ПРОЕКТ для детей младшей разновозрастной группы «В сказки играем – речь развиваем!»
проект (младшая группа)
Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление хаотичным».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki.docx | 199.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа № 8» филиал (Детский сад).
СОГЛАСОВАНО МБОУ «Школа № 8» филиал Зам. Директора по УВР _________________Е.А. Зубкова «____»________________20__г. |
ПРОЕКТ
для детей младшей разновозрастной группы
«В сказки играем – речь развиваем!»
Составила воспитатель младшей группы:
Н.М. Григорьева.
Ачинск 2023 -2024 учебный год
Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление хаотичным».
В.А.Сухомлинский.
Паспорт проекта
Актуальность проекта:
В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.
В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов детского фольклора.
Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по речевому развитию ребенка.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 2-4 года.
Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность.
Задачи проекта:
Для детей:
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
- Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
- Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
- Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через совместные игры, постановки сказок.
- Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
- Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Методы проекта:
- игровые: дидактические игры, настольные игры, игры-драматизации, пальчиковые игры (сказки), шнуровки, игры с конструктором, сказки на липучках;
- словесные: чтение и рассказывание сказок, загадок; беседа; рассматривание картинок, книг;
- практические: совместные действия педагога и ребенка;
- наглядные: использование иллюстраций, показ мультфильмов, тематическая выставка.
Предполагаемый результат:
1. дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;
2. дети научатся самостоятельно играть в настольно - дидактические игры;
3. участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.
Этапы реализации проекта
1. Организационно - подготовительный этап:
- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;
- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;
- создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;
- создание предметно-развивающей среды по теме;
- разработка плана по развитию речи по всем образовательным областям;
- создание «Сказки на липучках»;
- разработка итогового мероприятия .
2. Практический этап:
Образовательная область: «Речевое развитие.
Дидактические игры: - «Опиши предмет»
- «Расскажи мне»
-«Полезные прятки»
-«Чем похожи предметы, чем отличаются»
- «Назови предмет»
- «Составь рассказ по картинке» - «Назови ласково»
Образовательная область: «Познавательное развитие» Дидактические игры: -«Большие и маленькие»
- «Один-много»
- «Кто что ест»
-«Назови детенышей животных»
- «Что, где, когда»
-«Что нужно человеку»
- «Что с чем можно делать»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические игры: -«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
-«Кому бы позвонить»
Хороводная игра: -«Заинька, походи…»
Русская народная игра: -«Зеркало».
Настольный театр: «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
Инсценировка сказки: «Репка».
Артикуляционная гимнастика:
«Сытый хомячок» , « Улыбка»,
«Бублик» , «Белочка» ,
«Слоненок» и др.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».
Аппликация: «Мишка», «Весна –красна», « Будка для собачки».
Лепка: «Оладушки», «Подснежники», «Витамины для ребят», «Баранки».
Театрализованная деятельность: «Жили у бабуси», «Колобок», «Курочка Ряба»
Образовательная область: «Физическое развитие».
Подвижные игры со словами: -«Раздувайся пузырь»
- «У медведя во бору»
- «Лохматый пес»
- «Огуречик»
Пальчиковая гимнастика:
« Жил был зайчик», ««Вышла курочка гулять», «Ежик» , «Трик -трак»,
«Гномики»и др.
3. Заключительный этап.
1. Изготовление ЛЭПбука по развитию речи «Развиваем речь» (для детей 2-4 лет).
2. Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».
3. Итоговое мероприятие: Постановка детьми русской народной сказки «Колобок».
Работа с семьей по реализации проекта:
Консультации: - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»
- «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи)
Беседа:- «Как развивать связную речь дома»
Список литературы
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
4. Интернет - источники.
Приложение
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. Д/и «Опиши предмет»
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия).
Например: Это яблоко. Оно круглое, красное. Его можно кушать.
2. Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке)
Цель: развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький, он не знает куда идти и т. д.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика, соседка и т. д.) . Куда они идут? (Домой, в детский сад и т. д.). Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные волосы, а у мальчика темные, короткие и т. д.). Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять. Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.
3. Д/и «Полезные прятки»
Цель: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.
Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то,о чем будет говориться в рассказе. Например: Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды он с другом (мамой) играл в прятки. Думал-думал и решил спрятаться под стол. Смотрит друг – нет мальчика. Где же он? Может быть под диваном? А может быть под стулом? А, вот он где –под столом. Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф и. т. д.
4. Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются»
Цель: развивать речь и логическое мышление.
5. Д/и «Назови предмет»
Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей.
6. Д/и «Составь рассказ по картинке»
Цель: развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам.
7. Д/и «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик).
8. Д/и «Большие и маленькие»
Цель: развивать внимание, память, учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Описание: раздать детям карточки с изображениями животных. Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей.
8. .Д/и «Один-много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары.
9. Д/и «Кто что ест»
Цель: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает и т. д. Например: собака грызет косточку.
10. Д/и «Назови детенышей животных»
Цель: закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
11. Д/и «Что, где, когда
Цель: развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов.
Описание: бросая мяч ребенку, задавать вопросы:
- Где растут ветки? (На дереве)
- Где растут деревья? (В лесу)
Где растут листья? (На ветке)
Где живут рыбы? (В реке)
12. Д/и «Что нужно человеку»
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду и. т. д. Можно сочинить сказку о приключениях человечка.
13. Д/и «Что с чем можно делать»
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.
Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было 3 года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов.
14. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы.
Описание: выбирается водящий, который выходит из группы, остальные дети придумывают, что будут изображать. Когда водящий спросит: Где вы были девочки и мальчики? Что вы делали?
Дети ответят : «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети молча показывают задуманное, водящий отгадывает.
15. Хороводная игра «Заинька, походи…»
Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями.
Описание: Воспитатель водит хоровод с детьми, проговаривая слова песни. Внутри хоровода находятся 2-3 ребенка. Они выполняют просьбы поющих детей (заинька, походи…. топни ножкой… попляши).
16. Русская народная игра «Зеркало»
Цель: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем.
Описание: дети образуют круг. Воспитатель- водящий. Малыши двигаются по кругу, декламируя вместе с воспитателем:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Сашенька (Оленька) покажет,
Будем дружно выполнять!.
17. Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
18. Д/и «Кому бы позвонить»
Цель: развивать речь; заложить основы этикета.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-либо по игрушечному телефону. Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
19. П/и «Раздувайся пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
(Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг).
Он летел, летел, летел
И на ветку налетел.
Пш-ш-ш, и лопнул!
(После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки.
20. П/и «У медведя во бору»
На одном конце площадки «дом» медведя, на противоположном «дом детей». Педагог говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
Все на нас рычит.
Медведь догоняет детей. Пойманного ведет к себе. Игра начинается сначала.
21. П/и «Лохматый пес»
Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.
22. П/и «Огуречик»
В одном конце площадки – педагог- «ловишка», в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и говорят слова:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают, ловишка их ловит.
23. Пальчиковая гимнастика
"Жил-был зайчик"
Жил-был зайчик –
(хлопают в ладоши)
Длинные ушки
(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке
(трут нос).
Отморозил носик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик
(гладят кобчик)
И поехал греться
(крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо
(разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет
(хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед
(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).
Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять"
«Вышла курочка гулять»
(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).
«Ёжик»
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)
Ежик развернулся.
«Трик –трак»
Веселая песенка для малышей. Простота интонирования мелодии соединена в ней с пластическими движениями, образно рисующими содержание.
Подберите с детьми инструменты для сопровождения.
Трик-трак, трик-трак!
(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)
Под мостом жил старый рак.
(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)
Рыжий кот пришел на мост,
(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)
Рак схватил кота за хвост!
(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)
«Мяу-мяу! Помогите!
(Держит в кулачке спрятанный мизинец; второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота)
С хвоста рака отцепите!»
(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)
Все бегут, и ты беги –
(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)
Коту Ваське помоги!
(Хлопки в ритме текста, в конце фразы - шлепок по коленям.)
«Гномики»
Жили-были гномики
(Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике.
(Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил,
(Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил,
(Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила,
(Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила,
(Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала,
(Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала,
(Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"
Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...
Квест – игра в младшей разновозрастной группе: «Потерянная сказка» (с использованием игровых технологий и ИКТ)
Развивать интерес и положительное восприятие к совместной деятельности с воспитателем....
Проект для детей младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей 2-4 лет «Путешествие в страну сказок».
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, ...
Проект «В сказку играем – речь развиваем»
Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....
Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...
Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В театр играем речь развиваем»
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей д...