Конспект ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Звуковая культура речи: звук «Ш»»
для детей старшей группы 5-6 лет
Учитель – логопед:
Дерновая Оксана Николаевна
Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»»
Программное содержание: Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах, согласовывать существительные с числительными, находить слова со звуком [ш]. Закреплять представления детей о речевых звуках. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь, координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Воспитывать умение слушать других.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Поймай звук», «Найди звук «Ш», «Маленькое – большое», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Материал: презентация «Путешествие с мышкой», карточки с заданиями, аудиозаписи: звук ветра, логопедическое упражнение «Игра на пианино».
Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят около стульев.
C воспитателем имитируют движения.
Логопед вместе с детьми:
Утром встали малыши, (руки поднимают)
В детский садик свой пришли, (шагают на месте)
Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).
Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)
Логопед: - Поздоровайтесь, друзья!
Дети: - Здравствуйте!
Логопед: - К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает). Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, давайте, вспомним, какая песенка у шарика?
ДЕТИ: Ш-Ш-Ш
Логопед: - Да, мы сегодня с вами будем продолжать учиться красиво произносить звук «Ш».
- Ребята, давайте вспомним:
Как шипит змея? <ш-ш-ш>
Как шумит ветерок? <ш-ш-ш>
- Да, правильно, ребята. При произнесении звука «Ш» - язык у нас чашечкой, зубы сжаты, а губы округлены. Звук «Ш» - согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, и звук «Ш» всегда твердый.
Логопед: - Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем. А в этом конверте, посмотри-ка, … какая-то картинка. Что это? (воспитатель показывает на домик)
ДЕТИ: - Домик.
№1
Логопед: - В этом домике живет мышонок по имени «Шалунишка». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил для Вас разные испытания, с которыми мы должны справиться. А в конце испытаний наш ждет необычный сюрприз. Ну что примем приглашение мышонка?
ДЕТИ: -Да.
Логопед: - А, чтоб попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать.
Мы немножко покружимся,
И у мышонка очутимся.
№2
Логопед: - Мышонок нас приглашает на большое болото. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши — вот так:
Ша-шу-ша
Шо-ши-шо
- Ребята, как шумят камыши?
(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш], сначала все вместе, потом индивидуально)
- Ребята, а отгадайте загадку и узнайте кто живет в болоте.
Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это?
ДЕТИ: ЛЯГУШКА.
Логопед: - Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте?
№3, 4, 5, 6,7
(по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушат, пять лягушек)
№8
Логопед: - Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?
ДЕТИ: Ш-Ш-Ш
Логопед: - Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить.
Каранда… Малы… Камы… Ланды…
(Воспитатель показывает картинки, а дети договаривают последний звук)
№9
Логопед: - Ребята, Мышонок хочет Вам рассказать странные истории, послушайте их, пожалуйста, и подумайте может ли такое быть. И помогите исправить эти предложения.
Мышка ловит кошку.
Машина едет на дедушке.
Шляпка носит Наташу.
№10
Логопед: - Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!
Много разных звуков окружают нас,
Даже если тихо в комнате сейчас.
Мы сейчас, ребята, дружно
Будем звуки издавать.
(Выполняют движения по тексту стихотворения)
Будем глазками моргать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем ножками мы топать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем громко все считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем звонко, звонко хлопать:
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом будем молчать.
№11
Логопед: - Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, ребята, Мышонок хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Выберем тех животных в друзья мышонку, в названии которых есть звук [Ш]. Кто же хочет подружиться с Мышонком?
(всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака)
(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка)
№12
Логопед: - А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки.
(Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш])
- Носит яркий гребешок
Наш веселый …
ДЕТИ: Петушок.
- Рисует дружно малыши,
У них в руках …
ДЕТИ: Уши.
- Вот бежит малышка
Серенькая …
ДЕТИ: Мышка.
- Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам …. ДЕТИ: Машина
№13
Логопед: - Мышонок хочет с вами поиграть. Игра называется «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].
с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш
№14
Логопед: - Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой.
ШИ-ШИ-ШИ-ШИ
КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ШО-ШО-ШО-ШО
МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО
ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ
ША-ША-ША-ША
БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки, ударяя пальчиком в воздухе под звуковую композицию)
№15
Логопед: - Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку?
(перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка)
ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.
№16
Логопед: - Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …
Логопед: - Ребята, а наш волшебный ветерок «полетает», а мы последим за ним глазками. Покажите Мышке, как мы тренируем глазки.
Полетел вверх ветерочек – Ш-Ш-Ш
Покружился, покружился,
И на землю опустился – Ш-Ш-Ш
Полетел он вправо – Ш-Ш-Ш
Полетел он влево – Ш-Ш-Ш
На окошко полетел – Ш-Ш-Ш
Далеко он улетел – Ш-Ш-Ш
(всматриваются вдаль)
Ему ресничками помаши – Ш-Ш-Ш
И в дорогу проводи – Ш-Ш-Ш
№17
Логопед: - Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие.
У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая.
У Мышонка не маленькое платье, а … большое.
У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие.
У Мышонка не маленький шар, а … большой.
№18
Логопед: - Вот и закончились задания Мышонка. А за то, что мы справились со всеми заданиями Мышонка, он приготовил вам сюрприз - шарики.
(вручение подарков детям)
Логопед: - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Чтоб обратно возвратиться, нам нужно опять произнести волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать.
Нам пора уж в детский сад,
Там игрушки ждут ребят.
Мы немножко покружимся,
И домой мы возвратимся.
- Вот мы и в садике. Ребята, где мы были? Какой звук мы учили правильно и красиво произносить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
«Развитие речи» «Звуковая культура речи : звук Ц »
Цель : отрабатывать четкое произношение звука Ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний ; учить изменять темп речи.Задачи :Образовательные :·...
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"
Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.Задачи:Образовательные.- познакомить с произношением зву...
Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "У"
Рекомендовано воспитателям ДОУ....
Речевое развитие. Развитие речи. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Форма работы – ситуативный разговор.Цель.Формировать умения слушать говорящего, отвечать на вопросы.Задачи. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содерж...