Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"
проект по логопедии (старшая группа)
Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_logoskazki_igraem_-rech_razvivaem.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«В логопедические сказки играем - речь развиваем»
В старшей группе №2
«Жемчужины» МБДОУ№322 «Морозко»
Составители:
Учитель-логопед
Астаева Н.Н.
Воспитатель
Путятина О.Г
Актуальность
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.
Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Для решения этой проблемы мною был разработан проект «в логопедические сказки играем – речь развиваем"
Цель проекта: Коррекция речи детей путём использования логопедических сказок.
Задачи:
1.Развивать грамотную и связную речью.
2 Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
3.Улучшить звукопроизношение.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом
5. Повысить культурный уровень дошкольников.
6.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логопедических сказок.
7.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
8. Обогатить предметно-развивающую речевую среду
Участники проекта:
1.Дети.
2. Учитель-логопед.
3. Родители.
Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный.
1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2.Консультация родителей по теме проекта.
3. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
4. Подготовка материальной и методической базы.
5. Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
• Звукопроизношение
• Фонематические процессы
Словарный запас
• Лексико-грамматические категории
• Связанная речь
• Общая и мелкая моторика
II этап – основной.
1. Разработать цикл сказок и апробировать их в проекте.
2.Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);
3. Показ театрализованных представлений для детей и родителей.
4. Показ открытого занятия для педагогов
III этап- заключительный.
1. Итоговое мероприятие «Праздник красивой речи».
2. Анализ достигнутых результатов.
I этап подготовительный.
1.1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель.)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
с куклами на баночках;
рукавичковый;
конусный;
бибабо и др.
Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
В ходе проведенной диагностики мною были выявлены следующие результаты речевого развития детей:
Только у 25% детей звукопроизношение находится на среднем уровне развития. Лексический запас сформирован только у 25% детей. А грамматический строй речи развит в полной мере у 9 % детей.
В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «В логопедические сказки играем - речь развиваем"
II этап – основной.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики.. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич- Евстигнеева и другие . Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В. , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Исходя из изученного мною материала я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением логосказок, театральных средств. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка- логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Работа проводилась поэтапно.
Совместная работа логопеда с детьми
1.разучивание стихов,скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.
2. Познакомила детей с дидактическим пособием «Бегемотик Жужа»». Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развитие речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.).
3.В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху 4. Развивали мелкую и общую моторику (использовали такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки».
5.Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?», «Угадай, что делать?».
6.Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.
7.Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов.
Как промежуточный итог в конце месяца проводилась совместная игровая деятельность – логопедическая сказка.
Логопедические сказки проводились в группе, в музыкальном зале, там, где дети свободно двигались, выполняли различные задания, закрепляли навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работы.
Создала сборник логопедических сказок и апробировала их в проекте.
Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, изготовление кукол
- Придумывание сказок с детьми
- Анкетирование родителей. Памятки для родителей
Предполагаемый результат:
Дети:
- У детей будут сформированы речевые знания;
- У детей разовьется интерес к сказкам и дидактическим играм;
- Дети научатся размышлять, анализировать и показывать сказки.
Педагоги:
- Повышение профессионального мастерства;
- Повысится культура педагогов;
- Пополнится развивающая среда в группе;
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
Родители:
- Обогащение уровня знаний родителей по речевому развитию детей;
- Повысится культура родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии детей;
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;
- Возможность участвовать в совместных театральных праздниках.
III этап- заключительный
На Заключительном этапе были проведены следующие мероприятия:
1. Семинар – практикум для педагогов
«Логосказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей»
2. Проведение логосказки «Путешествие с гномом Сладкоежкой».
Заключение
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования логосказок,в ходе работы эта цель была достигнута.
Мной был поставлен ряд задач, решив которые мы:
Развили у детей грамотную и связную речь
Обогатили словарный запас
Совершенствовали употребление лексико-грамматических категорий
Улучшили звукопроизношение
Создали на занятии благоприятную психологическую атмосферу
Повысили культурный уровень дошкольников.
Систематизировали методический и дидактический материал по темам логосказок.
Разработали цикл логосказок и апробировали их в практике работы.
Обогатили предметно-развивающую речевую среду.
Результативность.
• Дети умеют использовать образные выражения при пересказе сказок. • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок. • Правильно употребляют лексико-грамматические категории. • Улучшилось звукопроизношение. Обогатился словарный запас• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». • Повысился культурный уровень дошкольников.
Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальный план развития воспитателя по обучению татарскому языку по теме "Сказки играем ,речь развиваем"
Сказки помогают развивать речь,дети играя по ролям быстро запоминают слова им интересно играть,в связи с этим выбрана тема по самообразованию....
В сказку играем – речь развиваем
Театрализованная деятельность - это интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей, помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, в...
Проект «В сказку играем – речь развиваем»
Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....
Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...
Презентация "В сказки играем, речь развиваем"
Использование конструирования и моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности....
Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...
ПРОЕКТ для детей младшей разновозрастной группы «В сказки играем – речь развиваем!»
Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздув...