КОНСПЕКТ НОД ПО развитию речи ТЕМА Звуковая культура речи: звуки щ-ч.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Опенышева Надежда Александровна

Упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ-ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 11»

КОНСПЕКТ НОД  ПО развитию речи

 ТЕМА 

Звуковая культура речи: звуки щ-ч.

Средняя  группа.

ФИО: Опенышева Н.А.

Должность: воспитатель

 

март,  2020 год

Схема конспекта занятия

Образовательная область: Познавательное  развитие

Возрастная группа: средняя  (4- 5года)

Тема занятия: Звуковая культура речи: звуки щ-ч

Цель занятия: Упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ-ч.

Задачи занятия.  

Образовательная:  Учить детей  правильно произносить  звук щ и дифференцировать звуки щ-ч.

Развивающая: Память, внимание, мышление, речь

Воспитательная: Побуждать детей отвечать на вопросы, воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.

Демонстрационный материал:  игрушка щеночек.

  1. Вводная часть 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети идут друг за другом по кругу.

                 

Дети присаживаются на корточки, наклоняют голову, закрывают глаза.

Дети просыпаются

-  Предлагаю   поиграть в игру  «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вверх)

Как идешь? – Вот так! (шагают на месте)

Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)

Как берешь? – Вот так! (прижимают ладонь к себе)

Как даешь? – Вот так! (выставляют ладонь вперед)

Как шалишь? – Вот так! (надувают щеки и аккуратно кулачком лопают)

Как грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком). 

По сигналу воспитателя

2. Основная часть занятия.

Образовательная задача:  Учить детей  правильно произносить  звук щ и дифференцировать звуки щ-ч.

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

Дети садятся на стульчики.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Ответы детей: песенка воды, жука.

Ответы детей.

Дети поют песенку: щ-щ-щ-щ

Дети выполняют артикулярную гимнастику.

Дети повторяют за воспитателем.

Дети выполняют гимнастику.

Дети считают слова со звуком щ.

Дети  хлопают в ладоши.

Дети показывают на пальцах количество слов со звуком щ.

- Присаживайтесь на стульчики.

Гимнастика для глаз:

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.  

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись  

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

- Дети, сегодня к нам в группу пришел Щенок.

- Давайте скажем  щенку,  какой звук слышится в этом слове (щенок)?  (звук щ).

- Вот послушайте внимательно стихотворение и скажите, а какой звук прячется в словах этого стихотворения?

    Щеткой чищу я щенка,

    Щекочу ему бока.

- какой звук? (звук щ). Этот звук похож на  звук в слове щенок?

- А мой язычок научился петь  новую песенку, послушайте: «Щ-щ-щ».

-  Попробуйте спеть ее, а чтобы правильно спеть: нужно кончик языка держать за верхними зубами, а рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ, вот так). Давайте споем все вместе, а сейчас споют девочки. Теперь споют мальчики.

- Больше всего наш язычок любит играть.

 - Поиграем? Сделаем гимнастику для язычка:

*«заборчик» (улыбаются, показывая зубки на счёт от 1 до 5)

*«слоник» (вытягивают как можно дальше губы на счёт от 1 до 5)

*чередуем «заборчик» - «слоник»

*«качели» (язычок сначала за верхние зубы, потом за нижние)

*«лошадка» (щёлкают язычком, нижняя челюсть не двигается на счёт от 1 до 5.

- Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда  их путают. Но нас не проведешь, не так ли?

- Проверим?

- Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:

      Ащ – ащ – ащ – ач – ач - ач,

      Ча – ча – ча – ща – ща – ща,

       Ещ –ещ – ещ – еч – еч – еч.

Все ребята дружно встали                

И на месте зашагали.                

На носочках потянулись,        

А теперь назад прогнулись.  

     

Как пружинки мы присели        

И тихонько разом сели.              

- Сейчас я скажу предложение, а вы должны  угадать и сказать щеночку, какой звук слышится в словах этого предложения: «Девочки и мальчики прыгают как мячики»? (звук ч)

- А сейчас  назову слова, а вам надо услышать в словах звук щ и хлопнуть в ладоши:

плащ надену …, щуку поймаю …,  ищу пропавшего щенка…,  угощу молочком ежа.

- Наш щенок знает пословицы и хочет, чтобы вы сосчитали, сколько слов со звуком щ в пословицах, ответ нужно показать на пальцах:

«Щи да каша – пища наша»

« Где щи, тут и нас ищи»

Моргают глазами.

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

Игрушка щенок.

С. Маршак «Про все на свете»:

Выпрямится.

Ходьба на месте.

Руки поднять вверх.

Прогнуться назад, руки                    положить за голову.

Присесть.

  Выпрямится и сесть

3. Заключительная часть занятия:

  • Задача:  учить оценивать свои действия на занятии  (справились с заданиями, не справились, в чем было затруднение).

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

Ответы детей.

- Молодцы, справились с заданиями, теперь щенок знает звук щ.

- А для кого  были   сложными задания? Кому нужна была помощь?

- Щенок всем говорит:  спасибо, до свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук [с] Вторая младшая группа

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук [с] Вторая младшая группа...

Конспект по развитию речи " Звуковая культура речи, звук "Ж". ( средняя группа )

Цель: воспитание звуковой культуры речи: звук «Ж». Задачи: Образовательные: -Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках...