Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Муха- Цокотуха"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель - учить детей разбирать сказку по цепочке, обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_muha-tsokotuha.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Муха Цокотуха»

Для детей 5-6 лет

Цель: продолжать учить детей разбирать сказку по цепочке.

Образовательные задачи:

1. Обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Учить узнавать сказочных героев.

3. Продолжать учить детей, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картины в единый сюжет. Использовать выразительные средства – описания.

4. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного – характера.

5. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

6. Развивать у детей словарный запас  ( синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый и  антонимы: добрый, злой, весёлый - грустный, здоровый - больной ).

7. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

8. Учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

9. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка , не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:

1.Воспитывать любовь к сказке.

2.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3.Воспитывать умение выполнять коллективные действия.

Методы и приёмы: вопросы, беседа, рассмотрение картинок, сюрпризный момент, мимические упражнения.

- наглядный: картинки с изображениями насекомых.

- словесный: рассказ воспитателя, рассказ ребёнка, беседа, словарная работа, вопросы, объяснения, уточнения, поощрение.

- игровой: упражнения «Счастье», «Любование», «Сочувствие», «Страх»,  «Поглаживание», «Встреча».

- практический: пальчиковая гимнастика «Насекомые», артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Предварительная работа:

           Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание картин и иллюстраций к сказке, наблюдение на прогулках за насекомыми.

Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость.

Подбор музыкального сопровождения. Драматизация.

Оборудование: фланелеграф, рисунки с мимикой лица

Ход занятия:

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: - сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.

Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. (Дети проходят на ковёр, садятся на стулья, закрывают глаза, расслабляются, дышат легко, спокойно).

Почувствуйте, как ковер взлетает, вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. Глазки открываются, сказка начинается.  Представьте мы с вами на сказочной полянке и превратились в насекомых.

Воспитатель читает сказку:

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла ,

Муха денежку нашла».

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, что ощутила Муха, когда нашла денежку?

(Ответы детей)

Воспитатель:

А когда у вас возникают такие чувства (радость, счастье)?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Давайте окажемся на месте Мухи и изобразим радость и счастье.

Упражнение на мимику «Счастье».

Воспитатель:

«Пошла Муха на базар

И купила самовар»

Ребята, Муха купила самовар, накрыла на стол, наверно она ожидает гостей?

(Ответы детей)

Воспитатель:

«Тараканы прибегали

Все стаканы выпивали

 А букашки по три чашки»

Дети, а чай то для гостей горячий, давайте поможем насекомым остудить его.

Упражнение на дыхание «Дуем на чай».

Воспитатель:

«Нынче муха – Цокотуха

Именинница»

Дети, скажите, что значит , именинница?

(Ответы детей)

Воспитатель:

«Приходили к мухе блошки

Приносили ей сапожки,          

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

«Приходила к Мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла».

Ребята, какие насекомые еще пришли к Мухе на день рождение?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Вы немного устали, давайте поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: «Насекомые».

Прилетала   к нам вчера                  (Машут руками)

Полосатая пчела

 А за нею шмель-шмелёк,                 (Загибаем пальцы)

И весёлый мотылёк.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                         (Показываем глазки)

Полетали, пожужжали,                      (Машут руками)

От усталости упали.                          (Руки вниз)

Воспитатель:

«Бабушка – красавица

Кушайте – варенье.

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Дети, как вы думаете, из какой ягоды сварила варенье Муха? Понравилось ли оно гостям ?

(Ответы детей).

Воспитатель:

А какое ваше любимое варенье?

(Ответы детей).

Проводится артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Воспитатель:

«Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить».

Дети, кто же появился у Мухи на дне рождении и пугает ее?

(Ответы детей).

Воспитатель:

«Но жуки, червяки испугались,

По углам, по щелям разбежались.

И никто даже с места не сдвинется,

Пропадай, погибай, именинница!»

Дети, почему же разбежались гости?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, а какое лицо у страха? Найдите его среди рисунков.

Воспитатель показывает рисунки.

Воспитатель:

А как бы вы помоги Мухе?

(Ответы детей).

Воспитатель проводит с детьми беседу, что нельзя бросать товарища в беде.

Воспитатель:

«Вдруг, откуда не возьмись

Маленький Комарик,

И в руке его горит,

Маленький фонарик».    

 «Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Ребята, кто же прилетел на помощь к Мухе?

(Ответы детей).

Воспитатель:

А что же произошло в сказке дальше?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Дети, почему же Муха такая грустная?

(Ответь детей).

Воспитатель:

Давайте ее пожалеем, успокоим.

Воспитатель провидит с детьми упражнение «Поглаживание».

Воспитатель:

«Я злодея зарубил, я тебя освободил.

И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»

«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые – мужики богатые

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Веселиться народ, Муха замуж идет.  

 За лихого, удалого, Молодого Комара.

Будет, будет мошкара веселиться до утра,

Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

Вот и закончилась наша сказка со счастливым концом. Понравилась ли она Вам, ребята? Какой герой из сказки вам понравился больше всего? Какой герой в сказке, был самый отважный, а какой самый злой?

(Ответы детей).

Заключительная часть.

Цель: подвести итоги занятия.

Задачи: учить детей обобщать и делать выводы.

Выход из сказки.

Воспитатель:

Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Все это останется вместе с вами.

 Нам пора возвращаться. Садитесь на наш ковёр самолёт и полетели обратно.

Подведение итогов занятия. 

Воспитатель:

Вот мы с вами снова оказались в детском саду. Понравилась ли вам сказка? Что вам понравилось? Какие герои вам понравились? Чему вы научились? На кого вы бы хотели походить?

(Ответы детей).

Список использованных источников

  1. Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе «Путешествие по сказкам» [Электронный ресурс]. Режим доступа-  http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/27/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-po-razvitiyu-rechi-s
  2. Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «В гостях у сказки» [Электронный ресурс]. Режим доступа-  http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-s-elementami-triz-v-gostyax-u-skazki/
  3. Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» [Электронный ресурс]. Режим доступа-  http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-ispolzovaniem-yelementov-triz-na-temu-v-gosti-k-skazkam.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....