Использование метода моделирования при ознакомлении с художественными произведениями
методическая разработка по развитию речи
В материале рассказывается как разыграть сказки, как с помощью моделирования понять содержание, последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Также раскрываются виды моделирования сказки, их значение для совершенствования умений воспринимать и рассказывать литературное произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_modelirovaniya.docx | 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода моделирования
при ознакомлении с художественными произведениями.
Дети начинают знакомиться с литературой в раннем возрасте. Но далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Один из исследователей детского творчества удачно заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если не познакомится хотя бы с одной из существующих.
Условно в детской литературе можно выделить два направления.
Первое - художественно -познавательная литература.
Такие произведения знакомят детей с явлениями живой и неживой природы,
произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией.
Художественно- познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться за нужными сведениями именно в книге.
Второе направление детской художественной литературы - собственно художественные произведения, которые малыши могут понять, как бы пережив их. Это происходит, прежде всего, в игре. Они разыгрывают историю
с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; выстраивают игрушечных зверей перед теремком.
Но далеко не всегда и не все дети достаточно полно выражают свое понимание художественных произведений, поэтому мы не можем узнать, что переживает ребенок, как он понимает прочитанное и скрывается ли за молчанием глубина чувств или полная пустота. Необходимо научить детей свободно выражать свои чувства и мысли.
Особое место в жизни детей занимает сказка, где соседствуют добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль.
Для разыгрывания сказок хорошо использовать настольный театр. С помощью кукол можно разыгрывать практически любую сказку. Дети смогут выражать своё эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений, иными словами, эмоционально переживать произведение. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связей между ними. Для маленьких детей - это не простая задача. Дети должны научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). Если мы обращаемся к сказке, то замещаемыми объектами будут герои сказок, звери, люди. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине.
Наша задача - научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на каком -либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету ( красный круг - петух, серый - мышь…), по величине (большая полоска - дедушка, поменьше - бабушка…), символике цвета (положительный герой обозначается светлыми тонами, отрицательный - темными).
На первых занятиях число кружков ( не более 2-3) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок выбирал нужные. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов.
Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки “Колобок”, “Кот, петух, лиса”, “Лиса и рак”, “Волк и семеро козлят”, “Маша и медведь” и многие другие. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.
Когда ребенок уже овладел разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к “конструированию”. Это составление серии рисунков по ходу чтения сказки. Данное задание направлено на то, чтобы научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной ему сказки, выделять происходящие в ней события.
Изображения (рисунки) должны быть символичными. Они удобны для фиксации “названий глав”; они не отвлекают внимания ребенка от основной задачи, не требуют высокой техники рисования.
При создании символических изображений нужно обсуждать с ребенком значение каждого из используемых символов. (Корона на голове у человечка свидетельствует о том, что он - царь; живая вода - белого цвета, мертвая - чёрного; посох в руке - старый человек; звездочки у предмета означают то, что он (предмет) волшебный и др.)
Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.
Виды наглядных моделей, их значение для совершенствования умений воспринимать и рассказывать литературное произведение.
Существует 3 вида моделирования сказки:
- сериационный;
- двигательный;
- временно-пространственный.
Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда.
Детям предлагаются условные заместители персонажей сказки - это: кружочки, полосочки, квадратики и др. “близкие вещи”.
Например, чтобы разыграть сказку “Репка”, понадобятся вырезанные из бумаги желтой кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Дети быстро осваивают сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирают заместители героям сказки, без труда рассказывают сказку (близко к тексту). Для героев сказки “Теремок” отбирают сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составляют модель сказки, последовательно и самостоятельно её рассказывают.
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. С трехлетними детьми можно также использовать двигательное моделирование. Например, с малышами можно разыграть сказку “Лиса, заяц и петух”. Для этого понадобятся круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух). В этом случае педагог рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.).
В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательное и сериационный ряд. Например, для разыгрывания сказки “Три медведя” Л.Толстого детям дают три круга: большой, средний и маленький. Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю какой круг подходит. Затем педагог начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним соответствующие действия.
Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами -заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связь между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи - показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.
Задания можно усложнить, предложив детям не только распределить между персонажами сказки нужные круги и полоски, но и выбрать из них те, которые необходимы для данной сказки. В этой ситуации дети должны мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели.
Если дети легко выполняют задание, то пусть сами попробуют придумать обозначения персонажей сказки.
Дети постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители.
В 5-6 лет в работе с детьми можно использовать временно-пространственные модели (блоки - рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки. Пространственное моделирование сказок - это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели.
Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали основным событиям сказки, Затем, глядя на модель, дети пытаются пересказать сказку.
Можно предложить детям самостоятельно моделировать сказки и истории. Обычно это происходит к 6-7 годам. Начинать лучше с небольших историй. Наша задача - помочь детям проанализировать составленную модель: оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.
В этом возрасте дети сами пытаются сочинять сказки, рассказы, т.е. у них возникает желание творить. При этом дошкольники широко используют символические средства, позволяющие передать собственное отношение к действительности. Так, если хочется рассказать о слабости и страхе- появляется рассказ о трусливом зайчишке. Хочется поведать о злой силе - и ребенок придумывает сказку о страшном волке. Таким образом, он пытается рассказать о своём отношении к миру, о своих переживаниях.
Наиболее полно собственное творчество начинает проявляться с пяти лет. В этом возрасте дети уже могут создавать законченные произведения, например, сказки. Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создает волшебную сказку со всей последовательностью ее событий. Но в сочинении должны присутствовать основные части сказки: завязка, кульминация, развязка. Отсутствие подобной, даже упрощенной структуры ведет к хаотичности изложения, нагромождению событий. И здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае модель представляет собой своеобразный план “сочинения”, который помогает детям организовать образы в единый сюжет.
Модели могут быть разными, но небольшими, состоящими из 3-4 эпизодов. Персонажи и предметы сказки обозначаются условно. Постепенно педагог подводит ребенка к созданию законченного “произведения”. Однако основная роль, конечно же, принадлежит ребенку.
Надо отметить, что, переходя к сочинению по моделям, дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как им еще трудно, с одной стороны, следовать предложенному плану-модели, а с другой - быть свободным в выборе героев и деталей сказки. Очень часто первые сказки по модели могут получиться схематичными; например: “Жил-был мальчик, он пошел гулять в лес. Погулял-погулял, пришел домой, поел и лег спать”. Введение в модель необычного существа, которое способно оживить воображение, поможет детям преодолеть этот барьер. Когда дети освоят сочинение сказок по простым моделям, им предлагаются более сложные модели, состоящие из 5-6 эпизодов.
И, наконец, в возрасте 6-7 лет дети сами начинают составлять модели. Педагог должен объяснить, что писатель, перед тем тем как создать большое произведение, составляет его план. Важно научить детей использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.
После того как дошкольники научатся свободно представлять свои замыслы в форме наглядных моделей, они переходят к составлению их в уме. После подобных развивающих занятий дети составляют сказки почти на любую тему, соблюдая общие принципы построения сказки, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, хитрость, жадность,дружба.
Список литературы
- Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки
Дошкольное воспитание 1991, №5
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М., 1972
- Сказка как источник творчества детей. Под ред. Ю.А. Лебедева.- М.,2000
- Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред.Т.С.Комаровой - М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования для реализации задач области «Художественное творчество»
В статье описано, как применять метод моделирования на занятиях по художественному творчеству. Также приведен пример фрагмента занятия и его самоанализ....
Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.
Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе....
Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"
Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...
Использование метода моделирования для усвоения образного содержания литературных произведений
Выступление на педсовете...
"Пример использования метода моделирования в ознакомлении детей с природой"
Моделирование-это метод используемый в совместной деятельности педагога и детей по построению и конструированию моделей для ознакомления с окружающим миром....
"Эффективные методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественным произведением".
Консультация для воспитателей.Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.Знакомство детей с художественным произведениями вызывает у...