Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
презентация по логопедии
Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия ребенка с реальными предметами можно облегчить за счет использования приема «Обобщенная схема». Благодаря данному приему развивается знаковая функция сознания, посредством которой у детей усваиваются связи и отношения реальных предметов и явлений, формируется способность оперировать наглядными моделями, они начинают понимать, что действия со схемами надо соотносить с оригиналами и ориентироваться на существенные признаки понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_gram._stroya_rechi.ppsx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Дошкольное детство – это период образных форм осознания. Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Исследованиями Н.Венгера , А. Запорожца установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, пространственному моделированию, использованию символов и знаков. При этом действия детей осуществляются в определенной последовательности: с реальными предметами; без опоры на реальные объекты (на уровне представлений). Действия ребенка с реальными предметами можно облегчить за счет использования приема «Обобщенная схема». Благодаря данному приему развивается знаковая функция сознания, посредством которой у детей усваиваются связи и отношения реальных предметов и явлений, формируется способность оперировать наглядными моделями, они начинают понимать, что действия со схемами надо соотносить с оригиналами и ориентироваться на существенные признаки понятий.
Задачи работы по развитию лексико – грамматического строя речи на основе использования приема «обобщенная схема» 1. Развивать у детей с ОНР операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, воображения. 2. Рассматривать прием «обобщенная схема», как условие формирования системы действий и операций с грамматическими элементами языка, а так же обучения детей с ОНР умению употреблять и дифференцировать в речи связи между словами (род, число, падеж, время, наклонение и т. д.). 3. Развивать у детей с ОНР чувство языка.
Этапы работы I этап – работа над словом Цель: научить детей подбирать к «обобщенной схеме » конкретные понятия, объединенные категориями – род или число, время или лицо и т. д. II этап – работа над словосочетанием Цель: научить детей устанавливать элементарные закономерности связи слов в различных словосочетаниях. III этап – работа над предложением Цель: научить детей на основе структурных алгоритмов предложений, включающих в себя отработанные модели словосочетаний, строить предложения: правильно подбирать слова и ставить их в грамматически правильной форме.
он она они оно Этап работы над словом кто? кто это? что? что это? что делает? какой?
Кто он? Кто она? Кто они? Что (он)? Что (она)? Что (оно)? Что (они)? Соотношение родовых категор ий и одушевлённости - неодушевлённости
III этап – работа над предложением Составление простых предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам . Мальчик идёт. Ракета летит . Полотенце висит.
Наступила зима . Мальчик несёт коньки. Составление и заучивание 2 – 3 простых предложений по сюжетной картинке
Составление распространённых предложений Девочка пьёт морковный сок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."
Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....
Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
В статье даются понятия о том, что такое лексика,грамматика, лексическое значение слова, грамматическое значение слова.Раскрываются этапы формирования лексики и грамматики у детей.Говорится о взаимосв...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...
Методическая разработка:ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...