Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_bryuhanovoy_n.a.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведенное анкетирование на тему взаимодействия детей и родителей (на вопрос «С какого возраста вы начали читать детям») привело меня к теме моего опыта, многие родители отвечали с 3-3,5 лет. Почему же потом они удивлялись, что дети не проявляли интереса к слушанию сказок и рассматриванию иллюстраций. Основным их увлечением становился телевизор, а книга была своего рода «бесполезной игрушкой».
Сущность моего опыта в этих условиях была в создании творческо-деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая будет способствовать развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению.
Новизна опыта в гибком сочетании игровой технологии на занятиях по ознакомлению с художественной литературой с современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями.
В чем я вижу актуальность своего опыта:
• Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фундамента будущего талантливого читателя, дети приходят в школу, владеющие техникой чтения, но совершенно не любят читать, оценивать прочитанное и выделять главное.
• Книга в мире технического прогресса сейчас ушла на второй план. Опрос родителей показал, что чаще чтение книг они заменяют просмотром мультфильма или слушанием аудиодиска, но только книга развивает сразу три канала восприятия: зрительный, аудиальный и кинестетический, тогда как телевизор или аудиодиск только один (либо визульный или аудиоальный).
• Чем выше развито художественное восприятие ребенка, тем шире он смотрит на мир и переносит свои чувства и переживания в собственное мироощущение.
Как же разбудить интерес к книге у детей? Кому отводится ведущая роль? Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль взрослого, любящего и знающего литературу, имеющий вкус в отборе произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой. Чтобы привлечь детей, я рассказала им о своем любимом авторе Андерсене, принесла свою любимую книгу сказок. Она была красивая, с интересными иллюстрациями. Показывала на непродолжительное время. Говорила о том, как надо обращаться с книгой, рассматривая ее сидя за столом. Рассказала сказку, прервав на самом интересном месте, и наблюдала за детьми. В течение дня они подходили, задавали вопросы о том, чем же закончилась сказка, рассматривали книгу и по иллюстрациям пытались догадаться. В следующий раз, выслушав все мнения детей, я усадила их рядом, взяла книгу в руки и прочитала окончание сказки. А потом мы нарисовали рисунки к этой сказке и устроили выставку. Позже дети стали приносить свои домашние книги, и мы зачитывали из них любимые произведения детей. Родители отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его.
В работе совместно с родителями мы организуем тематические выставки, конкурсы чтения стихов, литературные гостиные, поездки в кукольный театр. Родителей привлекаю к семейным домашним чтениям, созданию собственной библиотеки, подготовке художественных атрибутов. Помогают и узкие специалисты. Вместе с социальным педагогом ходим на экскурсии в библиотеки и книжные магазины города. Ребята с преподавателем по ИЗО расписали деревянные ложки по сказке «Колобок». Дети принимают самое активное участие в конкурсах чтения стихов, литературных викторинах, инсценированиях сказок и басен.
Дети играют в русские народные игры с использованием считалок, рисуют рисунки к знакомым произведениям, играют в сюжетно-ролевые игры «Телестудия», «Книжкина больница», «Семья» и др., где с удовольствием читают любимые стихотворения наизусть и поют колыбельные песни. Когда герои произведений становятся эмоционально близки детскому восприятию, они легче и свободнее входят в образ при инсценировании сказок и басен.
Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам литературных произведений. Поэтому для развития художественного восприятия особое значение во второй младшей группе я уделила знакомству со сказкой. Детям они очень понятны и они постепенно учатся воспринимать художественный текст на слух.
Сказки есть в каждом доме, их читают всем детям дошкольного возраста. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Они дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, различить добро и зло. Но сегодня родители заменяют рассказывание сказки просмотром мультфильма по мотивам какой-либо сказки. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок. Поэтому на данном этапе очень важно вызвать интерес у родителей к сказке как первому художественному жанру, с которым необходимо знакомить своих детей как можно раньше. Приглашая детей в мир сказки, полной волшебства, неожиданностей, переживаний, чудесных превращений я развивала детское восприятие. Именно сказка помогает детям стать умными, любознательными, сообразительными и чувственными к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей. Рассказывая, сочиняя сказку, ребенок развивает свою речь и обогащает ее своей фантазией. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев то в хитрую лису и добродушного зайца, то в злого волка и доброго медведя дети на основе чувственного восприятия учатся понимать все грани своей личности, нормы нравственного поведения. Сказки помогут предупредить у ребенка проявления черствости, жестокости, недоброжелательности.
Обязательно, учитываю региональный компонент при планировании и мы с удовольствием знакомимся с корякскими и ительменскими сказками.
Знакомя детей со стихотворной формой лирических произведений, потешек, басен, чистоговорок, использую наглядные схемы-иллюстрации.
Заучивая программные стихи, отметила, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации, которые сама рисую к строкам произведений, я отметила, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы помогают в работе над выразительностью, тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений.
У художественной литературы на каждой ступени свои задачи, но в рамках новых образовательных стандартов в школе сокращается количество часов русского языка и литературы, объем художественных произведений, соответственно результатом будет то, что мы растеряем русское богатство нашего языка, станем нищие духом и потеряем духовность, поэтому важно сейчас приобщать детей к высокохудожественной литературе совместно с родителями, чтобы не утратить духовную связь поколений. Ведь еще » В. Брюсов говорил: «Привлечь ребенка к чтению – одна из первых задач воспитания. Кто полюбит читать, тот невольно, незаметно для себя приобретет множество знаний, и нужно будет лишь внести в эти знания систему, чтобы создать человека образованного, и что самое главное, духовно богатого, сердечного, открытого людям, миру и добру».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: И.З. Суриков «Зима».
Направление: Познавательно-речевое развитие
Область: Коммуникация. Чтение художественной литературы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Цель занятия:
Обучающие: приобщать детей к высокохудожественной литературе, расширять мир писательских имен, продолжать учить заучивать наизусть небольшие произведения с опорой на иллюстрации (мнемосхемы), ввести в словарь слова: телестудия, телеведущий, телезрители, телепередача;
Развивающие: развивать речь детей, выразительность, эмоциональность при чтении стихотворения, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга при чтении стихотворения, доброжелательное отношение друг к другу;
Оздоровительные: соблюдать гигиенические нормы к проведению занятия, способствовать смене двигательной активности детей, развивать общую моторику.
Словарная работа:
- Телестудия - специально оборудованное помещение, откуда ведутся телевизионные передачи.
- Телеведущий - сотрудник телевизионного канала, который ведет программы (новостные, развлекательные, спортивные и др.).
- Телезритель - тот, кто смотрит телевизионные передачи
- Телепередача – видеоматериал программы, которая передается по телевидению, из телевизионного центра.
Методы и приемы: наглядные (мнемосхемы), словесные (чтение наизусть_воспитателем, беседа, вопросы, указания воспитателя, чтение наизусть по цепочке, слоговое чтение, чтение наизусть с разной интонацией), практические (инсценирование движениями тела, игра в телестудию)
Оборудование: макет телевизора, пульт от телевизора, мнемосхемы к стихотворению И.З. Сурикова «Зима», конверты с разрезными картинками-иллюстрациями к стихотворению И.З. Сурикова для каждого ребенка, волшебная палочка, портрет И.З. Сурикова, книга стихотворений И.З. Сурикова.
Ход:
- Воспитатель: - Что вы больше любите слушать (сказки, рассказы, стихи или что то из народного творчества?
- Каких поэтов, писателей вы знаете?
Я тоже люблю сказки, но сегодня я приглашаю вас в телестудию.
- Как вы думаете, что такое телестудия? (помещение, место, где снимают и проходят телепередачи).
- Что такое телепередача? Назовите ваши любимые телепередачи?
- Как называют людей, которые участвуют в телепередаче?
- А мы с вами кем являемся, когда смотрим телевизор?
- Сегодня наши гости будут телезрителями, а мы участниками .
- Как вы думаете какую роль буду исполнять я в телестудии? Что делает телеведущая?
Воспитатель: Сегодня я вам принесла книгу стихотворений Ивана Сурикова и подарю одно красивое стихотворение. Обратите внимание на его портрет. Иван Суриков любил писать о природе, временах года. И одно из его стихотворений называется «Зима». Сегодня мы выучим это стихотворение и сможем прочесть в нашей телестудии.
Сейчас я вам его прочту, а вы послушаете, и скажите, какие приметы зимы отмечает автор в этом стихотворении.
Чтение 1-е воспитателем.
- Беседа после чтения стихотворения:
- понравилось ли вам стихотворение ?
- о чем рассказывается в стихотворении?
-о каком снеге ?
-как автор описывает лес?
- с чем сравнивается лес?
- что такое пелена? Более точный ответ вы сможете найти в словаре
- Назовите признаки зимы, которые отмечает автор совами из этого стихотворения? (снег кружится, падает, ложится, поле снегом забелело, лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы).
- Как вы понимаете «И под утро снегом поле забелело. Что значит забелело?
Игра 1. Давайте попробуем выразить поэтический образ стихотворения через движения. Я буду медленно читать строчки стихотворения, а вы показывать движения. Встаем, Готовы?
Молодцы, каждый из вас смог передать свой образ зимы.
Игра 2. Теперь поиграем в игру «Спрашиваю-отвечаем», я спрашиваю вас строчкой из стихотворения, а вы мне этой же строчкой отвечаете, но ударение делаете на то слово, которое я сильнее выделяю голосом.
- Белый снег пушистый в воздухе кружится?
- И на землю тихо падает ложится?
- И под утро снегом поле забелело?
- Точно пеленою все его одело?
- Темный лес, что шапкой принакрылся чудной?
- И заснул под нею крепко, непробудно?
- Стали дни коротки? Солнце светит мало?
- Вот пришли морозцы? И зима настала?
Игра 3. А теперь встанем и поиграем в игру « Роботы ». Будем произносить слова отрывно по слогам.
Игра 4. Посмотрите, что у меня в руках? И сейчас мы поиграем в игру «Продолжи». Я начинаю строчку, а продолжает тот на кого укажет волшебная палочка, но строчку необходимо проговаривать целиком с самого начала четко и громко.
Воспитатель: -Ребята, я нарисовала картинки к нашему стихотворению. Они лежат у вас в конвертах на столах, сейчас вы пройдете к своим местам, достаните картинки и разложите их перед собой. Давайте определим какая картинка подойдет к первой строчке стихотворения? Выкладывать будем слева направо. Кто желает поработать у доски? (работа у доски и за столами).
- Молодцы, а теперь давайте хором прочитаем стихотворение по картинкам, четко проговаривая каждое слово. Поставьте указательный пальчик под первой картинкой и следите. Молодцы!
Воспитатель: А теперь мы готовы оказаться в телестудии. (Ставлю телевизор).
- Здравствуйте, дорогие телезрители, я приветствую вас, в нашей телепередаче « Литературная гостиная», в которой мы сможем принять участие и прочесть стихотворение Сурикова «Зима». На правах телеведущей я открою литературную гостиную и прочту стихотворение.
Чтение 2-е воспитателем.
- Кто из вас желает прочесть стихотворение Сурикова?
Чтение детей (3-4 чел).
- Я знаю, что вы приготовили для нашей телепередачи свои любимые стихи и сейчас я предлагаю вам их прочитать. Кто желает?
Чтение стихов.
Воспитатель:
- Легко ли вам было быть участниками телепередачи и почему?
- Заинтересовано ли вы слушали друг друга и почему?
- Назовите тех авторов, стихотворения которых сегодня вы услышали в телепередаче?
- Кто, по вашему мнению, более выразительно и эмоционально прочитал стихотворение?
- Кого из чтецов вы бы отправили на конкурс чтения стихов и почему?
Воспитатель:
Уважаемые телезрители наша телепередача подошла к концу, спасибо вам за внимание. Благодарю участников, телезрителей и гостей телестудии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии
Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...
Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...
конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"
Используемые технологии:Ø Технология интегрированного занятия;Ø Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø Т...
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...
Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»
Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...
«Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии М.В. Крулехта «Лесенка трудового процесса»
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к разли...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий моделирования
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...