работы
Сентябрь | С детьми: Беседа о мнемотехнике « Расшифруем символы». Работа с мнемотаблицей «Осень»,заучивание стихотворений про осень, составление рассказа по мнемотаблице «Лиса с лисятами». Цель:обобщение представлений о признаках осени,ее характерных признаках, формирование умения рассказывать по мнемотаблице, составлять мнемодорожки. Расширение и активизация словаря по теме «Осень», «дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных и сущесвительных в роде, падеже. Составление описательного рассказа на тему «Лиса с лисятами» с опорой на мнемотаблицу. Цель: Знакомство детей с новой технологией рассказывания по готовой мнемотаблице. . С родителями: Анкетирование для родителей: «Мнемотехника». Цель: Выявление знаний родителей о технологии развития речи и памяти « Мнемотехника». Проведение родительского собрания на тему «Что такое мнемотехника». Цель: Знакомство родителей с темой проектаи методом «Мнемотехника». Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания». Цель: Повышение компетенции родителей в развитии речи детей дошкольного возраста. |
Октябрь | С детьми: Работа по мнемотаблице «Расскажи о грибах». Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по сотсавленноймнемотаблиц Цель: способствовать развитию связной речи, расширять и обогащать словарный запас, совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительныи в роде, числе, падеже. Рассматривание картотеки мнемотаблиц, и научить составлять пресказ с опорой на мнемотаблицу. Цель: Закрепление умения составлять и использовать мнемотаблицы в самостоятельном и совместном с родителями творчестве. С родителями: Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».Цель: ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Индивидуальные консультации «Как учить стихи с ребёнком» Цель: предложить рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников. Рассматривание картотеки мнемотаблиц. Цель: Знакомство родителей с символами для запоминания стихотворений об осени. С педагогами: Консультация для педагогов: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы) Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по технологии «мнемотехника». |
Ноябрь |
Цель: продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями. Подбирая слова – признаки и предавая содержание текса. 2. закреплять умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов. |
декабрь |
Цель: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления, рассказывать связно.
|
январь |
Цель: совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам. 2. учить детей отвечать на вопросы, запоминать короткие стихотворения, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы. 3. продолжать учить составлять рассказ – описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме. |
февраль |
Цель: упражнять детей в образовании родственных, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания. 2. способствовать четко произносить слог, опираясь на мнемокарточку. Цель: закреплять четко произносить слог. |
март |
Цель: продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки. 2. учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу. 3. формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. |
апрель |
Цель: учить пользоваться графическими изображениями, развитие логики, мышления, внимания. 2. учить детей самостоятельно пересказывать сказкус помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь. 3. способствовать развитию связной речи. |
май |
Цель: развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной теме.
|
Анализ итогов проекта.
Проанализировав все этапы проекта, можно сделать следующие выводы: цели и задачи, которые были поставлены, полностью реализованы совместными усилиями всех участников проекта.
Дети:
1. Дети активно осваивали мир социальных взаимоотношений, учились сотрудничать друг с другом, педагогами и родителями в творческой деятельности.
2. Появился интерес к заучиванию стихов и составлению рассказов по мнемотаблицам,
обогатился словарный запас по теме «Осень».
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление довольно редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудн...
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»
Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...
Развитие связной речи дошкольников в помощью мнемотехники
Умение детей быстро и легко запоминать тексты...
Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»
Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...
Консультация для педагогов «Как развивать речь дошкольников с помощью мнемотехники».
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития речевой активности ребенка, когда собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и само...
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся» (подготовительная группа).
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности....
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся» в 2022-2023 учебном году
Паспорт проектаНазвание проекта «Играй и развивайся».Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.Вид проекта:...