Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности позволяет детям с ОНР совершенствовать практический навык употребления в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке».
Цель: совершенствование у детей навыка практического употребления в речи
предложений с союзными словами.
Ход НОД
1.Организационный момент.
- Я задумала слово, играем в «Данетку» (Незнайка).
2. Составление сложноподчиненного предложения со словами «сначала, потом».
- Мне очень хочется рассказать вам историю о Незнайке. Вы поможете мне это сделать?
В одном сказочном городе на улице Колокольчиков жил коротышка по имени Незнайка. Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Как-то в один весенний день Незнайка решил отправиться на прогулку. Ребята, подскажите Незнайке, как всё сделать правильно? Что надо сделать сначала, что потом?
- Сначала надо одеться, а потом пойти гулять?
Да, сначала надо…
- Сначала надо надеть голубую шляпу, а потом оранжевую рубашку?
Нет, сначала надо …
- Сначала надо обуться, а потом надеть канареечные брюки?
- Сначала надо сесть на скамейку, а потом прийти в парк?
- Сначала надо поиграть с мячом, а потом взять его из дома?
- Сначала надо выйти на улицу, а потом покататься на самокате?
- Составьте свои предложения со словами «сначала, потом».
3. Составление сложносочинённых предложений с союзами «и», «а».
В Цветочном городе было очень красиво: вокруг каждого дома росли цветы, даже Огурцовая река имелась, а за рекой - лес. Гуляя по городу, Незнайка всегда смотрел по сторонам. Много интересного он увидел, увидел и вот эти предметы.
- Ребята, возьмите по одной картинке. Найдите что-то одинаковое у двух предметов и встаньте в пару. Составьте предложение со словом «и».
- Теперь найдите что-то разное у двух предметов и встаньте в пару. Составьте предложение со словом «а».
4.Составление сложносочинённых предложений с союзным словом «или».
Незнайка очень хотел чем-нибудь заняться, но совсем не знал чем.
- Не знаю, что мне делать, ловить сачком бабочку или поливать цветы из лейки? – вслух рассуждал он.
- Используя картинки, предложите Незнайке на выбор два дела. Начните предложение так: «Не знаю, что мне делать…».
Картинки: сачок, лейка, удочка, книга, мячик, скакалка, ножницы, мишка, ролики, самокат, отвёртка, пластилин и т.д.
5.Составление сложноподчинённых предложений со словами «для того чтобы», «который».
Не заметил Незнайка, как добрался до мастерской, в которой хозяйничали знаменитый механик Винтик и его помощник Шпунтик. В мастерской у них царил беспорядок, ведь они всё, что находили, складывали себе в карманы и несли в мастерскую.
- Что было бы, если бы у Шпунтика и Винтика не было карманов?
- Назовите картинки и скажите, для чего нужен каждый предмет? В ответе используйте слова «для того чтобы».
- Если бы вдруг на земле исчезли все ножницы?
- Ещё они носили суперочки. Что это были за очки? Ездили они на лимонадомобиле? Что это такое? И смастерили жуколёт?
6.Составление сложноподчиненных предложений со словом «потому что».
- Подвижная игра «Разбежались!»
Кроме улицы Колокольчиков, на которой жил Незнайка вместе с 16 малышами-коротышками, в Цветочном городе были аллея Ромашек и бульвар Васильков. Сегодня был яркий солнечный денек, и все малыши собрались на Бульваре Васильков. Они играли в подвижную игру. Поиграем?
- Кто согласен, тот встаёт. Почему вы встали?
- Мальчики бегут направо, а девочки налево. Остановились.
- Почему ты, Ваня, побежал направо? Почему ты, Надя, побежала налево?
Аналогично задаются вопросы, после выполнения каждой команды.
- У кого одежда с карманами, подойдите к окну, а у кого без карманов – к двери.
- У кого есть красный цвет в одежде, тот приседает, а у кого нет красного цвета в одежде – прыгает.
- Кого в детский сад привела мама, тот кружится, а кого привела не мама, тот хлопает в ладоши.
- Кто летал когда-нибудь на самолёте, изображает полет птицы, а кто не летал – замирает на месте.
- У кого дома есть кот или кошка, подойдёт к доске, а у кого нет кота или кошки – сядет на стул.
- Здорово поиграли, садитесь все на стульчики. Почему вы сели на стульчики?
7.Составление сложносочиненного предложения с союзом «зато», «чтобы».
- Надоело Незнайке играть, и он опять пошёл слоняться по городу. Проходя мимо дома, где жили малышки, Незнайка услышал их беседу.
- Я не умею чинить машины, зато… Конец фразы Незнайка не расслышал,
потому что мимо него пролетел огромный майский жук.
- Закончите предложение малышки.
- Я плохо катаюсь на роликах, зато… - услышал Незнайка опять начало предложения.
- Я не пошла гулять, зато…
Майский жук все летал и летал над Незнайкой. Незнайка помчался было за ним, да жук оказался быстрее.
- Вот, когда я стану взрослым…Что мог сказать Незнайка?
- Вот когда я стану взрослым, то я обязательно научусь читать.
- Прочитайте начало предложения и закончите его.
- Мышка роет норку, чтобы …
- Винтик взял велосипед, чтобы …
- Кнопочка надела шубу, чтобы …
- Малышки поливают цветы, чтобы …
- Незнайка взял карандаш, чтобы ….
8. Составление сложносочиненного предложения со словом «что».
Самым главным среди малышей-коротышек был Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги.
- Я знаю, - говорил Знайка, - что у жирафа самая длинная шея. Я знаю, что …
Что еще мог знать Знайка? Передавая друг другу мяч, скажите нам, что вы знаете.
- А Незнайка говорил: Я не знаю, но хочу узнать … Что хотел бы узнать Незнайка?
Малыши любили задавать Знайке всякие умные вопросы, вот и в этот раз они спросили его: «Что было бы, если бы солнце стало синим?»
- Как вы думаете, что мог ответить Знайка?
Послушал Незнайка своего друга и думает: «Хорошо бы и мне стать таким, как Знайка».
- Ребята, скажите, может ли Незнайка стать Знайкой? Как Незнайке стать Знайкой?
9. Итог занятия.
- Вот такой был Незнайка. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться. О приключениях Незнайки мы можем узнать в книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». В этой книге много историй о Незнайке. Там есть история о том, как Незнайка захотел стать художником. История о том, как Незнайка хотел научиться читать. Какие ещё истории могут быть в этой книге?
- Что правда в моей истории, а что вымысел, вы сможете узнать, когда ….
Какую книгу вы будете читать?
- Тут истории нашей пришёл конец, а кто помогал мне её рассказать, тот … (молодец).
Литература:
1.Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. - Издательство: Махаон, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстративный материал для составления сложно – подчинённых предложений с союзом «Потому что».
В пособии собраны пары картинок, объединённых по смыслу, с помощью которых можно научить ребёнка составлять сложно – подчинённые предложения с союзом «потому что». В зависимости от у...
Иллюстративный материал для составления сложно – подчинённых предложений с союзом «Если, то».
В пособии собраны пары картинок, объединённых по смыслу, с помощью которых можно научить ребёнка составлять сложно – подчинённые предложения с союзом «если, то». В зависимости от уро...
План – конспект логопедической деятельности в старшей группе по лексической теме «Профессии». ТЕМА: Составление предложений с союзом «а»
Коррекционно-образовательные цели:Научить детей составлять предложения с союзом «а»;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного падежа имен существительных...
«Маленькое словечко «А» Задания и иллюстрации по упражнению в составлении предложений с союзом А
В презентации представлен наглядный материал и игрорвые упражнения, направленные на формирование и использование в речи предложений с союзом А....
Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что".
Сценарий организации непосредсвенно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОНР, упражняет детей в составлении сложноподчиненных предложений с союзом "потому что...
Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".
Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...
Конспект ОД "В гости Дед Мороз пришел" по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, во фразах, предложениях
laquo;В гости Дед Мороз пришел»Цели и задачи:- коррекционно-образовательные:* закреплять навыки правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;*продолжать работу над формиров...