Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Сценарий организации непосредсвенно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОНР,  упражняет  детей в составлении  сложноподчиненных предложений с союзом "потому что".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ПИНГВИНЕНОК»

г. Снежногорск  Мурманской области

Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед

Организация непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа,  второй год обучения)

Тема: Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что».

Цель: продолжать учить детей составлять сложноподчиненное предложение

           с союзом  «потому что».

Оборудование: сказка Н. Рыбакова  «Про Потому и Почему»,  рисованные сказочные герои   «Потому», «Почему»,  предметные картинки, карточки с предложениями, тетрадь (лист) в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход  НОД

1.Организационный момент.

- Ребята, хочу  рассказать вам  сказку. Хотите её послушать? Садитесь удобно и слушайте.

2.Введение в тему занятия.

  • Жили-были Почему и Потому.

(На доске выставляются картинки героев.)

Видят они — катится бревно.

—  Почему оно катится? — спросило  Почему.

—  Бревно катится, потому что оно круглое, — ответило  Потому.

—  А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? — спросило  Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо.

Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

—  Почему она летит? — спросило Почему.

—  Птица летит, потому что у нее крылья есть, — ответило Потому.

— А почему бы нам не сделать крылья? — спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолёт.

И полетели они дальше удивляться.

- Ребята, давайте вместе с Почему и Потому отправимся в путь: будем задавать вопросы со словом «почему» и искать ответы на них со словами «потому что».

3. Игра «Почему так называется?»

  • Приземлился самолёт с Почему и Потому в одном маленьком северном

городке. Гуляют они  по северному городу, рассматривают все вокруг.

- Почему город называют северным? – спросило Почему.

- Город называют северным, потому … -  призадумалось Потому.

- Ребята, помогите Потому ответить.

(Ответ детей полным предложением.)

- Видят крепость снежная стоит. Почему крепость называют снежной?  А почему горку назвали  ледяной? – не унималось Почему.

- Почему говорят кирпичный дом? Двухэтажный детский сад?

(Дети отвечают на вопросы полными сложноподчинёнными предложениями.)

- Почему на улице стало теплее? – спросило Почему.

4.Упражнение «Отгадай загадку и скажи почему?»

  • - Загадаю я тебе загадку, и ты узнаешь ответ на свой вопрос,  – ответило

Потому.

Тает снег, бегут ручьи,                                  День прибывает,

     Прилетают грачи,                                          Когда это бывает?

                                                                  (Компиляция  загадок Е. Бём, О. Хилик.)

-  Конечно это бывает весной,  – ответило Почему.

-  Ребята,  как  Почему  догадалось, что это загадка о весне?

(Дети отвечают полными предложениями.)

5. Гендерная игра «Почемучки и Потомушки».

  • - Это хорошо, что пришла весна. Давай Потому поиграем с детьми в игру

«Почемучки и Потомушки». Мальчишки будут задавать вопросы со словом «почему», используя наши весенние  картинки, а девчонки будут на них отвечать.

(На доске (фланелеграфе) выставлены предметные картинки: лужа, резиновые сапоги, сосульки, проталины, бумажный кораблик и др.)

Примерные вопросы мальчиков:

- Почему весной появляются лужи?  Почему весной люди обувают резиновые сапоги? Почему весной капают сосульки? Почему появляются проталины? Почему весной дети  пускают кораблики?  

Девочки отвечают на вопросы мальчиков полными предложениями.

6.Игра «С кем дружит весна?»

  • - Хорошо поиграли в игру. Но ведь весна умеет дружить с разными

предметами. Ты не знаешь почему? – спросило Почему.

Призадумалось Потому.

(На доске (фланелеграфе)  выставляются предметные  картинки: птицы, дождь, подснежник, скворечник, радуга, дерево и т.д.)

- Ребята, объясните, почему весна дружит с птицами?

(Примерный ответ ребёнка: «Весна дружит с птицами, потому что птицы весной прилетают из тёплых стран».)

- Подумайте и скажите, с какими предметами может ещё дружить весна? Объясните свой выбор.

(Ответы детей.)

7.Динамическая пауза.

  • - Посмотри, сколько разных предметов я нашёл,  – сказало Потому.

(На фланелеграфе выставлены картинки: лейка, лопата, пила, куртка.)

- Ребята, как можно изобразить лейку? Лопату? Пилу? Куртку?

(Дети придумывают изображение - позу для каждого предмета. Например, лейка: ребенок стоит, одна рука вытянута вверх ладонью вниз  (носик лейки), вторая рука – на поясе (ручка лейки) и т.д.)

- Я буду называть предмет, а вы его изображайте. Будьте внимательными.

(Дети по команде логопеда изображают предметы.)

8.Игра «Четвертый лишний»

  • - Знаешь ли ты, Потому, какой предмет здесь лишний? – спросило Почему.

- Здесь лишняя лейка, потому что в неё можно налить воду, - не задумываясь ответило Потому.

- Прав ли наш герой, ребята?  Какой предмет лишний на этой карточке? Почему?

(На доске выставляются картинки к игре «4-ый лишний».  Примерные ответы детей: «На этой карточке лишнее яблоко, потому что оно (яблоко – это)  фрукт, а морковь, лук и свёкла – это овощи».)

9. Задание «Подбери звуковую дорожку к слову».

  • - В тетрадях у детей напечатаны слова,  – сказало Почему.

- Нужно их прочитать и найти лишнее слово, - тут же придумало задание Потому.

Дети открывают тетради и читают слова:  

лужи  

март

санки

- Какое слово лишнее? Почему? – спросило Почему.

- Какая звуковая дорожка подойдет к слову лужи? Соедините слово «лужи»  со звуковой дорожкой.

- Почему именно эту звуковую дорожку выбрали дети? – не унималось Почему?

(Дети объясняют свой выбор. Аналогично проходит работа с выбором звуковых дорожек для других слов.)

10.Упражнение «Закончи предложение».

  • - Эй, куда ты все бежишь Потому? Прочитай, что вот здесь написано? –

Кричало Почему.

(Дети читают вместе с Потому начало предложения.)

Мне нравится весна, потому  …

- Ну и как ты можешь продолжить предложение? – ворчало Почему.

(Дети придумывают конец предложения.)

Дети ходят в детский сад, потому …

Катя грустная, потому  …

Петя весёлый, потому  …

11. Составление рассказа по опорным картинкам.

  • - Почему картинки здесь расставлены не порядку? – спросило Почему.

- А в какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился рассказ? – в ответ спросило  Потому у Почему.

- Помогите, мне, пожалуйста,  дети, - взмолилось Почему.

(На доске выставляются  картинки: солнце, закрытое тучей; девочка в  плаще и резиновых сапожках, стоящая под дождем;  букет цветов.)

(Дети располагают картинки в нужной последовательности (варианты могут быть разными)  и составляют рассказ. Один из вариантов  рассказа: «Солнце спряталось, потому что его закрыла огромная туча.  Девочка обула резиновые сапоги, надела плащ,  взяла зонт, потому что  на улице шёл дождь, и пошла в магазин. В магазине она купила букет цветов, потому что у мамы был день рождения».)

12. Итог занятия.

  • - Интересная история у вас получилась ребята, - сказали в один голос Потому

и Почему. И побежали дальше всему удивляться.

- И вы, ребята,  молодцы, потому что помогали Потому и Почему делать новые открытия.

- Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему.

Литература:

1.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985.  112 с.

2.Ткаченко Т.А. В первый класс  – без дефектов речи: Методическое пособие . – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 112 с.: ил.

3.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). -- М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстративный материал для составления сложно – подчинённых предложений с союзом «Потому что».

В пособии собраны пары картинок, объединённых по смыслу, с помощью которых можно научить ребёнка составлять сложно – подчинённые предложения с союзом «потому что». В зависимости от у...

Иллюстративный материал для составления сложно – подчинённых предложений с союзом «Если, то».

В пособии собраны пары картинок, объединённых по смыслу, с помощью которых можно научить ребёнка составлять сложно – подчинённые предложения с союзом «если, то». В зависимости от уро...

План – конспект логопедической деятельности в старшей группе по лексической теме «Профессии». ТЕМА: Составление предложений с союзом «а»

Коррекционно-образовательные цели:Научить детей составлять предложения с союзом «а»;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного падежа имен существительных...

«Маленькое словечко «А» Задания и иллюстрации по упражнению в составлении предложений с союзом А

В презентации представлен наглядный материал и игрорвые упражнения, направленные на формирование и использование в речи предложений с союзом А....

Сложноподчинённые предложения с союзом «потому что» - занятие для старшей логопедической группы

Представляю конспект занятия для старшей логопедической группы по теме: Сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». А также, презентацию к одному из заданий данного занятия -...

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке".

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности позволяет детям с ОНР совершенствовать практический навык употребления в речи сложносочинённых и сложноподчинённых  предложений с...

Сложноподчиненные предложения. Союз ПОТОМУ ЧТО

Союз – ПОТОМУ ЧТО» -  союз состоит из 2-х слов и употребляем его в предложении тогда, когда хотим объяснить причину или отвечаем на вопрос: Почему?...