Сценарий НОД по развитию лексико-грамматических категорий "Уточнение пройденных обобщений".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет обогатить и активизировать словарь дошкольника обобщающими понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchie_slova.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7 «ПИНГВИНЕНОК» г. Снежногорск Мурманской области
Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед
Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических категорий
в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа, первый год обучения)
Тема: «Уточнение пройденных обобщений».
Цель: закрепить в речи детей обобщающие понятия, активизировать словарь
существительных.
Оборудование: яркая коробка, предметные картинки, картинки для игры в «4-ый лишний», контурные картинки с наложением, разрезные картинки, зашумленные картинки, модели предложений, листы с изображениями предметов на обобщающие понятия, кубик, на гранях которого изображены предметы на обобщающие понятия, карандаши.
Ход НОД
1.Организационный момент.
Логопед входит в группу с яркой коробкой в руках.
Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Если вы хотите узнать, что лежит в коробке, то займите, пожалуйста, свои места на стульчиках.
- В одной группе нашего детского сада жила-была вот эта коробка с картинками.
Но дети её не замечали. Мальчишки в той группе всегда играли только с машинками и солдатиками, а девчонки – с куклами. Коробка с картинками стояла на полке и грустила: никто её не открывал, с картинками не играл.
Посмотрите сколько в коробке ярких интересных картинок.
Логопед показывает коробку с картинками.
И с ними можно играть в разные интересные игры. Не хотите ли, вы, ребята, поиграть с картинками из коробки?
Ответ детей.
2.Игра с «зоркими» картинками.
Логопед достаёт из коробки контурные картинки с наложением.
Логопед: Это картинки «зоркие». Чтобы их разгадать, нужно внимательно глазками смотреть, постараться все предметы найти и назвать их одним словом.
Логопед показывает картинки, на которых контуры предметов, наложены друг на друга.
Ответы детей: «Яблоко, груша, лимон – это фрукты. Морковь, огурец, капуста – это овощи. Шапка, пальто, свитер – это одежда» и т.д.
3.Игра с разрезными картинками.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько в коробке разрезных картинок.
Логопед достаёт из коробки разрезные картинки.
Давайте их части соберем в картинку и одним словом предметы назовём.
Каждый ребёнок складывает свою разрезную картинку.
Ответы детей: «Свёкла и редиска – это овощи. Самолет и автомобиль – это транспорт. Кукла и пирамидка – это игрушки» и т.д.
4.Игра с зашумленными предметами.
Логопед: Посмотрите, какая необычная картинка. Какой предмет спрятался на этой картинке? На этой картинке?
Логопед показывает зашумлённые картинки.
Ответ детей: «Дуб, ель».
Названные предметные картинки логопед выставляет на доске.
Логопед: Скажите, какие предметы могли бы быть ещё здесь нарисованы? Почему?
Дети перечисляют деревья и подбирают обобщающее слово.
5.Игра с кубиком.
Логопед: В нашей коробке есть и кубик с картинками. Посмотрите.
Логопед достаёт из коробки кубик, на гранях которого нарисованы предметы, к которым нужно подобрать обобщающее слово (молоток, совок, клещи; язык, уши, нос; сыр, конфета, колбаса; певец, кузнец, строитель; кактус, роза, василёк и т.д.).
Дети рассматривают кубик с картинками на обобщающие слова.
Логопед: Надо кубик «бросить» и подобрать общее слово к предметам, изображенным на одной стороне кубика.
Дети играют с кубиком.
Логопед: С кубиком можно поиграть и вот так.
Логопед «бросает» кубик, называет предметы и продолжает цепочку слов, передавая кубик ребёнку.
Игра в цепочку слов.
6.Динамическая пауза.
Логопед: В нашей коробке есть и вот такая зашифрованная картинка.
Логопед достаёт из коробки картинку с изображением человечков, вставших в круг.
Логопед: Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети встают в круг.
Логопед: Ребята, как можно нам разделиться на 2 группы?
Ответы детей: Нам можно разделиться на девочек и мальчиков.
Дети делятся на два круга.
Логопед: Девочки прыгают, а мальчики приседают.
Мальчики ногами топают, а девочки в ладоши хлопают.
Девочки полы подметают, а мальчики гвозди забивают.
Молодцы!
Логопед: Ребята, посмотрите, в нашей коробке есть и предметные картинки.
Дети рассматривают предметные картинки.
Логопед: Вы картинку возьмите, внимательно её рассмотрите и пару себе найдите.
Почему вы встали в пару?
Дети объясняют свой выбор: «Мы встали в пару, потому что лопата и пила – инструменты. Мы встали в пару, потому что тапки и туфли – обувь» и т.д.
7.Игра «Четвёртый лишний».
Логопед: Ребята, хотите поиграть вот с такими картинками.
Логопед достаёт из коробки картинки на игру «Четвёртый лишний».
Логопед: Какая картинка лишняя и почему?
Дети объясняют свой выбор. Добиваться полного ответа: «Валенки, сапоги, туфли, платье. Лишнее платье, потому что платье - это одежда, а валенки, сапоги, туфли – это обувь».
8.Игра с чёрно-белыми картинками.
Логопед: Что это за листик выглядывает из коробки?
Логопед вынимает из коробки листы с чёрно-белыми картинками.
Логопед: Соедините три предмета между собой и объясните, почему вы так сделали?
Дети выполняют задание: «Я соединил ласточку, воробья, аиста, потому что это дикие птицы. Соединил утку, петуха, гуся, потому что это домашние птицы».
У каждого ребёнка свой вариант картинок на дифференциацию: продукты питания (мясные и хлебные); посуда (чайная и кухонная); транспорт (грузовой и пассажирский) и т.д.
9.Игра «Составьте предложение по модели».
Логопед: Посмотрите, в коробке есть ещё картинки.
Логопед достаёт картинки из коробки. Дети рассматривают их.
Логопед: С помощью этой модели мы можем составить предложение. Кто составит предложение по данной модели?
|
Ответы детей: «Овощи растут на грядке».
Дети составляют предложения по моделям: «Фрукты растут на дереве. Посуда стоит на столе. Домашние звери живут рядом с человеком. Мама купила продукты». И т.д.
10. Итог занятия.
Логопед: Посмотрите, все картинки закончились. Вам понравились игры с картинками? Оставим коробку с картинками в своей группе? Не будет ей одиноко?
Оценка деятельности детей.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект + презентация непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий, интоннационной выразительности и развитию связной речи в театрализованной деятельности у дошкольников на сказке "Теремок"
Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"
Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...
Сценарий НОД по развитию лексико-грамматических категорий "Притяжательные прилагательные".
Данный сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет старшим дошкольникам в игровой форме закрепить навык образования притяжательных прилагательных в речи....
Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Учимся задавать вопросы".
Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет закрепить у дошкольника с общим недоразвитием речи умение задавать вопросы с опорой на наглядность и самостоятельно....
Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что".
Сценарий организации непосредсвенно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОНР, упражняет детей в составлении сложноподчиненных предложений с союзом "потому что...
Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке".
Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности позволяет детям с ОНР совершенствовать практический навык употребления в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с...
Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия ребенка...