План – конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Едем на автобусе» по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галькевич Елена Михайловна

Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности. 

Образовательные задачи:

- Расширять и конкретизировать представления о назначении транспорта;

- Уточнить представление о труде водителя;

- Закреплять в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт.

Речевые задачи:

- Учить составлять короткий рассказ с помощью взрослого;

- Совершенствовать  умение договаривать за педагогом слова и словосочетания;

 - Активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Развивающие задачи:

- Развивать умения отвечать на вопросы;

- Развивать зрительную наблюдательность;

- Развивать умение координировать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность и инициативность детей;

- Воспитывать положительную установку на участие в занятии.

Коррекционные задачи:

- Активизация речевой деятельности детей;

- Развитие слухового внимания, памяти.

Материал: картина «Едем на автобусе», магнитная доска,  картинки с изображением транспорта, клоун Бом - игрушка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Рассказывание по картине «Едем на автобусе»

по лексической теме «Транспорт» 

для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности. 

Образовательные задачи:

- Расширять и конкретизировать представления о назначении транспорта;

- Уточнить представление о труде водителя;

- Закреплять в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт.

Речевые задачи:

- Учить составлять короткий рассказ с помощью взрослого;

- Совершенствовать  умение договаривать за педагогом слова и словосочетания;

 - Активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Развивающие задачи:

- Развивать умения отвечать на вопросы;

- Развивать зрительную наблюдательность;

- Развивать умение координировать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность и инициативность детей;

- Воспитывать положительную установку на участие в занятии.

Коррекционные задачи:

- Активизация речевой деятельности детей;

- Развитие слухового внимания, памяти.

Материал: картина «Едем на автобусе», магнитная доска,  картинки с изображением транспорта, клоун Бом - игрушка.

Содержание образовательной деятельности.

Внести утром картину и оставить ее детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины побуждать детей обмениваться впечатлениями, замечать детали.

1.Оргмомент.

- Ребята, я хочу знать, кто из вас пришел, а кто приехал  в детский сад.

На чем сегодня Тоня приехала в детский сад?

- На чем, Вика приехала в детский сад? (На автобусе)

- А почему вы не пришли пешком? (Далеко идти)

Спросить еще несколько детей.

- Какие вы знаете автомашины?

- А хотите, я покажу вам гараж, где много машин?

Вместе с детьми перейти к демонстрационной доске. 

Основная часть.

2.Д/игра «Что лишнее?»

- Какие вы знаете автомашины?

- А хотите, я покажу вам гараж, где много машин?

Предлагаю детям подойти к доске, на которой расположены картинки с изображением транспорта. Дети встают в свободном порядке на некотором расстоянии от доски. На доске расположен «гараж» из картинок, на которых изображены разный транспорт.

- Как называются люди, которые едут в транспорте? (Пассажиры)

 - А как называются транспорт, который перевозит  людей? (Пассажирский)

- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

- Вам задание убрать из «гаража» грузового транспорта.

 Какой транспорт остался в «гараже»? (Пассажирский)

3.  Составление рассказа по картине

- Ой, посмотрите, кто к нам пришел? (Клоун Бом)

Клоун Бом здоровается с детьми. Дети отвечают на его приветствие.

- Ребята, мне Бом сказал, что он очень любит играть, но не знает, как дети играют в детском саду, потому что когда он был маленьким клоуном не ходил в детский сад. И он просит вас рассказать про игры детей в детском саду. Вы хотите ему помочь, рассказать про игры детей? (Хотим).

- Хорошо. А можно, сначала я попробую рассказать?

- Я знаю детей, которым воспитатели в детском саду сделали красивый автобус. Автобус был, как настоящий. Хотите, я покажу его вам? Поворачиваю картину.

- Верно ли, что автобус, как настоящий?

- Какого он цвета?

 Из каких частей состоит автобус? (Кабина, кузов, окна, колеса)

- Какой формы колеса (окна)?

- Кто ведет автобус? Где сидит шофер? (В кабине за рулем сидит шофер)

- Кто еще сидит в автобусе? (Дети)

- Где сидят дети? (Дети сидят в салоне). Так называется в автобусе место для людей, которых везет шофер.

- Кем являются дети, которые едут в автобусе? (Пассажирами).

 Повтори, Катя, кто сидит в салоне? (Пассажиры).

- Где сидят пассажиры?

 Девочки едут одни?

- Кого они взяли с собой? (зайку и кота)

- Почему автобус не едет?

- Кого ждет шофер? Что делает мальчик?

 Почему он бежит?

 Кого несет в руках мальчик?

 Как вы думаете, что говорят мальчику из окон пассажиры?

- Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться.

Выслушать ответы детей, объяснить, что из названия картины должно быть понятно, о чем эта картина.

- Эта картина называется «Едем на автобусе». Предлагаю детям послушать, какой рассказ по картине я придумала. Для того, чтобы рассказ получился интересный, надо вначале рассказать об автобусе, затем о детях.

«Взрослые сделали детям автобус. Автобус получился, как настоящий: впереди кабина с рулем, сзади салон с окнами. Вова – шофер, а девочки – пассажиры. Они взяли с собой зайца и кота. Сейчас автобус тронется. Мальчик опаздывает, он бежит изо всех сил. «Скорее, скорее!» – кричат девочки. – Уезжаем!»

Рассказ повторяю еще раз.

Затем нескольким детям предлагаю придумать свой рассказ.

-Теперь, Клоун Бим, ты узнал про то, как дети играют в детском саду. (Узнал! Узнал! Спасибо вам, ребята. Я сейчас побегу в цирк и всем  расскажу, как интересно в детском саду).

4. Пальчиковая гимнастика «Машина»

Би – би – би гудит автобус (Постукивают кулаком о ладонь левой руки)

Тук – тук – тук  мотор стучит (Хлопают руками)

Едем – едем – едем – едем (Сжимают пальцы рук) 

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу  (Потирают ладони)

Шу – шу – шу  они шуршат.

Быстро катятся колеса («Вертушки» руками) 

Та – та – та вперед спешат.

5. Зрительная гимнастика «Едет машина»

Прослеживание взглядом за движением светового огонька по офтальмо тренажеру.

6. Рефлексия.

- Кто сегодня к нам приходил в гости?

- А хотите  поиграть в автобус, как дети на картине?

- Давайте построим автобус из стульчиков, и поиграем.

Подготовила Галькевич Е. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД по познавательному развитию «Приметы по лексической теме «Признаки осени» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, развивающего обучения, мнемотехника.   Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей об осени. Образовательные задачи:- Расширять об...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

План – конспект НОД по речевому развитию по лексической теме «Посуда» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей  о посуде. Образовательно - речевые задачи:- Закреплять знание названий посуды;- Учить называть и различать кухонную, столовую и чайн...

План – конспект НОД по познавательному развитию «На чем люди ездят» по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, логоритмика, коммуникативная.Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей о транспорте. Образовательные задачи:- Закрепить знания об обобщающ...

План – конспект комплексного занятия «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физичес...

План – конспект НОД по познавательному развитию (фэмп) по лексической теме «Посуда» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Создать условия для развития у детей элементарных математических представлений. Образовательные задачи:- Познакомить с цифрой «5»;- Продолжать учить понимать отношения меж...

План – конспект НОД по познавательному развитию (фэмп) по лексической теме «Насекомые» для детей средней группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, развивающего обучения, здоровьесберегающая.Цель: создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений.Образовательные задачи:- Учить сравнивать предм...