Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме «Маша идет в школу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательные области: Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Интеграция видов деятельности: Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.
Лексическая тема: «Маша идет в школу»
Вид занятия: Итоговое
Цель: Развитие речи детей.
Задачи
Образовательные:
- Продолжать развивать связную речь, через участие в словесно речевых играх;
- Упражнять в делении слов на слоги;
- Учить подбирать антонимы и синонимы;
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Планируемый результат: Развитие связной речи детей.
Предварительная работа: Дид. игры, чтение сказок, составление рассказов, составление рассказов по сюжетным картинам.
Материалы и оборудование: Сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, кукла, плюшевый мишка, аудиозапись, карточки для игр «Один - много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей.
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.
Добрый день! Сегодня к нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма. (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.) - Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? - А вот и наша героиня (слайд № 2). (Воспитатель показывает куклу Машу). - Какая она по характеру?
| Приветствие.
- Да, из мультфильма «Маша и медведь»
- Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная. |
Беседа
Прослушивание фрагмента из мультфильма.
Беседа. | Психологическая готовность |
Вводно-организационный, 1–2 мин | Организация направленного внимания | Организация образовательного пространства
- Маша пришла огорченная тем, что закончились все серии мультфильма. И больше ее не покажут по телевизору. А ее режиссер, не знает, о чем еще снять сюжет (слайд № 3). Давайте поможем режиссеру придумать новый сюжет интересного мультфильма. |
|
| Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 1–2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Знакомство детей с мотивационной направленности.
- И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета. Игра «Опиши предмет». (Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Дети называют предметы и складывают их в портфель).
| Осознают и принимают поставленную задачу
- Книга – учит нас, она прямоугольной формы, оранжевого цвета; Ручкой мы пишем, она формой как вытянутый овал, ручка синего цвета; в альбоме можно рисовать, он прямоуголный, а по цвету зеленый с рисунком лисички; краски нам нужны, чтобы рисовать, они овальной формы, а по цвету – разноцветные; ластик нужен, чтобы стирать карандаш, он овальной формы, а по цвету белый, точилка служит для того, чтобы точить карандаши, она квадратная, желтого цвета.
- Все эти предметы одним словом можно назвать - школьные принадлежности. Складывают принадлежности в портфель. |
Дидактическая игра | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами - Решил режиссер снять мультфильм о Маше, но не знает какой сюжет придумать. Что же делать? Как нам помочь режиссеру? -Мишка может помочь нам. У него есть картинки – подсказки, по которым легко можно снять сюжет новой серии (слайд № 4). - Итак, первое задание. Скажите, на какие две группы делятся все звуки? - Матвей, скажи, как произносятся гласные звуки?
- Лера, назови гласные звуки. -Соня, какие бывают согласные звуки?
- Тимур, назови несколько согласных звуков.
- Второе задание. Поиграем в игру “Ты мне – я тебе” - Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребенок, обратно кидая, говорит мягкий звук). (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).
- Теперь Маша умеет правильно произносить и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? - Назовите школьные принадлежности и сосчитайте в них слоги. (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).
- Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает выполнить третье задание от Мишки. Игра “Наоборот” (С мячом). Я называю слово, а вы противоположное. Радость– Светлый – Сухой – Тишина – Часто – Ясный – Плохой - Тёмный – Храбрый - Высокий – Лёгкий – Тихо – Широкий – Холодный - (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»). |
- Звуки делятся на гласные и согласные звуки. - Гласные звуки произносятся легко, свободно, они поются и тянутся. - А, О, У, И, Ы, Э. - Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Они не тянутся, не поются. - Б, В, Д, Ж.
- Дети делят слова на слоги с помощью хлопков и шагов: тетрадь, карандаш, кисточка и т.д.
- грусть - темный - мокрый - шум - редко - пасмурный - хороший - светлый - трусливый - низкий - тяжелый - громко - узкий - горячий
|
Беседа
Рассказывание по картинкам.
Речевая игра
Речевая игра
Дидактическая игра
| Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5–8 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.
– Четвертое задание от Мишки. Внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его. - Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка. - Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость. - Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна. (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).
- Пятое задание. Игра «Один - много» (слайд № 5). - Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а вы в ответ называете, сколько будет много мячей. (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).
- Шестое задание. Вам нужно найти лишний предмет. Игра “Четвёртый лишний” (слайды № 6-10). (Воспитатель показывает картинки с изображением 4х предметов, один из которых лишний). (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»). |
- В этих словах общий звук Ш.
- В этих словах общий звук Р.
- В этих словах общий звук Л.
- Шар - шаров, дом - домов, цыплёнок - цыплят, игла- игл, мышка- мышки, пальто – пальто, карандаш- карандашей и т. д.
- Дети находят лишний предмет и называют его, аргументируя свой ответ. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей.
Определение звука
Дидактическая игра
Дидактическая игра | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Говорит и показывает движения по тексту Настроение упало, Дело валится из рук… Но ещё не всё пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоём, С облегчением вздохнём – Настроение поднимем А усталость отряхнём!
|
“Бросают” вниз руки… Грозят указательным пальчиком. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу). (Стоят лицом друг к другу, руки вверх. | Физминутка | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа 5–10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. - Посмотрите, все картинки «подсказки» у нас есть! Значит можно собрать их и отдать режиссеру. Он снимет новую серию, которая нам обязательно понравится. |
- Выстраивают из картинок правильный порядок действий событий. Составляют рассказ. | Выполнение практических работ. Групповая форма организации деятельности
| Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы
- Молодцы, ребята! С заданием справились! Теперь Маша будет рада новой серии, которую выпустит режиссер по вашим картинкам. И ее опять покажут по телевизору. - Тимофей, скажи, что мы сделали, чтобы составить новую серию мультфильма? - Соня, какие еще выполняли задания? - Артем, что больше всего тебе понравилось на занятии? | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.
- Ответы детей.
| Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная | Осознание себя как участника познавательно го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masha_idet_v_shkolu.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задания от Мишки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе
Цель: - знакомство с типовым приемом фантазирования «дробление-объединение»....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста
Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель –развитие умений в составлении рассказа по сюжетной картине...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе Тема Обучение детей анализу ситуаций
план-конспект занятия в старшей группе...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"
Конспект НОД 2 младшая группа...