Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи на тему
Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является использования модели, т.е., такого материального или мысленно представляемого объекта, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение даёт новые знания о нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода моделирования текста художественной литературы для речевого развития дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выгодский писал: «Есть все фактические и теоретические основы утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию: формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность.
Логика процесса речевого развития требует, чтобы оно, с одной стороны, было целесообразным, а с другой - не допускающим каких бы то ни было шаблонов. Поэтому использование различных педагогических средств, приемов, методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь ребёнка, но и обеспечивать, гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.
Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является использование модели. Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей.
Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Процесс моделирования в нашем случае включает три элемента: 1) субъект (ребенок); 2) объект исследования (текст художественной литературы); 3) модель, связывающая отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ, отражая им общие признаки объекта.
Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещенными объектами становятся герои произведений (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно
использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача - научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (слон - большой серый кружок, заяц - маленький серый кружок, заяц - маленький белый кружок).
Основное назначение модели - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. При использовании данного метода осуществляется один из основных принципов обучения детей дошкольного возраста - принцип наглядности, который имеет особое значение, потому как мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко. При создании символических изображений нужно обсуждать с ребенком значение каждого из используемых символов.
На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.
Прежде чем приступить к работе в режиме моделирования, я определила, на каком уровне находятся дети моей группы, и выбрала конкретные способы реализации материала. Я наметила последовательность чтения произведений в течение года, определяемую усложнением содержания.
Цели и задачи, которые были поставлены в работе с детьми:
- обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи, связную, выразительную речь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанного произведения;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа; - развивать понимание произведения на основе построения наглядной модели;
- уметь использовать заместители при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.
Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребёнком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Слова не существуют изолированно друг от друга, каждое слово
вызывает поток ассоциаций, т.е. слов, связанны с данным словом по какому-либо основанию. Основание для ассоциации может быть любым. Различают ассоциации по сходству (мячик - шар), по различию (черный - белый) и др. Группа слов, ассоциативно связанных с одним каким-нибудь словом, носит в психологии название «ассоциативного поля». У каждого человека есть свой набор ассоциативных связей, накопленный им в ходе познавательной деятельности.
В начале данной работы детям предлагались готовые «ассоциативные поля», и от ребят требовалось только запомнить, какой объект относится к данному заместителю. Со временем дети стали предлагать свои варианты заместителей реальным объектам. Так, например, при работе над стихотворением С. Есенина «Пороша» ребенок подготовительной группы предложил в качестве заместителя к слову «невидимка» («Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна...») использовать прозрачный кружок.
Применение метода моделирования в нашей практике оказалось достаточно эффективным. Использование схем положительно влияет на развитие речи, обогащение словарного запаса детей, повышает наблюдательность детей, позволяет переводить освоение учебного материала в игру, дает возможность заметить особенности окружающего мира, развивает память, устойчивое внимание, наглядно-образное мышление.
Л. С. Выгодский писал, что слово так же относится к речи, как и к
мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом
простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом.
Мышление - высший познавательный процесс. Оно представляет собой
порождение нового знания, активную форму творческого отражения и
преобразования человеком окружающей его действительности. Использование метода моделирования способствует всестороннему развитию дошкольников.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями, всему этому способствует использование метода моделирования.
Конечно, не следует целиком заменять простое чтение ребенку сказок, историй, рассказов и стихотворений работой над ними. Непосредственное восприятие произведений (без составления плана, ответов на вопросы и т.п.) необходимо ребёнку. Обычно оно оказывается более насыщенным эмоционально, особенно если взрослый, читающий вслух, сам достаточно увлечен. Таким образом, необходимо разумное использование сочетаний различных методов и приемов для познавательно - речевого развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников
Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....
Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...
"Использование художественной литературы для развития речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...
Консультация " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное вли...
Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".
Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...