"Пример использования метода моделирования в ознакомлении детей с природой"
учебно-методический материал (младшая группа)

Шевцова Любовь Николаевна

Моделирование-это метод используемый в совместной деятельности педагога и детей по построению и конструированию моделей для ознакомления с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

"Применение метода моделирования в ознакомлении дошкольников с природой". 

Под МОДЕЛЬЮ понимается материальный заместитель реально существующих объектов или явлений природы, в котором отражены признаки этого объекта или явления, структура, взаимосвязи между отдельными структурами и компонентами. Использование моделей в учебно-воспитательном процессе детского сада занимает важное место, так как с помощью моделей ребенок в рассуждениях выходит на уровень обобщения и систематизации знаний о природе. В дошкольной методической литературе описаны следующие виды моделей: Предметные модели. Предметная модель передает особенности внешнего вида объекта, либо характер движения (зверя, рыбы, птицы), либо то и другое вместе. Примером предметной модели могут быть аквариум (модель экосистемы), заводная игрушка (соотношение частей тела игрушки с ее движением помогает ребенку установить зависимость между устройством конечностей и способом передвижения). К сожалению, не любая игрушка может стать предметной моделью. Существуют игрушки, которые не могут решать задачи ознакомления с природой дошкольников (сиреневый верблюд, зеленый заяц, красная корова с синими рогами).

 Предметно-схематические модели.

В предметно-схематической модели представлены существенные признаки, связи и отношения объекта или явления. Так, например, для абстрагирования оттенков зеленого цвета растений, составляются модели из листочков бумаги цветной или тонированной, для абстрагирования поверхности растений - листы различной фактуры (гладкая, бархатная, бугристая, шероховатая). Для формирования понятия о таком способе защиты зверей, как бегство, «мимикрия», запугивание используют модели-макеты (для определения расстояния, которое может пройти зверь с длинными ногами и с короткими за одно и то же время, используют модели - макеты ног). Моделью определяют возможное количество шагов животного, например, оленя, лемминга или др., действуя как измерителем. Дети приходят к заключению: олень, сделав меньшее количество шагов, пройдет большее расстояние, чем лемминг. Длинные ноги можно использовать как шанс к спасению от врага – бегство. Для установления зависимости между окрасом тела животного и среды обитания (понятие «мимикрия») используют модель - макет. Белый заяц незаметен на белом снегу, пестрый лемминг незаметен на фоне пестрых растений тундры, а зеленый жук в траве. Так, накладывая геометрические фигуры на соответствующие цветовые поля, дети уясняют для себя значение покровительственной окраски. Графические модели. Графическая модель обобщенно передает признаки, связи и отношения природных явлении. К графическим моделям относятся таблицы, графики схемы, календари природы. Примером графической модели может быть модель с целью формирования элементарного понятия птицы (аналогично - звери, рыбы, насекомые). Модели могут использоваться в разных возрастных группах при условии предварительных наблюдений в природе, рассматривания картин, использования учебного экрана и другой наглядности. Введение модели требует определенной последовательности. Л. М. Маневцова рекомендует следующую работу по введению модели. Вначале Л. М. Маневцова рекомендует изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению моделей проводить не советует. Начинать введение модели она рекомендует на занятиях по рассматриванию объектов природы. В первой части замятия воспитатель может организовать рассматривание растения пли животного, обучая детей обследовательским действиям. С помощью последних дети абстрагируют разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д. Далее Л. М. Маневцова рекомендует использовать модели сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д. ).Для демонстрации следует показывать модели крупных размеров. На первых занятиях можно показывать модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понятен детям, можно представить в модели группу выделенных признаков. В практике детских садов часто используют готовую модель для описании нового объекта. В этом случае воспитатель дает задание: «Расскажите о новом растении (животном) подробно, какое оно. А, чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель». Стоит отметить, что некоторые психологи (например, О.М. Дьяченко, одна из авторов программы «Развитие», в которой в числе прочих работают над развитием у детей способности к наглядному моделированию) не рекомендуют использовать термин «модели», а предлагают заменять его «картинками». Многие авторы считают полезным использование демонстрации модели в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Следующим этапом в демонстрации моделей (по Л.М. Маневцовой) является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для детской деятельности. Например, для установления потребности растения в воде, воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в 2 блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом - остаются сухими. В схематической модели выясняется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном блюдце, и пустой кружок - ее отсутствие. Демонстрацию моделей Л. М. Маневцова рекомендует использовать для обобщения и для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия класса животных (например, птицы или др.), готовая модель помогает вычленить и осознать общие дли класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле (воздуху или воде), способ передвижения. Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о классе животных, напри мер , о рыбах. В первой части беседы идет рассматривание рыб по картинам. Сравнение их, обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них. Во второй части - нахождение общих для всех рыб признаков и демонстрация их в модели, в третьей части - обобщение (воспитатель показывает детям картины с изображением рыб и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу). Демонстрация моделей, по мнению Л. М. Маневцовой позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений, устанавливать связи между ними, значит, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. В условиях детского сада используются не только готовые модели, их демонстрация, но и моделирование, т. е. совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Л. М. Маневцова предлагает обучение моделированию осуществлять в следующей последовательности: Описание детьми нового объекта с помощью известной им модели. Сравнение двух объектов с выделением признаков различия и сходства. Выкладывание на панно модели, замещающей эти признаки. Сравнение 3-4 объектов с выкладыванием модели. Моделирование существенных или значимых для деятельности признаков например , отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ ухода за ними. Создание моделей под руководством воспитателя для формирования элементарных понятий таких как: "рыбы", "птицы", "звери", "растения", "живое", "неживое" и т. д. Л. М. Маневцова предлагает в качестве примера следующий фрагмент занятия: сначала дети определяют характер поверхности и величину листьев растении (аспарагуса, фикуса, фиалки), затем выкладывают в кармашки карточки, моделирующие эти признаки гладкость или шероховатость моделируется с помощью наклеенных на карточку полосок бумаги соответствующей фактуры, величина листьев - с помощью изображения и т.д.). 3атем определяют способ снятия пыли с поверхности листьев растений: снятие пыли щеткой с фиалки, протирание листьев фикуса влажной тряпкой, опрыскивание аспарагуса. Кроме того, автор предлагает специальные проблемные ситуации, например, перепутать намеренно порядок действий, выбор инструментов или др. Дети должны исправить ситуацию и доказать правильность своих действий. Выше рассматривался вопрос об использовании разновидностей моделей как наглядных средств в ознакомлении дошкольников с природой. Описаны этапы обучения наглядному моделированию (по разработкам кандидатов педагогических наук, преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена Маневцовой Л. М., Кондратьевой Н. Н.).

Однако в практике детских садов складывается более широкое использование моделей и моделирования. Это объясняется, с одной стороны, требованиями преемственности в работе детского сада и школы по экологическому воспитанию, с другой стороны, внедрением альтернативных программ по дошкольному воспитанию, например, «Развитие». К тому же в литературе встречается более широкая трактовка понятия модели.

Так, Бухвалов В.А. использует в работе по экологическому воспитанию школьников следующие виды моделей:

Текстовые – описание экосистемы.

Графические – схема, план, рисунок.

Математические – диаграммы, графики, уравнения.

Технические – модели экосистем из технических материалов

Компьютерные – компьютерные программы для моделирования изменений в экосистемах. Модель по Бухвллову В. А. -это копии экосистем или ее элементов, а моделирование - метод их построения. Понятно, что не все указанные модели можно использовать н дошкольном возрасте. Однако отдельные их модификации вполне возможны в работе с дошкольниками. Моделирование- это наглядно- практический метод работы с дошкольниками для решения познавательных задач в ознакомлении с природой, развития логического мышления детей, воображения, речи; для определения уровня знания детей, их возможности к рассуждению. Этот метод позволяет экономить время воспитателя и детей. Модель может быть представлена в следующих видах: Объемные конструкции (игрушки, предметы). Плоскостные рисованные или графические (рисунок, схема, таблица, условный знак - пиктограмма). Модель, созданная телом или телом в движении (разновидность пантомимы). Модель - слово или словесное описание (понятие - это модель-слово). Пояснение на примерах. Идеальным конечным результатом познавательной деятельности является понятие. Значит, идеальна модель, которая существует, но которой нет (то есть, нет материального заместителя). Другими словами - ребенок может самостоятельно описать явление или объект природы в отсутствии наглядности. Однако, учитывая формы мышления дошкольника, его речевые возможности, следует отметить необходимость использования всех видов моделей. Остановимся на таком веществе, как вода. Объемная модель может быть в виде аквариума, фонтана, водопада, она имитирует состояние воды в природе. Рисованная модель - это рисунок водоема, водопада, моря и т.д. Это может быть условный знак воды, пиктограмма, в которой показаны разные агрегатные состояния воды, а также возможности перехода из одного агрегатного состояния в другое, например, жидкость переходит в твердое состояние при понижении температуры ниже 0 градусов. Это можно показать и схематично с помощью «разборной» модели выпадение дождя выпадение снега. Можно показать с помощью условных значков – «маленьких человечков»  Разные агрегатные состояния воды и их переходы при изменении температуры. Таким образом, замерзание водоема будет выглядеть следующим образом: - корка льда,  процесс испарения. Модификацией рисованной (графической) модели следует рассматривать календари погоды и природы (первый является набором условных значков - пиктограмм, второй включает пиктограммы и рисунки). Поскольку дети подражательны, то для них придумано невероятное количество игр, построенных на имитации движений, отдельных поз, положений. Дети моделируют состояние воды в игре «Море волнуется», могут представить, что они капельки воды или водопад. Понятно, что для вхождения в образ (эмпатия) требуются специальные упражнения. Однако это предмет отдельного разговора по РТВ (развитию творческого воображения). А сейчас мы говорим о возможности моделирования телом и телом в движении. Такие возможности представляет подвижная игра «Маленькие человечки». В данном случае дети не пользуются готовыми значками или не прорисовывают их, а изображают состояние вещества позой или движением (дети держатся за руки, ноги расставлены, ступни прижаты), моделируя кристаллическую решетку твердого вещества. Дети могут изобразить воду в аквариуме, брошенный в него мяч. По периметру дети изображают твердое тело - стенки аквариума, внутри дети изображают воду: ноги расставлены, руки опущены, качаются из стороны в сторону или приседают, но с места не сходят. В воде - мяч. Его стенки дети изображают аналогично аквариумным, а воздух внутри мяча изображают дети, забравшиеся в круг: бегают внутри «мяча», размахивают руками или передвигаются прыжками. Эта игра предоставляет огромные возможности моделирования: можно показать озеро в мороз, сосульку на солнце, мороженое в холодильнике или на плите. Да чего только не придумаешь! Прибавьте сюда положительные эмоции детей, раскрепощенность (каждый чувствует себя чуть-чуть артистом), возможность коллегиальных решений в выполнении задания, экономию времени при проверке выполняемого детьми – и станет ясно, что такая игра просто необходима! Как будет «выглядеть» словесная модель? Описать воду старший дошкольник может следующим образом: жидкость, бесцветная, без вкуса, запаха, может замерзнуть - будет лед, может испариться - будет пар. Позволю напомнить, что к моделированию словом ребенок выходит только к старшему дошкольному возрасту, а ранее необходима опора на наглядность и развитие, в связи с этим, способности к наглядному моделированию. Каковы этапы обучения моделированию дошкольников? Приобщать ребенка к моделированию можно, начиная с младших групп. Время прохождения ребенком всех этапов моделирования зависит от его индивидуальных возможностей, от того, какое внимание этому роду деятельности отводит воспитатель. 1. Моделирование из готовых форм. Ребенок из фигур, повторяющих силуэты частей тела зверя или растения, выкладывает целостную фигуру. Подготовительную работу к этому этапу выполняет игра «Составь целое из частей». Можно предлагать детям для выкладывания целостной фигуры геометрические фигуры: 2. Знакомство с готовыми моделями и дорисовывание их. Сначала детям дают к узнаванию простые графические модели (для малышей они могут быть цветными, если цвет - подсказка, например, серый цвет шерсти, длинный хвост - волк, а рыжая шерсть, длинный хвост - лиса). С детьми рассматривают эти картинки, определяют: «Кто спрятался в этих картинках?». Затем с детьми выясняют, что можно изобразить вместо ушей, то есть в картинке внешнего вида (хвост, цвет шерсти, мордочку, или что-то еще характерное для этого зверя). Когда дети научатся дорисовывать или изменять модель, можно привлекать их к моделированию диктантным способом. 3. Моделирование диктантным способом. Этот способ используется в средней группе (ДОУ № 73) при моделировании сезонных изменений в жизни зверей. Сначала воспитатель готовит «окошечки» к заполнению на верхней полоске бумаги, нижняя полоска также имела «окошечки» строго под верхними: Воспитатель моделировала таким образом жизнь зверя осенью, а дети – зимой. Чтобы дети не перепутали «окошечки», воспитатель использовала диктантный способ: «Осенью кисточки на ушах белочки короткие, а зимой?». Дети дорисовывали кисточки зимой в «окошечке» внизу. Аналогично дети заполняли «окошечки» с кормом зверя, изображали его повадки. 4. Придумывание детьми значков к моделированию. К старшему дошкольному возрасту дети выходят на более высокий уровень обобщения. Им предстоит придумывание значков для ведения календаря погоды. Дети могут участвовать в придумывании значков для изображения большой группы представителей животного или растительного мира. Например, дети придумывали значки домашнего зверя. 5. Моделирование для развития творческого воображения. Ребенок из готовых фигур, либо самостоятельно прорисовывая, задает для других детей загадку. Например, поднимает треугольник и спрашивает: «Какого зверя я загадал?». В качестве подсказки может быть использован цвет (так, рыжий кружочек - это белочка, а серый - заяц) или пространственное расположение фигур (много прямоугольников - стадо оленей, один прямоугольник - одно животное), или величина (2 серых крупных треугольника и 5 маленьких - семья волков).На самостоятельное моделирование подобных загадок выходят дети, которые прошли все этапы знакомства с готовыми моделями и обучения моделированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы ознакомления детей с природой.

Формирование у детей научного познавания природы....

Использование метода моделирования при ознакомлении с художественными произведениями

В материале рассказывается как разыграть сказки, как с помощью моделирования понять содержание, последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Также раскрываются виды моделиров...

Консультация для педагогов "Методы и формы ознакомления детей с природой"

Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них- ознакомление с природой....