Проект «В сказку играем – речь развиваем»
проект по логопедии (младшая группа)

Алтынгареева Виктория Ринатовна

Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие интереса к сказкам209.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект во второй младшей группе «В сказку играем – речь развиваем»

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатель, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
  2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
  3. Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
  4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
  5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Для педагогов:

1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.

Для родителей:

  1. Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через совместные игры, постановки сказок.
  2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
  3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Методы проекта:

- игровые: дидактические игры, настольные игры, игры-драматизации, пальчиковые игры, шнуровки, игры с конструктором;

- словесные: чтение и рассказывание сказок, загадок; беседа; рассматривание картинок, книг;

- практические: совместные действия педагога и ребенка;

- наглядные: использование иллюстраций, показ мультфильмов, тематическая выставка.

Метод трех вопросов: Что мы знаем о сказке? Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Планирование проектной деятельности детей на тему:

 «В сказку играем – речь развиваем»

I Мотивация.

        Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Игра со сказкой позволяет ребенку решать многие проблемные  ситуации, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую деятельность.

II        Метод трех вопросов.

        1. Что мы знаем о сказке?

Сказка  нужна чтобы читать  (Амир А.)

Сказка чтоб книжку читать (Настя К.)

Сказка – это которые читают, это такие книжки (Артем П.)

Сказка для детей (Эмиль А.)

Сказки читают маленьким - взрослые (Сабина С.)

Сказку читают когда ложимся спать, когда сказка закончится надо спать (Арабелла М.)

Сказка добрая (Катя С.)

Сказка – это книжки (Ева Н.)

        2. Что мы хотим узнать?

Про синего робота (Даниил И.)

О зайчике (Эмиль А.)

Это сказка «Теремок»? (Арабелла М.)

Хочу узнать о курице Рябе (Арабелла М.)

По картинкам книгу хочу узнать (Артем П.)

Ночью зачем читать сказки (Амир А.)

Хочу новую сказку (Даниил И.)

Почему ушел колобок (Салават М.)

        3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Открыть книжку и посмотреть (Артем П.)

Нужно почитать (Даниил И.)

Посмотреть мультик (Арабелла М.)

Поиграть в сказку (Ева Н.)

Сказку можно нарисовать  (Артем А.)

Подсчитать количество героев в сказке.

Построить или выложить из мозаики домик для зверей.

Слепить героев из песка, пластилина.

Прослушать отрывок из сказки.

Придумать сказку.

III Составление плана на тему проекта для работы в центрах.

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Нарисовать сказки «Колобок», «Репка», «Курица Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка»  используя  раскраски.

Слепить героев сказок  «Три медведя», «Маша и медведь» из песка или пластилина.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

Подсчитать количество героев в сказке  «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Кот, петух и лиса», «Смоляной бычок», «Колобок», «Теремок». Сравнивать героев  и называть размеры предметов – большой, поменьше, маленький («Три медведя», «Теремок»).Тренировать умение определять и называть героев по высоте «Репка».

ЦЕНТР КНИГИ

Подбор литературы по сказкам. Организация персональной  выставки  книг с помощью родителей (Элизабет Х.,  Арабелла  М.). Чтение  народных и авторских сказок. Просмотр иллюстраций к сказкам. Разгадывание загадок  про сказки и сказочных  героев. Проведение бесед о безопасности по сюжетам сказок.

ЦЕНТР ИГРЫ

Провести игры-драматизации по сказкам «Репка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба». Ежедневно с детьми проводятся игры:

- вкладыши к сказке «Колобок»;

- настольные игры «Угадай сказку», «Теремок», «Герои русских сказок»;

- шнуровки «По сказочным дорожкам»;

- дидактические игры «Что изменилось», «Найди героев сказки», «Угадай кто лишний»;

- пальчиковые игры по сюжетам сказок;

- собирание пазлов с изображениями героев русских народных сказок

ЦЕНТР МУЗЫКИ

Прослушивание аудиосказок. Музыкальные игры, просмотр мультконцертов.

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

При ходьбе имитировать движения различных животных. Подвижные игры «Лиса и зайцы», «Зайка серенький», «У медведя во бору»

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

Конструирование «Домик для зверят» по сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Маша и медведь». Выкладывание из крупной мозаики мебели для медведей к сказке «Три медведя».

IV        Подбор материала для работы в центрах

1) центр искусства:

        листы разных форматов, гуашь, краски акварельные, цветные карандаши, фломастеры, баночки для воды, кисти, подставки, цветная бумага, цветной картон, пластилин, песок, подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки».

2) центр книги:

        различные книги по данной теме, иллюстрации по сказкам, картотеки загадок по сказкам и сказочным героям.

3) центр строительства:

        крупный и мелкий строительные материалы, мозаика.

4) центр музыки:

флеш-карта,

5) центр движения: картотека подвижных игр по сказкам.

V        Составление видео с родителями «В сказку играем – речь развиваем».

VI        Подведение итогов.

 Работа над проектом еще раз доказала что сказка является прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Именно  сказки помогли детям узнать многое об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы. Сказки помогают детям сформировать представления о добре и зле. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.

Результаты по проекту:

Дети:

  1. Дети хорошо знают сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок».
  2. В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, развивалась связная речь.
  3. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности.
  4. У детей появился интерес к играм, драматизациям.

Педагоги:

  1. Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
  2. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда.
  3. На родительском собрании для родителей была организована выставка театров по сказкам. Театры были изготовлены родителями и воспитателями группы.

Родители:

  1. Родители принимали активное участие в проектной деятельности; приобрели пазлы с изображением героев сказок; изготовили маски для сказок «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Колобок»; изготовили пальчиковый театр «Репка» (семья Абдуразаковых) «Колобок» (семья Салеевых), «Заюшкина избушка» (семья Маликовых); настольный театр «Теремок» (семья Абдуразаковых); театр из киндер-игрушек «Руковичка» (семья Кутлыевых); подборка раскрасок на тему «Русские народные сказки» (семья Кутлыевых, Калиевых, Захарьян).
  2. Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
  3. Создание видеороликов  игр в сказку в домашних условиях.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК

«Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

 *********

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

 Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

 Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!

«Кот, петух и лиса»

Жили кот да петушок на лесной опушке.

Как-то раз Лиса-краса прокралась к их избушке. (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)

Утащила петушка за высоку горку,(руки над головой горкой)

Притащила рыжая в лисью свою норку. (прижимать кулачки к ладошкам)

Храбрый котик в лес пошел (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)

И в норе Лису нашел. (ритмично пожимать руки)

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. (изображая гребешок, скрестить пальцы рук)

«Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор                                                               Дети шлепают ладошками по коленям.

 Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил,                                                    Показывают обратную сторону ладони.

Рукавичку обронил                   Вытянуты большим  пальцем вверх – показать жест «Рукавичка».

 Мышка по полю бежала.                        Бегают пальчиками одной руки по другой.

 Рукавичку увидала.                                 Жест «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет?                                                    Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Мышку здесь никто не ждет?                                       Грозят пальцем.

Стала жить – поживать,

 Звонки песни распевать.                                               Хлопки.

 Зайка по полю бежал,                                                   жест «Зайка»

Рукавичку увидала.                                                       Жест «Рукавичка».

 Кто, кто здесь живет?                                                Стучат правым  кулачком по левой ладошке.

 Звонко песенку поет?                                                 Хлопки.

 Мышка зайку пригласила,                                          Зовут, жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила.              Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.

 Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек.                                                   «Пекут» пирожки.

Как по лесу шла лисичка,                                           Мягкие движения кистями рук.

Увидала рукавичку.                                                     Жест «Рукавичка».

 - Кто, кто здесь живет?                                             Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет?                                                Хлопки

И лисичку пригласили.                                             Мягкие движения кистями рук.

 Пирожками угостили.                                              «Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать,

 Пол метелкой подметать.                                        Движение руками вправо-влево.

Мишка по полю гулял.                                             Стучать но коленкам кулачками.

 Рукавичку увидал.                                                     Жест «Рукавичка».

 - Кто, кто здесь живет?                                          Стучат правым кулачком по левой ладошке.

 Звонко песенку поет?                                               Хлопки

Звери испугались.                                                     Сжать пальцы в «замок».

 В страхе разбежались.                                              Развести руки в сторону.

        

Колобок
(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

За горами, за лесами,                                                                           (Поднимите руки вверх,

                                                                                                 соедините над головой,

а потом, опуская их в стороны.)

За широкими морями                                                                    (Выпрямите руки перед собой,

                                                                           соедините кисти,

затем плавно разведите в стороны)

Жили дед и баба,                                                            («Дед» — покажите воображаемую бороду,

                                                               «баба» — «наденьте»воображаемый платочек на голову

                                                                         и «завяжите» его под подбородком.)

Тимофей да Капа.

«Как же, как же,

Как нам быть?                                                                   (Положите ладони на щеки и

покачайте головой из стороны в сторону.)

Где муки на хлеб добыть?

Надо нам совсем чуток —                                               (Покажите пальцами «чуть — чуть».)

Испекли бы колобок!                                                         (Пальчиковое упражнение «Шарик».)

По амбарам пометем,                                                         (Покажите, как метут пол веником.)

По сусекам поскребем,                                                      (Руки выставьте перед собой,

                                                                   «поскребите» ноготками.)

Небольшой у нас роток —                                                     (Возьмитесь пальцами за губы.)

Соберем на колобок                                                              (Поднимите руку вверх и

махните ею вниз — «Эх!»)

Наскребли и замесили,                                             (Поднимите одну ладонь над другой и резко

соедините ладони,

затем поменяйте положение рук.)

Сахар в тесто положили,                                                  (Покажите, как сыплют сахар щепоткой.)

И слезинкой посолили

Потом в печку посадили.

Славный вышел колобок,                                                (Пальчиковое упражнение «Шарик»)

Остывать на полку лег.                                                 (Руки сложите ладонями,

положите их под щечку — «колобок» спит.)

А потом проснулся,

Сладко потянулся,                                                        (Потянитесь.)

Выпрыгнул в окошко

Прямо на дорожку.                                                 (Сделайте небольшой прыжок вперед.)

Перед колобком — лесочек,

На поляночке — пенечек,

Почему — то он дрожит…                                                (Обхватите себя руками и

покажите, как «дрожит» зайка.)

За ним заинька сидит!

«Ой, приветик, колобок,

Дай — укушу за бок!»

«Ты не съешь, косой, меня-

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

И в лесу он очутился.

Видит, что стоит за елкой                                                    (Пальчиковое упражнение «Елка»)

Зверь с глазами злого волка.                                                 (Пальчиковое упражнение «Бинокль».)

«Здравствуй, здравствуй, колобок,

Дай — ка укушу за бок!

„Ты не съешь, волчок, меня-

Укачусь я от тебя!“

Колобочек покатился,

На полянке очутился.

Но споткнулся он и с ходу-                                                     (Покачайтесь туловищем

из стороны в сторону.)

Бух в медвежью берлогу!

„Эй, ты кто, иди сюда!

Буду есть сейчас тебя!“

„Ты не съешь, медведь, меня

Укачусь я от тебя!“

Колобок дальше спешит,

А кругом трава шуршит.

Вдруг встречает он в лесу

Очень хитрую лису.                                                           (Пальчиковое упражнение „Лиса“.)

„Здравствуй, здравствуй, колобочек,

Откусить позволь кусочек!

Я голодная, устала,

Красоту всю растеряла“.

„Ты съешь, лиса, меня-

Укачусь я от тебя!“

Что я плохо слышу,

Подойди ко мне поближе.

Сядь ко мне на носок,

Повтори еще разок».

Нет, меня ты не обманешь!

Сесть на носик не заставишь!«

Побежал он прочь быстрее,

Своих ножек не жалея.

Через лес скорей к родному,

Дому, дому дорогому

(Пальчиковое упражнение «Дом».)

Видит — милое крылечко,

Из трубы — дымок от печки.

Баба с дедушкой сидят,

Ждут его и в лес глядят.

Колобок сказал: «Простите,

И меня домой пустите.

Буду теперь с вами жить,

В лес не буду я ходить,

Буду вам внучонком сладким,

Будет все у нас в порядке!»

Курочка Ряба

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Дед и баба жили — были,                                   («Дед» — покажите воображаемую бороду,

 «баба» — «наденьте»

 воображаемый платочек на голову и

«завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох — ох — ох, дожили, дед,

Ничего нет на обед,                                                                       (Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.                                                            (Загните указательным пальцем

одной руки указательный и

средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук.                                                  (Пальчиковое упражнение „Паучок“.)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало —

Я вчера на рынке был,

И курочку там купил,                                                          (Пальчиковое упражнение „Курочка“.)

За нее пятак отдал,                                                               (Соедините большой и указательный

пальцы одной руки и

округлите их, изображая „пятак“.)

Что на черный день лежал.

Цып—цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!»                                                            (Положите большой палец одной руки

 на большой палец другой руки,

остальные пальцы округлите и

приставьте соединенные кончики пальцев

одной руки под кончики пальцев другой руки,

чтобы у вас получилось «яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!»                                            ( «Омлет»:сложите ладони, немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!                                                           (Руки сожмите в кулаки,

постучите одним кулаком по другому.)

Дед, яичко-то не бьется,

Даже в руки не дается!«

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью!                                                             (Руки сожмите в кулаки,

 постучите одним кулаком по другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не дается!                                                    (Разведите руки в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.                                                    (Покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи.

Цыпленочка из яйца                                        (Выполните пальчиковое упражнение „Цыпленок“.)

Выведет нам курица»

Мимо пробегала мышь.                                  (Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Прочь пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!                                 (Положите ладони на щеки и

 покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед! Сюда!

Беда случилась!

Мышь по печке пробегала.

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка                                                      (Пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать и вздыхать.

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!                                                         (Покажите «яичко», как описывалось выше.)

Не обычное оно-

Вот какое — золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:                                       (Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

Теремок

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

«Как мне мышка не тужить,

(Пальчиковое упражнение „Мышка“.)

Если жить мне негде?

Негде чаю мне попить

(Пальчиковое упражнение „Чашка“.

Поднесите к губам воображаемую

„Чашку“ и „попейте“ из нее.)

И поспать мне негде.

(Сложите руки ладонями вместе

 и положите на них щечку.)

В стужу мерзну на снегу,

(Обхватите себя ладонями

и подрожите, словно вы замерзли.)

Летом очень жарко.

(Вытрите со лба воображаемый пот.)

Осень льет на меня дождь,

Вам меня не жалко?

(Разведите руки в стороны,

 затем выполните упражнение „Домик“.)

Ой ,смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Не висит на нем замок,

Кто, скажите, здесь живет?

Меня к себе пустите!

Печеньем угостите,

Я по дому все умею-                                                               (Загибайте пальцы,

перечисляя, что Мышка умеет делать.)

Шить, готовить, убирать,

Я сама везде поспею,

Буду пол мыть и стирать.

Что ж, никто не отвечает,

Что же это означает?

Если дом стоит пустой,

Будет этот домик мой!»

Лягушка пробегала,

Теремочек увидала:                                                      (Пальчиковое упражнение «Лягушка».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Из трубы идет дымок,

Кто, скажите, здесь живет?»                      (Выполните пальчиковое  упражнение «Мышка».)

Здесь живу я — Мышь-норушка,

Ну а ты кто, отвечай!«

(Пальчиковое упражнение «Лягушка».)

«Я — Лягушка — попрыгушка,

Пригласи меня на чай!

Плавать я умею быстро,

Ква—ква-квакать я могу,

Я воды принесу чистой,

Много места не займу!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо Зайка пробегал,

Теремок он увидал.                                                                (Выполните пальчиковое

 упражнение «Зайчик».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Из трубы идет дымок,

Кто, скажите, здесь живет?»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-норушка

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И лягушка-попрыгушка.

Отвечай, кто ты такой,

Кто нарушил наш покой?»

(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)

«Не пугайтесь! Это Зайка,

Серый Зайка-побегайка,

В теремок меня пустите,

Сладким чаем угостите,

Посажу вам огород,

Выращу капусту,

И морковку, и горох,

Зимой не будет пусто!»

«вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо Лисонька бежала,

Теремочек увидала:

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Запах…. маковый пирог…

Кто, скажите, здесь живет?

Открывайте двери,

Люди или зверь?«

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-норушка,

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И Лягушка-попрыгушка,

(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)

И пуховый Зайка,

Ты кто, отвечай-ка!»

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Я-красавица Лиса,

Моя рыжая краса

Всем давно известна,

Есть ли в доме место?

Хозяйка я хорошая,

Красивая, пригожая.»

«вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо волк пробегал,

Теремок он увидал:

(Пальчиковое упражнение «Волк».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Места много — хватит всем!

Открывайте ворота!

Да не бойтесь, вас не съем,

Я сама ведь доброта!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-Норушка,

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И Лягушка-Попрыгушка,

(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)

И пуховый Зайка,

(Пальчиковое упражнение „Лиса“.)

И Лиса-хозяйка,

Ты кто, отвечай-ка!»

(Пальчиковое упражнение «Волк».)

«Я — Волк, совсем не страшный,

Не злой и не опасный,

Я — ласковый, хороший,

Я — милый и пригожий,

Люблю читать я сказки

И песни детям петь,

Зимой возить салазки,

На дудочке дудеть.

Быть добрым я стараюсь,

Совсем я не кусаюсь!»

«Вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо шел большой медведь,

Вдруг как начал он реветь:

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Все здесь поселились,

И лису пустили,

А про меня забыли!

Я могу вам пригодиться!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь тебе не поместиться!»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Я тихий, очень скромный!»

(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)

«Ты такой огромный!»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Помещусь, пустите….

Ой, застрял, помогите!»

Теремок по швам затрещал,

Развалился и на землю упал.

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Что ж ты, Мишка, натворил?

Ты наш домик развалил!

Как теперь мы будем жить?

Как теперь нам не тужить?»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Чем о теремке страдать,

Лучше новый сложим!

Каждый будет помогать,

Помогать, чем может!»

Репка

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Как у деда в огороде

(«Дед»: покажите руками воображаемую бороду.)

Подрастала репка.

(Поднимите руки вверх,

округлите и сомкните,

 затем плавно разведите в

 стороны и сомкните на уровне груди.)

И созрела она, вроде,

Но сидела крепко.

Дергал-дергал репку дед,

Наступил уже обед.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Он и эдак, он и так-

Не получается никак.

«Ох, спина моя болит,

Одолел радикулит!

Слаб я стал на старость лет,

Тяну, тяну, а толку нет!»

Похлебал дед пшенной каши,

Что варила баба Глаша,

(«Баба»: «наденьте» воображаемый платочек

 на голову и «завяжите» его под подбородком.)

И надумал бабку звать,

Вместе репку чтоб достать.

«Ну-ка, бабка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Анечку позвать.

(Пальчиковое упражнение „Бантик“.)

Внученька! Ты к нам иди!

Тянуть репку помоги!»

Ухватилась внучка крепко

За бабулю, та — за дедку.

«Ну—ка, внучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну—ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Видно, надо помощь звать,

Надо Жучку к нам позвать.

(Пальчиковое упражнение «Собака».)

Жучка! К нам скорей беги!

Тянуть репку помоги!

Ну-ка, Жучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Как-то очень крепко

Сидит наша репка!

Видно, надо помощь звать,

Надо Мурочку позвать.

(Пальчиковое упражнение «Кошка».)

Вон и наша кошка,

Жмурится в окошке.

Мурка: «Муррр! Сейчас приду!

Тянуть репку помогу.»

2ну-ка, Мурка, раз, два ,три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Глубоко и крепко

Пустила корни репка.

(Пальчиковое упражнение «Кошка».)

«Видно, надо помощь звать,

Надо Мышку нам позвать.

Сторожила я с утра

Ее около окна.

Мышка, мышка, выходи!

Репку вынуть помоги!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Я работы не боюсь!

Над лентяями смеюсь!

Пи-пи-пи, уже бегу!

Я сейчас вам помогу!»

«Становись, держись покрепче,

И тяни, тяни порезче!

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Раз, два, три, тяни-и-и-и!»

Разом вместе налегли,

Репку вынули из земли.

«Посмотри, какая-

Желтая, большая!

(Разведите руки в стороны,

показывая, какая большая выросла репка.)

Мы ее запарим,

Мы ее пожарим,

Репу ест уже сто лет

Всякий русский человек!

Всем кусок достанется,

И еще останется!

Скажу я вам без лести!

Мы сильны, когда мы вместе!»

Взаимосвязь движения и речи

Живое общение вытесняют гаджеты, не требующие объяснять, делиться эмоциями. Кроме того, жизнь облегчена удобными вещами, которые не требуют приложения больших усилий в обращении: застежки-молнии на одежде, липучки вместо шнурков на обуви. Между тем, уже давно установлена взаимосвязь развития мелкой моторики рук и активизацией речевых центров головного мозга. Работая над координацией тела, ребенок учится говорить, речь становится плавной, выразительной, нормализуется темп, выдерживаются паузы.

Такому направлению в развитии детей помогут пальчиковые игры. Этот элемент народной педагогики помог в воспитании многих поколений. Всем знакома «Сорока – белобока» или «Коза рогатая», и еще много потешек, прибауток, пестушек. В наше время эта копилка продолжает пополняться стараниями педагогов. Народные сказки вместе с пальчиковой гимнастикой помогут и родителям, и воспитателям в детском саду.

Подвижные   игры по  сказкам.

 «Теремок»

Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей  одевают  маски героев сказки:

мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.

Дети поднимают руки,  сцепленные  друг с другом и говорят слова:

                                       «Вот стоит теремок

                                         Он не низок, не высок.

                                         Как войдет в него зверек,

                                        Так захлопнется замок»

Во время проговаривания слов дети в масках зверей  вбегают в круг и выбегают  из него.

На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.

Игра проводится, пока не останется самый ловкий.

«Волк и козлята»

Выбирается волк, остальные дети - козлята.

Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:

                                               «Мы веселые козлята

                                                 Озорные  все  ребята,

                                                 Не  боимся  никого

                                                 Кроме волка одного.

                                                                            (подходят к волку)

                                                                            Серый  волк, не зевай

                                                                            Нас скорее  догоняй»

На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил), тот приседает.

Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.

Затем выбирается новый « волк»

«Красная Шапочка»

Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове  красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.

Дети идут вокруг Красной Шапочки  и говорят:

                                              «Маленькая  девочка

                                                Красненькая  Шапочка

                                                К  бабушке с корзинкой шла

                                                И ребяток здесь нашла.

                                                                            Шапочку ты не снимай,

                                                                            Кто позвал  тебя, узнай?»

Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет : -«Красная Шапочка»

Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.

Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.

                                                             «Бармалей»

Выбирается ребенок – Бармалей,  ему одевается маска героя.

Он подходит к детям со словами:

                                        «Я добрейший Бармалей

                                          Очень я люблю детей.

                                          Кто пойдет со мной гулять:

                                          Бегать, прыгать и скакать?»

Дети отходят от Бармалея, приговаривая:

                                                                  «Не хотим с тобой идти,

                                                                    Лучше нас ты догони!»

Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик»

Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.

«Муха- Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре - ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи.

Дети идут по кругу, проговаривая слова:

                                          «Муха, Муха - Цокотуха

                                            Позолоченное  брюхо

                                            В гости мы к тебе идем

                                            Кого  хочешь, приведем?

                                                                   Может  пчелок  полосатых?

                                                                   Или гусениц  мохнатых?

                                                                   Кровопийцев - комаров?

                                                                   Или толстых червяков?»

Ребенок  в центре  (Муха - Цокотуха)  выбирает.

Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;

если гусениц - идут мелкими шагами;

если  комариков - летят, произнося «з-з-з»;

если червяков - идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.

После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.

«Зайцы  и  лиса»

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.

Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:

                                       «Ох, растаял домик мой

                                         Как же мне идти домой.

                                         Надо к зайчику бежать

                                         Его  домик  отобрать»

Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:

                                                          «Тук- тук- тук….

                                                            Серый  зайка, выбегай

                                                            И  со  мною  поиграй»

«Зайка» и «Лиса»  бегут наперегонки  за  кругом: кто первый займет домик.

Кто проиграл - тот  становится   «лисой»

Загадки по русским народным сказкам.

     Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

     По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

3.Разбойники белые!

Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая сестра

Всё равно его нашла.

Помогли ей печка,

Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»).

Она по ягоды пошла,

Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)

Круглый, тонкий, плетённый

Вместе в лес пошли зелёный.

Вместе в домике живут,

Вместе пироги пекут.

(«Пузырь, соломинка и лапоть»).

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).

Парень по воду побрёл,

В проруби её нашел.

Чудеса теперь кругом:

Вёдра прискакали в дом.

Берегите, братцы, ноги:

Едет печка по дороге!

Всё по его хотению… («По щучьему велению»).

Сказку мы для вас расскажем:

Она его кормила кашей,

Он ни капельки не съел,

На болото улетел.

Угощал её окрошкой,

Не отведала ни крошки

И ушла к себе в леса.

Это… («Журавель и лиса»).

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… («Теремок»).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»).

Чуть женой крота не стала

И усатого жука;

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. («Дюймовочка»)

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. («Красная Шапочка»)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?  («Семеро козлят»)

Он хозяина любил,

Верно он ему служил,

В сапогах ходил и злого

Людоеда победил. («Кот в сапогах»)

Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный? («Три поросёнка»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком. («Бычок – смоляной бочок»)

Приказала их принцесса

Принести зимой из леса.

Принести зимой цветы!

А какие? Помнишь ты?  («Двенадцать месяцев»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.  («Три медведя»)

«Рассказываем сказку Репка»

Задачи:

Обучающие - расширять активный словарь ребенка, употреблять в речи имена существительные ( кошка, собака), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Развивающие - развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать мышление — отгадывать загадки; развивать зрительную память.

Воспитательные - формировать у ребенка умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Оснащение:
- фигурки героев сказки из настольного театра;

- сюжетная картинка;

- предметные картинки- дед, бабка, внучка, собака , кошка, мышка.

Ход открытого просмотра.
1. Организационный момент. Ребята, вы любите слушать сказки? Сегодня я вам расскажу сказку « Репка». Но сначала я вам ее покажу. Дети рассматривают репу ( листья зеленые, круглая, вкусная, сочная, в ней много витаминов, полезная, цвет).А теперь, ребята, кто ее знает пусть мне поможет. Мы будем рассказывать сказку все вместе.

2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказываем (читаем) сказку по тексту, одновременно выставляя фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова («о!» - удивление, «о-ох!» - тяжело тащить репку).

3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку посмотреть на картинки и рассказать, кто идет впереди всех.
Кто идет за дедом?

Кто идет за бабкой?
Кто идет за внучкой?

Кто идет за Жучкой?

Кто идет за кошкой?

Кто идет последним?

Предложить детям поиграть в игру « Да- нет». Показать картинку с изображенной мышкой и спросить: « Это мышка?» ( Да). Показать картинку с собакой и спросить «Это мышка?» (Нет), « Это кошка?» (Нет). Аналогично можно обыграть других героев сказки.

4. Развитие зрительного внимания. Предложить детям внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки. Попросите их закрыть глазки, а самим в этот момент убрать одну фигурку. Попросите ребят внимательно посмотреть на фигурки. Спросить: «Кто спрятался?»

Поиграйте так 3-4 раза.

5. Физкультминутка. Сейчас мы с вами тоже посадим репку.

(Дети наклоняются и « сажают» зернышко.)

Покажите, какая большая – пребольшая у вас выросла репка.

( Дети встают на носочки и поднимают руки высоко над головой).

Игра повторяется несколько раз.

6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребятам поиграть в игру « Кто сначала, кто потом». Предложить рассмотреть сюжетную картинку « Репка» и ответить на вопросы.

Кто стоит впереди всех?

Кто стоит перед бабкой?

Кто стоит перед мышкой? и.т.д.

Кто стоит последним?

7. Развитие мышления. Предложите ребятам отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.

Маленькая, серенькая

Живет в норке,

Любит корки. (Мышка).

Громко лает,

В дом не пускает. (Собака).

3. Маленькая, пушистенькая.

Очень любит молоко (кошка).

8. Развитие грамматики. Показать детям предметные картинки. Предложить показать, где что лежит (помидор, огурец, репка). Где лежат репки? Где лежит капуста? Где лежат помидоры? Где лежат огурцы?

9. Подведение итогов открытого просмотра. Похвалить детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план развития воспитателя по обучению татарскому языку по теме "Сказки играем ,речь развиваем"

Сказки помогают развивать речь,дети играя по ролям быстро запоминают слова им интересно играть,в связи с этим выбрана тема по самообразованию....

Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"

Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...

В сказку играем – речь развиваем

Театрализованная деятельность - это интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей, помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, в...

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Презентация "В сказки играем, речь развиваем"

Использование конструирования и моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности....

Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...

ПРОЕКТ для детей младшей разновозрастной группы «В сказки играем – речь развиваем!»

        Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздув...