ПРОЕКТ для детей младшей разновозрастной группы «В сказки играем – речь развиваем!»
проект (младшая группа)

Григорьева Наталья Михайловна

          Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Если бы не творчество, не составление сказокречь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление хаотичным».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx199.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                        «Средняя школа № 8» филиал (Детский сад).

СОГЛАСОВАНО

 МБОУ «Школа № 8» филиал

Зам. Директора по УВР

_________________Е.А. Зубкова

«____»________________20__г.

 

ПРОЕКТ

для детей младшей разновозрастной группы

«В сказки играем – речь развиваем!»

https://img.razrisyika.ru/kart/113/448646-po-russkim-skazkam-dlya-detey-4-5-let-narodnym-5.jpg

Составила воспитатель младшей группы:

Н.М. Григорьева.

        

Ачинск 2023 -2024 учебный год

          Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Если бы не творчество, не составление сказокречь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление хаотичным».

В.А.Сухомлинский.

Паспорт проекта

Актуальность проекта:

     В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

          В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов детского фольклора.

Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по речевому развитию ребенка.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Возраст детей: 2-4 года.

Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
  2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
  3. Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
  4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
  5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Для педагогов:

1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.

Для родителей:

  1. Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через совместные игры, постановки сказок.
  2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
  3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Методы проекта:

- игровые: дидактические игры, настольные игры, игры-драматизации, пальчиковые игры (сказки), шнуровки, игры с конструктором, сказки на липучках;

- словесные: чтение и рассказывание сказок, загадок; беседа; рассматривание картинок, книг;

- практические: совместные действия педагога и ребенка;

- наглядные: использование иллюстраций, показ мультфильмов, тематическая выставка.

Предполагаемый результат:

1. дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;

2. дети научатся самостоятельно играть в настольно - дидактические игры;

3. участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.

 

Этапы реализации проекта

 

1. Организационно - подготовительный этап:

- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;

- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;

- создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;

- создание предметно-развивающей среды по теме;

- разработка плана по развитию речи по всем образовательным областям;

- создание «Сказки на липучках»;

- разработка итогового мероприятия .

 

2. Практический этап:

Образовательная область: «Речевое развитие.

Дидактические игры: - «Опиши предмет»

- «Расскажи мне»

-«Полезные прятки»

-«Чем похожи предметы, чем отличаются»

- «Назови предмет»

- «Составь рассказ по картинке» - «Назови ласково»

 

Образовательная область: «Познавательное развитие» Дидактические игры: -«Большие и маленькие»

- «Один-много»

- «Кто что ест»

-«Назови детенышей животных»

- «Что, где, когда»

-«Что нужно человеку»

- «Что с чем можно делать»

 

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Дидактические игры: -«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»

-«Кому бы позвонить»

Хороводная игра: -«Заинька, походи…»

Русская народная игра: -«Зеркало».

Настольный театр: «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».

Инсценировка сказки: «Репка».

Артикуляционная гимнастика:

«Сытый хомячок» , « Улыбка»,

«Бублик» , «Белочка» ,

«Слоненок» и др.

 

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».

Аппликация: «Мишка», «Весна –красна», « Будка для собачки».

Лепка: «Оладушки», «Подснежники», «Витамины для ребят», «Баранки».

Театрализованная деятельность: «Жили у бабуси», «Колобок», «Курочка Ряба»

 

Образовательная область: «Физическое развитие».

Подвижные игры со словами: -«Раздувайся пузырь»

- «У медведя во бору»

- «Лохматый пес»

- «Огуречик»

Пальчиковая гимнастика:

« Жил был зайчик», ««Вышла курочка гулять», «Ежик» , «Трик -трак»,

«Гномики»и др.

 

3. Заключительный этап.

1. Изготовление ЛЭПбука по развитию речи «Развиваем речь» (для детей 2-4 лет).

2. Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».

3. Итоговое мероприятие: Постановка детьми русской народной сказки «Колобок».

Работа с семьей по реализации проекта:

Консультации: - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

- «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи)

Беседа:- «Как развивать связную речь дома»

Список литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет.

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.

4. Интернет - источники.

 

 

Приложение

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

 

1. Д/и «Опиши предмет»

Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия).

Например: Это яблоко. Оно круглое, красное. Его можно кушать.

 

 

2. Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке)

Цель: развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький, он не знает куда идти и т. д.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика, соседка и т. д.) . Куда они идут? (Домой, в детский сад и т. д.). Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные волосы, а у мальчика темные, короткие и т. д.). Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять. Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

 

 

3. Д/и «Полезные прятки»

Цель: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то,о чем будет говориться в рассказе. Например: Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды он с другом (мамой) играл в прятки. Думал-думал и решил спрятаться под стол. Смотрит друг – нет мальчика. Где же он? Может быть под диваном? А может быть под стулом? А, вот он где –под столом. Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф и. т. д.

 

 

4. Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются»

Цель: развивать речь и логическое мышление.

 

5. Д/и «Назови предмет»

Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей.

 

6. Д/и «Составь рассказ по картинке»

Цель: развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам.

 

7. Д/и «Назови ласково»

Цель: образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик).

 

8. Д/и «Большие и маленькие»

Цель: развивать внимание, память, учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Описание: раздать детям карточки с изображениями животных. Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей.

 

8. .Д/и «Один-много»

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары.

 

9. Д/и «Кто что ест»

Цель: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает и т. д. Например: собака грызет косточку.

 

10. Д/и «Назови детенышей животных»

Цель: закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.

 

11. Д/и «Что, где, когда

Цель: развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задавать вопросы:

- Где растут ветки? (На дереве)

- Где растут деревья? (В лесу)

Где растут листья? (На ветке)

Где живут рыбы? (В реке)

 

12. Д/и «Что нужно человеку»

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду и. т. д. Можно сочинить сказку о приключениях человечка.

 

13. Д/и «Что с чем можно делать»

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.

Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было 3 года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов.

 

14. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы.

Описание: выбирается водящий, который выходит из группы, остальные дети придумывают, что будут изображать. Когда водящий спросит: Где вы были девочки и мальчики? Что вы делали?

Дети ответят : «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети молча показывают задуманное, водящий отгадывает.

 

15. Хороводная игра «Заинька, походи…»

Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями.

Описание: Воспитатель водит хоровод с детьми, проговаривая слова песни. Внутри хоровода находятся 2-3 ребенка. Они выполняют просьбы поющих детей (заинька, походи…. топни ножкой… попляши).

 

16. Русская народная игра «Зеркало»

Цель: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем.

Описание: дети образуют круг. Воспитатель- водящий. Малыши двигаются по кругу, декламируя вместе с воспитателем:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Сашенька (Оленька) покажет,

Будем дружно выполнять!.

 

17. Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

18. Д/и «Кому бы позвонить»

 

Цель: развивать речь; заложить основы этикета.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-либо по игрушечному телефону. Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

 

19. П/и «Раздувайся пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

(Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг).

Он летел, летел, летел

И на ветку налетел.

Пш-ш-ш, и лопнул!

(После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки.

 

20. П/и «У медведя во бору»

На одном конце площадки «дом» медведя, на противоположном «дом детей». Педагог говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь не спит,

Все на нас рычит.

Медведь догоняет детей. Пойманного ведет к себе. Игра начинается сначала.

 

21. П/и «Лохматый пес»

Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.

 

22. П/и «Огуречик»

В одном конце площадки – педагог- «ловишка», в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и говорят слова:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают, ловишка их ловит.

 

23. Пальчиковая гимнастика

"Жил-был зайчик"

Жил-был зайчик –

(хлопают в ладоши)

Длинные ушки

(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке

(трут нос).

Отморозил носик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик

(гладят кобчик)

И поехал греться

(крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять"

«Вышла курочка гулять»

(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).

«Ёжик»

Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

«Трик –трак»

           Веселая песенка для малышей. Простота интонирования мелодии соединена в ней с пластическими движениями, образно рисующими содержание.

Подберите с детьми инструменты для сопровождения.

         Трик-трак, трик-трак!

(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)

Под мостом жил старый рак.

(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)

Рыжий кот пришел на мост,

(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)

Рак схватил кота за хвост!

(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)

«Мяу-мяу! Помогите!

(Держит в кулачке спрятанный мизинец;  второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота)

С хвоста рака отцепите!»

(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)

Все бегут, и ты беги –

(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)

Коту Ваське помоги!

(Хлопки в ритме текста, в конце фразы - шлепок по коленям.)

«Гномики»

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"

Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...

Проект для детей младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей 2-4 лет «Путешествие в страну сказок».

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, ...

Проект «В сказку играем – речь развиваем»

Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В театр играем речь развиваем»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей д...

Экологический проект для детей младшей разновозрастной группы "Синичкин день"

Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.Расширились пред...